баннерная реклама :)

Черногория в октябре

октябрь 2007

6 октября

Летели из Домодедово. Рейс Москва-Тиват -3часа5минут. На этот раз, научившись на собственных ошибках, не взяли железный нож. Прихватили пластмассовые ножи из самолета. Режут они не хуже железных, а мы были избавлены от нудного созерцания багажной ленты в аэропорту Тивата. В Тивате было облачно и нежарко, октябрь все-таки. Куча таксистов предлагали довести до Будвы за 25 евро. Но так как нас заставили взять трасфер, нам пришлось ждать минут 40, пока все возьмут свой багаж. В часа 3 по местному времени (на 2 часа раньше московского) были в отеле "Александр". Отель весьма скромный, небольшой. Вместо DOUBLE ROOM дали двухкомнатные апартаменты. Во всех номерах есть мини-кухня, т.е. плита, холодильник и весьма странный набор посуды: 4 чашки, 4 блюдца, 1 (одна) чайная ложка, 1 железный кофейник. Кипятильник оказался ненужным. Еда скромная, но свежая. В автобусе нам не только не предложили экскурсий, но и не назначили встречи с гидом. Мы так и не познакомились с этим полулегендарным существом, от которого у нас осталась только визитка. В представительстве другой фирмы при отеле нам лениво сообщили, что экскурсии на каньоны нет и не будет, но они могут осчастливить нас экскурсией в Дубровник за 35 евриков.

Вечером пошли к старой Будве (около 1 км от отеля), где попали на местный праздник рыбы и вина. Молодые черногорские дарования на сцене от души пели под фанеру и танцевали современные танцы с умением более уместным в дискотеке.

Ночью мы поняли, что забыли взять Фумитокс.

7 октября

С утра отправились по направлению к Бечичи (обратное от старой Будвы), где нашли точку местного экс.бюро, которое предлагало экскурсии на каньоны и Дубровник за 30 евро. Там никого не было. Но стоило нам остановиться, нам тут же подскочили местные люди из ближайшего кафе и предложили услуги некого Марко-таксиста, который может отвезти нас в каньоны и все показать. Так как мы познакомились с двумя дамами, которые тоже выразили желание ехать, то получилось по 40е на каждую, и мы договорились на следующий день.

Дальше мы пошли осматривать старую Будву. Это – средневековая крепость на полуострове, полностью восстановленная после землетрясения 1979г, весьма симпатичная. Поднялись на цитадель (2е), где нас запустили в библиотеку и на красивую смотровую площадку

После отправились за старую Будву на пляжи Могрен 1 и 2. Путь туда идет по дорожке вдоль скалы. Сами пляжи песчаные, ограниченные скалами. Хотя мы купались на 2-ом Могрене, первый нам понравился больше. Народу мало, купаются единицы. На 2-ом Могрене предлагают напрокат педалины (катамаран с педалями) 5е и сандолеты (пласт.байдарки) за 2.5е., на которых можно сплавать на остров Св.Николы. Приставать к нему можно только с дальней стороны, а то арестуют. Пошли от Могрена 2 по камням до мыса. Замечательный вид на старую Будву, остров, море. Только не стоит ходить по этим камням в пляжных тапках, а то и загреметь можно.

Поели в ресторане между крепостью и морем. Порции всего, кроме супа и кофе, большие. Брали все одно на двоих и прекрасно наедались. Рыбный суп и уха отличные .

После романтики и красоты занялись делами бытовыми. Нашли местный автовокзал (за Адриатическим шоссе) Вышли на курортную улицу, параллельную набережной, на которой масса кафеюшек, магазинчиков с сувенирной дребеденью и , главное, куча местных экс. Бюро. Набор экскурсий у всех одинаков, цены тоже. Дубровник, каньоны- 30е, Цетине-Ловчен -15е, Острог, Котор, Круиз по Боко-Которскому заливу. Мы тут же купили экскурсию на каньоны на вторник и в Дубровник на четверг. Марко-таксисту была предоставлена возможность проехаться до каньонов самостоятельно.

После ужина в темноте (темнеет около 6:30) пошли гулять в Бечичи, сначала по набережной, потом сквозь ярко-освещенный туннель, далее направо сквозь отели на пляж Бечичи и дальше сколько сил хватит

8 октября

В 8:00 сели в автобус до Бара (от вокзала 3е, в 3 шагах от вокзала 2.50е) Кстати, проезжали в 8:10 мимо нашего отеля, могли спокойно сесть там. Около 9 были в Баре. Большой портовый, малосимпатичный город. Пляж галечный, отвратный, вода очень грязная. Отправились в Старый Бар в 4-5км от нового. Народ жутко удивлялся нашему желанию идти пешком, но дорогу показывали, к тому же есть указатели. Около 1 км надо идти вдоль шоссе от моря, но остальная часть по живописной дороге в гору, окруженной садами местных жителей с мандаринами, гранатами и пр. STARI BAR – это крепость на крутом склоне горы, здорово разрушенная, с кучей развалин и несколькими восстановленными (читай заново построенными) зданиями. Очень живописно и ни на что не похоже.

История этого города, как мы выяснили из проспекта, весьма печальна и поучительна. Он был основан в незапамятные времена иллирийцами. Переходил из рук в руки, торговал, занимался ремеслами, строился. В 1571 году мирным путем перешел к туркам. В результате жестокой оккупации город процветал еще 3 века с хвостиком, представляя из себя симбиоз средиземноморской и восточной культур. В 1879 году он был освобожден черногорцами. "С этого момента полуразрушенный город прекратил свое существование" цитата из проспекта. Вот так-то…

3 часа бродили по городу (т.е. лазали по руинам). Народу мало. Горы, солнце, голодные кошки. Получили массу удовольствия. Вернулись в отель около 6.

9 октября

Встали в 5:30. В 6:15 уже ждали автобус. Около 6 тронулись. Автобус был почти полон. Наша суперразрекламированная гид Таня из Одессы не очень бегло и правильно говорила по-русски. Впрочем ее английский (с нами было 2_3 англичанина) был еще хуже. Ехали через Петровац, мимо Скадарского озера к монастырю Морачи. Дорога везде очень красивая, но садиться нужно с правой стороны автобуса, если хотите что-нибудь видеть.

В Морачском монастыре среди гор, весьма живописном, живут 3 монаха и игумен, но за работой, на огороде, в церковных лавочках, мы видели только женщин. Монахам, видимо,

Работать некогда, они заняты молитвами, духовными раздумьями и прочими более важными делами.

Ехали вдоль реки Морачи. Нас остановили у красивого каньона, дали время посмотреть, пофотографироваться. Далее – на Биоградское озеро. Озеро красивое, но не было солнца, и оно не произвело на нас должного впечатления.

Далее – к Таре. Каньон Тары – огромный, изумительно красивый, дух захватывает. Недаром он второй в мире после американского Колорадо. Далее – к мосту Джурджевича через Тару. Мост потрясающе красив, а виды с моста – не передать словами! (musthave!!!)

Далее в Жабляк, где мы пообедали. Жаркое из ягненка – очень вкусно. Потом на Черное озеро. Красиво, но отсутствие солнца не порадовало и на этот раз.

Обратно другим путем: через Шавник, Никшич, Подгорицу, Цетине. Дорога, что туда, что обратно, супер красивая. Остановки на самых красивых местах, а также бытовые (выпить кофе, купить еду и прочее)

В общем, экскурсия нам понравилась. Приехали в 9 часов, еле успели на ужин.

10 октября

Решили никуда не ездить, а ходить. Наше желание взять сандалетку (байдарку) и сплавать на о-в Св.Никола разбилось о погоду, и мы в десятом часу отправились к о-ву Св.Стефана (около10 км от отеля). Прошли свой пляж, далее перед туннелем, свернули направо и тут же вверх по тропинке налево к TANGA BEACH. Тропа хорошая, но видов никаких, хоть и поднялись на мыс. Вышли на маленький и весьма живописный пляж. Зонтики на бетонных плитах, сделанных в скалах, и 2 раза по 10-15 м песчаного пляжа, маленькое кафе. Народу – 1 мужчина. Дождь прекратился, и мы с удовольствием искупались.

Дальше обошли мыс по хорошей тропе и вышли на Бечичи пляж (песчаный, 2 км длиной). Дошли по нему до Рафаиловичи. Там стоят 2 скалы в море необычной формы. Дальше туннель с тусклым освещением вывел нас на песчаный неопрятный пляж. Дальше пришлось подниматься на трассу, прошли по ней около 500-700 м, спустились к Пржно (пляж и несколько отелей), потом поднялись к монастырю Прасковица (около 80 м вверх от трассы). Пара соборов, куда можно войти. Смотрится хорошо. Дальше спустились к Милочеру. С трассы и с монастыря отличный вид на о-в Св.Стефана. Он весь застроен средневековыми домами. Сейчас VIP-гостиница. Кстати, он гораздо лучше смотрится издали, чем вблизи. Честно говоря, никакого желания поселиться в нем он у нас не вызвал. Рядом с ним пляж Св.Стефана. Ничего особенного.

Пошли обратно к Будве и обнаружили самый красивый пляж, из тех, что мы здесь видели: Милочер или Большой Королевский. Частично галечный, частично песчаный в красивой бухте, обрамленный изумительным парком, он нам очень понравился. Конечно, искупались. С двух сторон он завершается очень симпатичными скалами. Далее идет Малый Королевский пляж, примыкающий к Королевскому отелю, бывшей резиденции черногорских королей. Нас туда не пустили, так как отель находится на реконструкции. Не очень-то и хотелось.

Дальше мы пошли домой в обратной последовательности. Дождь то начинался, то кончался. Но часов в 5-6, когда мы сидели в кафешке и смотрели на море, попивая кофеек с пирожными и десертами (красиво жить не запретишь), пошел настоящий дождь. Дай бог, чтобы он прекратился к утру!

11 октября. Экскурсия в Дубровник

Набрался почти полный большой автобус (Ура расторопности местных гидов!) Около 8 тронулись. Гид нам попался спокойный и весьма лаконичный. Время от времени он нам сообщал: "Черногория здесь, Хорватия там". На этом, видимо, его владение великим и могучим заканчивалось. Зато он четко и вовремя собирал и раздавал наши паспорта, заполнял бумаги, общался с погранцами. Граница, как обычно, оказалась геморроем. Проходили ее больше часа, сидя в автобусе. Хотя и есть утренний автобус "Будва-Дубровник", из-за границы и требуемых бумаг приходится брать экскурсию!

И вот наконец поехали по изумительной дороге, проходящей по горе над морем уже по земле Хорватии. Виды потрясающие, если сидеть с левой стороны. Показался Дубровник. Огромная, красивая, имеющая собственное очарование крепость. По дороге было несколько lookoutов. При виде их шофер прибавлял скорость так, что фотографирование находящегося внизу города было замечательным упражнением на быстроту реакции. Гид сказал, что остановятся на обратном пути. И мы, наивные дети северных народов, ему поверили.

В 11 подъехали к воротам старого города. Нам дали свободное время до прихода гида (45 минут, ни туда - ни сюда) Самый лучший способ провести его – это сходить на форт, расположенный справа от крепости на скале. Вход – 1е. Говорят, хорошие виды сверху. Не знаем – не были. Гид поводил нас по городу около часа. Мужик неплохой, знающий, но неправильные ударения в сочетании с быстротой речи мешали обогащению наших голов знаниями.

Дальше 2 часа свободного времени. Мы побежали на городские стены. Вход – 50 кун или 15е за двоих. Кстати, евро берут везде, только заранее нужно договариваться о сдаче в евро, а не в кунах. 1е=7кун. И курс, конечно, всегда в их пользу. Окружность стен – 2км. Виды – дух захватывает! (musthave!!!) Даже то и дело начинающийся дождь не испортил наше впечатление. Вообще, в Дубровник нужно приезжать на пару дней, может быть, с осмотром соседних городов (Корчула, например) Только для этого нужно заранее позаботиться о приглашении. Мы взяли e-mail гида, который держит апартаменты..

Кстати, если заранее позаботиться о еде, то можно устроить шикарный пикник прямо на стене с видом на старую гавань с кормлением чайки. Мы так и сделали, чего и вам желаем.

На обратном пути наш заботливый гид проехал все приличные lookoutы и после общего возмущения остановился на площадке, откуда Дубровник уже почти уходил за горизонт. Огромное ему спасибо от всех туристов России!

Дома были около семи.

12 октября

С утра у нас было планов громадье: посещение Острога, Ловчен, Цетине. Ну-ну… В 8:10 сели в автобус, идущий через Никшич с автовокзала (7е). До этого нам сказали на том же вокзале, что от автобусной остановки и до самого монастыря 2-3 км. И мы, 2 наивных чукотских девушки, им поверили. Наша ошибка разъяснилась слишком поздно, когда мы, проехав часа 2 от Будвы, оказались одни на шоссе в 8 км от монастыря, да все дорога в гору. Печально побрели мы до ближайшей деревеньки и уселись пить капуччино. И в этот момент что-то свыше услышало наши стенания, и нам с небес был послан экскурсионный автобус. В миру этот небесный посланник носил название R-Tours. Милые улыбки и 5е сделали свое дело, и вскоре мы уже катили по горному серпантину к монастырю. Занятие, я скажу, не для слабонервных. Народ визжал, но прижимался к окнам, чтобы рассмотреть пропасть, в которую будем падать, получше. Не доезжая 2-3км до монастыря, пересели в маршрутки (1,5е)

И вот мы уже у монастыря. Белый собор, построенный в нише скалы, почти не имеет внутренних помещений. Смотрится весьма необычно и красиво. Очень развита коммерция. Еще в автобусе гид подробно объяснила что, где и почем нужно покупать. Обратно от монастыря до стоянки автобуса шли пешком. Кстати, именно с этой дороги открываются самые лучшие виды на монастырь, откуда действительно кажется, что он парит в воздухе, как пишут во всех путеводителях.

Еще 10 и мы едем на нашем автобусе до Цетине. Вообще, использование чужих экскурсионных автобусов - это musthave! Солнышко скрылось, начался дождь, и вместе с ним приказала долго жить наша надежда посетить Ловчен. Мы уже стали своими в группе, и поэтому пошли с ними под проливным дождем в Цетиньский монастырь. Там приложились к нетленной руке Иоанна Крестителя (Еще около 20 его конечностей хранится в разных городах мира. Но это так – к слову). Сходили в ризницу(2е): церковная утварь, иконы, книги, одеяния владык, подарки русских царей и эмигрантов. Можно сходить, можно и не ходить. Мокрые, уставшие около 6-7 часов отправились на том же автобусе в Будву.

Большое спасибо R-Toursу!

13 октября

Сегодня была аномальная погода – ни одного дождя! В 8:30 сели в автобус на автовокзале (2.50 е) и через 40 мин были в Которе. Единственно, что достойно внимания в Которе, это старый город. Все остальное – ужас! Пляжи крошечные, вода, по сравнению с Будвой, - грязная. Но старый город – это НЕЧТО! Соборы, небольшие уютные площади, узкие улочки. И главная изюминка – городские стены! Если в нормальных городах они окружают город, то здесь они забираются в гору. Поднимаясь по стенам, мы оказались на крепости Св.Ивана метрах 800-1000 над морем и городом. Там развевается флаг Черногории. Виды – просто фантастические. Musthave и еще раз Musthave! Не нужно ездить в Котор на экскурсию! Обещанная этими врагами человечества морская прогулка не стоит и сотой части удовольствия, которое мы получили, лазая по стенам. Ступеньки, тропинки вполне проходимы.

Но дернул меня черт заглянуть повнимательнее в карту. Там был обозначен альтернативный спуск с этой горы в город. Но раз обозначен, то он должен быть пройден – это же аксиома российского туризма! И мы пошли… Нависающие узкие карнизы, полуразрушенные лестницы, справа стена, слева обрыв, постоянная опасность, что все это безобразие кончится, и нам придется лезть наверх. В общем, весело. В конце пути нас ждал благородный лавр, венки из листьев которого увенчали головы героев, прошедших этот замечательный путь и не сломавших шеи. Еще раз ура российскому женскому туризму! Но повторять не советуем.

Потом искупались недалеко от пристани. Попытались поесть в старом городе (романтики, блин!). Напитков – сколько хочешь, еды – хоть шаром покати. Круассан и сэндвич – все, что мы сумели там раскопать.

Дальше сели на местный автобус Котор-Рисан (остановка на пересечении основной трассы и реки Шкудри, рядом со старым городом) и через 30 минут были в Перасте. Крошечный городок, вытянувшийся вдоль моря, со старыми соборами, дворцами и домами. Много разрушенного. Пляжей нет вообще. Есть неплохой ресторан прямо на набережной. Можно вкушать морепродукты с видом на 2 островка с церквами. К островкам не поплыли, решили, что мы можем достаточно разглядеть их с берега, к тому же уже было поздно. Поднялись по лесенке у собора наверх. Неплохие виды на Которскую бухту, островки, колокольню, даже виден паром в самой узкой части бухты. Кстати, мы его проезжали, когда ездили в Дубровник. Около 18:30 опять сели на местный автобус около собора и в 19 оказались в Которе около крепости. Стены, идущие по горе, бастионы, форты освещаются. Красота! В 19:25 с автовокзала отправились в Будву.

Вечером, к своему удивлению, обнаружили бассейн при отеле. Вау!

14 октября

Сегодня состоялась наша вторая попытка попасть на Ловчен. Ветер, который подул с вечера, разогнал всю облачность, и Черногория, наконец-то оправдала название солнечной. В 9 часов на автовокзале сели в автобус до Цетине. Автобусы ходят часто. Около 9:30 были в Цетине. К нам тут же подошел таксист и предложил довезти до Ловчена и обратно за 25е. Так началось наше освоение Черногорских такси. По дороге любезный таксист рассказывал нам о родных местах, давая ценнейшую информацию, по-черногорски, разумеется. Мы поддерживали разговор по-русски. Экзотика! Но главное он сумел донести до нас. За каких-то лишних 10е он предлагал посетить lookout на Боко-Которскую бухту в 5 км от мавзолея Негоша на Ловчене. Когда мы отвергли эту идею, цена упала до 5е, и мы согласились. И не зря!

Вот мы стоим у подножия мавзолея. Перед нами 461 ступенька. Пронизывающий холодный ветер. Все мысли о зимних шапках, которые мы по недосмотру оставили в Москве. Сарафанов набрали, оптимистки, блин! Мавзолей расположен 1600 м над уровнем моря. Вокруг каменное море гор. Идем по ступенькам. Стараясь натянуть горло свитера на уши и придерживая кепки. И вот мы перед мавзолеем, этим творением местного Церетели. (Иван Мерштрович, он много где напакостил в бывшей Югославии) С милой улыбкой нам навстречу выбегает местный рэкетир и требует по 2е за вход в мавзолей. Слава богу, пошла я одна, чтобы пофотографировать. Внутри стоит какой-то божок, далее выход на смотровую площадку. Собственно, ровно те же виды, что и с лестницы, тот же ветер. От Боко-Которской бухты виден малый кусочек. Вывод: грабиловка это- 2е с человека.( Mustdie) Спустились к стоянке такси и пошли пить кофе в местный ресторанчик. Лепота! Место защищено от ветра, красиво, тепло, кофе – сказка! Кстати, там можно и поесть. Дальше поехали смотреть Боко-Которскую бухту. Виды фантастические. Вся бухта у тебя под ногами, как на карте. Таксист пофотографировал нас и сидя, и стоя, и по-всякому.

Поехали в Цетине с небольшой остановкой в селе Негоша, где нам было предложено посетить музей Петра Петровича Негоша. При всем нашем уважении к этому выдающемуся деятелю, мы отказались.

Цетине, несмотря на реноме культурной столицы Черногории, городок небольшой, и особо смотреть там нечего. Цетиньский монастырь 17 века, который мы уже осмотрели с группой R-Toursа, дворцы, больше похожие на обычные дома. Проходя мимо президентской резиденции, увидели двух гвардейцев в национальных костюмах, стоящих а-ля пост № 1 у мавзолея Ленина. Между ними стоял товарищ в костюме (естественно, президент Черногории) и мешал нам сделать фото. Увидев нас, он поздоровался и предложил сфотографировать нас между гвардейцами. Суперфото! Они высоченные, мы – метр с кепкой.

Все общепитовские точки у них на основной улице Негошева. Заказали 2 маленькие пиццы. Их принесли на тарелках см 30 в диаметре. А какая же у них большая? Пицца свежая, вкусная. Дальше поднялись на горку к гробнице св.Данилы недалеко от монастыря. Отсюда можно увидеть весь город. Туда ведет асфальтовая дорожка, комфортная и недалеко. Это нам, конечно, не понравилось, и спускались мы по горной тропинке, начинающейся слева от гробницы (беседки, часовни?). Вышли к задней части монастыря более-менее счастливые. Ели десерт в местной забегаловке (2 кофе, вкусное пирожное – 2е20, и вход в мавзолей – 2е. Ну и ну…)

Далее продолжилось наше знакомство с такси. На местной автостанции нам любезно предложили подвезти нас до Будвы за 20е. Не менее любезно мы отказались и стали ждать автобус, но недолго. К нам подошли и пригласили в машину за 5е (это цена 2 билетов на автобус) По дороге остановились на смотровой площадке над Будвой. В общем, все условия. Дома были около 6.

15 октября

Наш последний день в Черногории был солнечный и почти теплый. С утра пошли на Тропикану, небольшой пляж у начала мыса между Будвой и Бечичи. Позагорали минут 20, искупались. В 2 часа поплыли на кораблике до о-ва Св.Стефана от причала на Словенском пляже.(10е) Кораблик сначала идет вдоль берега, останавливается за о-вом Св.Стефана. Час отдыха. Пошли на пляж Милочер (немного назад по направлению к Будве) Обратно проплыли до о-ва Св.Никола. Это, практически, скала, возвышающаяся над морем. Приличный пляж только на мысу, но высаживаться на него нельзя. Есть пара небольших пляжиков сбоку. Никакой зелени, только немного песка (м.б. гальки) и скалы. Приехали около 4-х.

Пошли на местный рынок. Он небольшой, цены приемлемые, мандарины, гранаты – 1е\134кг. Фаршированные оливки – 4е. Погода – лепота, уезжать не хочется. И в заключение…

Черногория – страна хорошая, раздолбайная, весьма похожа на Россию (я имею ввиду людей, а не природу). Место дислокации, Будва, было выбрано абсолютно верно. Красивые пляжи, чистая вода, автовокзал рядом. Есть где погулять, есть откуда ехать. В сезон, говорят, пляжи переполнены, и загорает только верхний слой отдыхающих. В октябре пляжи пустые (кто же захочет купаться и загорать в такой холод!), все относительно дешево, и, главное, жара не мешает всюду ездить, лазать, бродить, что, собственно, и являлось целью нашего путешествия.

Несколько слов о Черногорском общепите. Почти везде много разных идален от кафе-баров, где вам предложат только напитки, до ресторанов. Сервис неплохой, но бдительность не помешает. Почему-то мало где дают салфетки. Носили с собой. Каждый день ели в разных забегаловках. Наибольшее впечатление произвели кальмары, фаршированные креветками, в ресторане на пляже Пржно и айс-пица в ICECLUB недалеко от цитадели в старой Будве. Из соков советуем попробовать сок из кислой вишни Sour-Cherry Juicе. Продается в супермаркетах.

Еще один совет. Если вы не любите чуть теплый чай и кофе, не заказывайте их сразу с едой. Вам их принесут первыми. Проверено! Закажите их, после того как поедите.