баннерная реклама :)

Крымская сказка

июнь - июль 2005

Подготовка

Приняв решение вывезти наших часто болеющих детей на море, мы с друзьями не слишком долго мучились с выбором направления. Хотелось сделать отдых не очень дорогим, да к тому же ни они, ни наши дети еще ни разу не были в Крыму. В силу обстоятельств продолжительность отпуска должна была составить всего две недели, а у мужской части команды и того меньше – всего 9 дней. При этом с утра до вечера валяться на пляже – не наш стиль отдыха; хотелось посмотреть хотя бы небольшую часть крымских достопримечательностей.

Поэтому была выработана сложная схема маршрута: мы с подругой и детьми должны были отправиться на поезде в Новый Свет, прожить там неделю, дав детям возможность адаптироваться и накупаться, а затем ожидался приезд наших мужей на машине и дальнейшее совместное путешествие по южному берегу Крыма с осмотром достопримечательностей. Ехать решили 17 июня. В суматохе после майских праздников немного замешкались, и когда пришли за билетами, все удобные по времени поезда были уже заполнены. Пришлось взять купе в 203 поезде, который прибывает в Феодосию в семь часов вечера. Через пару дней билеты на этот же поезд взяла еще одна наша подруга с сыном, им достались две верхних полки: других мест уже не было.

Таким образом состав группы увеличился до 8 человек: я с двумя дочерьми 4 и 6 лет, Маша с дочкой 6 лет и сыном 3 лет, Юля с сыном 9 лет.

Поезд

До вокзала добирались разными путями, кто на машине, кто на метро, а я привезла детей на электричке прямо с дачи. Поезд оказался стареньким, но чистеньким: новые занавески и хорошее белье создают ощущение комфорта. В соседних купе ехало еще пятеро детей, с которыми наши тут же перезнакомились, и начались нескончаемые хождения в гости и угощение конфетами.

Вечерний поезд оказался довольно удобным: вскоре после посадки мы уложили детей спать "валетом" на нижних полках, а сами забрались наверх, чтобы в 6 утра проснуться и встретить таможенников.

Паспортный контроль миновали легко, загранпаспорта, в который вписаны дети, оказалось вполне достаточно. А таможеник, который обычно интересуется оружием-наркотиками, заглянув к нам, ахнул: "Детский сад!" - и тут же захлопнул дверь.

С полудня начало припекать солнце, а окно в купе не открывалось. Приходилось сидеть с открытой дверью и ловить слабое дуновение из коридора. Ситуация усугубилась, когда для детей наступило время послеобеденного сна, и одновременно появилось большое число посредников, предлагающих обмен валюты, жилье и такси в Феодосии. Они без стеснения дергали дверь и врывались в купе, поэтому пришлось сидеть взаперти и в духоте, чтобы дать детям возможность немного поспать.

В последние часы пути духота стала совершенно невыносимой, спасали только запасы питьевой воды и влажные салфетки, предусмотрительно захваченные с собой. Пригодился также и горшок, поскольку малышам подчас было бы не по силам дождаться конца санитарной зоны, на время которой туалет, естественно, запирается.

Феодосия

Сойдя с поезда, мы направились к заранее забронированной гостинице. Имея под рукой великолепную карту, распечатанную из интернета, это оказалось совсем не трудно. По дороге обменяли валюту в круглосуточном обменнике.

Гостиница "Моряк" (пр.Ленина, 8) - средней руки, но нас она вполне устроила. Три великолепных люкса со всеми удобствами, самым актуальным из которых была, конечно, теплая вода – о чем еще можно было мечтать после душного потного поезда?

Гостиница "Моряк": стоимость люкса – 198 гривен (1200 руб.), полулюкса – 102 гривны (600 руб.), обычные номера с удобствами на этаже, их стомостью мы не интересовались. Здесь же был уплачен курортный сбор (5 гривен с человека). Телефон гостиницы: (06562) 32-414.

Воскресенье

День Святой Троицы

Наутро был праздник: день Святой Троицы, и мы отправились в древний храм Иверской иконы Божией Матери, что рядом с генуэзской крепостью. Храм крохотный, мы стояли на улице, поскольку всех желающих он просто не мог вместить. После службы немного прогулялись по крепости, которая находится в гораздо менее привлекательном состоянии, чем ее сестра в Судаке.

Во время прогулки по городу меня очень впечатлили весьма живописные феодосийские двери, и моя фотоколлекция дверей пополнилась несколькими новыми кадрами.

Маршрут дальнейшей прогулки был проложен с учетом посещения автовокзала, где выяснилось, что никакой общественный транспорт не довезет нас непосредственно до Нового Света. Городской автовокзал расположен рядом с рынком и кладбищем, там же на площади находятся постройки весьма причудливого эклектичного храмового комплекса. С городского автовокзала идут пригородные маршрутки и автобусы, на которых можно добраться лишь до Коктебеля. С загородного автовокзала, из Айвазовской, можно доехать до Судака, где необходимо пересесть на местный автобус до Нового Света.

Автобусный вариант с тремя пересадками нас не устроил, и мы предпочли взять такси. Вместить 8 человек, по нашим рассчетам, могла только "Волга", а платить за две машины не хотелось. Первый же водитель запросил 120 гривен, но с легкостью согласился на 100 (600 руб.). Попросив его подать машину в 14 часов к гостинице, мы завершили прогулку по городу обедом в небольшом кафе.

Новый Свет

В тесноте, да не в обиде – решили мы, упаковываясь всемером на заднее сиденье "Волги". Дорога заняла около часа. Последний участок Судак - Новый Свет показался с первого раза очень опасным. Но через пару дней мы убедились, как лихо преодолевают его рейсовые и экскурсионные автобусы, и перестали бояться.

Высадившись на центральной площади поселка – "под сосной" - мы сразу оказались в центре внимания посредников по сдаче жилья. Маша осталась развлекать пятерых детей и караулить вещи, а мы с Юлей отправились на поиски пристанища. Варианты предлагались разные: от квартиры в первом этаже жилого дома с советской "стенкой" и мрачным крохотным палисадником, до трех комнатушек с протекающей крышей и продавленными диванчиками. Все это сдавалось по стандартной цене 6$ за место.

Разуверившись в посредниках, мы уже без их помощи обошли значительную часть поселка, но подходящее жилье никак не находилось. Наконец одна из хозяек отвела нас на соседский участок, который нам сразу приглянулся. Хозяина не было, но мы заглянули в комнаты через окошко и решили, что это нам подойдет. Та же соседка в стремлении подзаработать дозвонилась своему соседу, который пообещал приехать через 15 минут. Мы тем временем вернулись к сосне, где ждала нас уже совершенно измученная Маша и пыльные, перемазанные мороженым дети. Перебравшись с вещами и детьми на облюбованный участок, мы решили скрасить ожидание пиццей "Петрович", которая продается в ларьке на площади. Обещанные 15 минут растянулись часа на полтора, но, подкрепленные пиццей, мы стали смотреть на мир гораздо благодушнее.

Жилье

Наконец хозяин приехал, открыл домики, взял с нас деньги за проживание (35$ в сутки за 3 двухместных номера), из которых тут же выплатил процент расторопной соседке. Больше мы его не видели, а соседку встречали иногда по дороге на пляж.

В итоге, за эту скромную сумму мы получили прекрасное жилье: без хозяев, с горячей водой (водонагреватель включали по мере необходимости, а вода поступала из цистерны выше по склону). Весь участок был в нашем распоряжении: дети с визгом носились по бетонированной дорожке от калитки до кухни (метров 20). Кухня была представлена верандой-навесом и фургончиком, в котором стоял холодильник и запасные кровати (возможно, в сезон и на них находятся желающие, хотя духота там даже в июне страшная). Газовую плитку мы перенесли под навес, где находился также обеденный стол. По всему участку были разбросаны цветники (честно сказать, не слишком пышные), а позади домиков помещалась небольшая полянка с мангалом.

Внутри домиков обстановка спартанская: две широкие кровати, две хромые тумбочки, простенький стол, пара прикроватных ковриков и зеркало. Приятным дополнением был топчан, который стоял на терраске перед каждым домиком. На нем можно было почитать и подремать, пока дети спали после обеда.

Конечно, были у этих фанерных домишек и свои недостатки. Прежде всего, в них было очень холодно ночью, т.к. в первые дни ночная температура опускалась до 15 градусов. Из чего можно заключить, что в августе они, вероятно, столь же плохо защищают от жары.

Но главным достоинством участка безусловно являются потрясающий простор и виды на окрестные горы. Узкая полоска моря над фруктовыми деревьями в обрамлении скалистого мыса была великолепна в любую погоду и даже навела меня на идею фотосерии с одной и той же точки в разном освещении. А в другой стороны высилась громада Сокола, фактура которого трепетно обрабатываласчь солнцем, особенно на закате. А еще прямо с участка можно было наблюдать восход луны над морем…

Понедельник

Море, море...

Еще перед отъездом мы знали из интернета, что в Крыму начался "сгон" - период, когда теплое до того море в одну ночь становится холодным. Сгон продолжается обычно около двух недель. Мы приехали примерно через неделю после его начала, и были готовы к тому, что море едва ли окажет нам гостеприимный прием.

И действительно, первый день на море был довольно прохладным. Впрочем, когда ненадолго стихал северный ветер и выглядывало солнышко, на пляже становилось почти тепло. Но прогалы становились все короче и к полудню короткий, но решительный дождик прогнал нас с пляжа. Укрывшись от непогоды в ближайшем кафе, мы решили совместить приятное с полезным. Официантка не сразу, но все же приняла у нас заказ, а мы озаботились тем, как бы отвлечь проголодавшихся детей от томительного ожидания. К сожалению, заказа мы так и не дождались: минут через 20 запыхавшаяся официантка, ссылаясь на обилие посетителей, объявила, что лапши нет, а второго придется долго ждать. С недоумением оглядев почти пустое кафе, мы поднялись и пошли искать еду в другом месте.

И, как оказалось, не зря: поднимаясь с пляжа, мы наткнулись на столовую завода шампанских вин, которую я сразу вспомнила по рассказам из интернета. Еда там самая простенькая, но дешевая и быстрая. Мы пришли вовремя: вскоре после нас столовую закрыли по банальной, но неожиданной причине: еда закончилась.

Вторник

Голицынская тропа

На другой день, вооружившись запасами воды, малины и черешни, мы решили штурмовать Голицынскую тропу. Погода была восхитительная: ярко сияло солнце, хотя до жары было еще далеко. Самое подходящее время для горных походов и фотосессий.

О тропе мы имели довольно смутное представление, но зная, что по ней водят экскурсии, предположили, что и мы с нашей командой детей сумеем ее одолеть. За вход надо было платить по 5,5 гривен с человека, но с нас почему-то взяли всего 10 за всех.

Поначалу тропа вилась под скалами среди деревьев, ограниченная по сторонам низким плетнем. Но постепенно зелень осталась позади, плетень куда-то исчез, уступив место каменному парапету, похоже, вырубленному прямо из скалы. Тропа под ногами стала принимать все более пепредвиденный наклон то в одну, то в другую сторону К тому же по временам попадались лужи и было довольно скользко.

Двигались мы по одному, передавая детей по цепочке. Испытав легкий шок от неожиданных трудностей, мы кое-как обогнули мыс и были заворожены зрелищем открывшегося грота! Отвесные скалы со всех сторон, огромный прохладный грот и тарзанка, снабженная очень остроумно составленными правилами пользования. Отдохнув и сделав серию кадров, мы двинулись дальше по тропе. Народу в это время было еще не много, да и вообще, экскурсионный день на тропе – четверг. Дальнейший путь не был оборудован заграждениями, и порой отвесный склон слева заставлял покрепче сжимать детские ручонки. Зато какие восхитительные красоты открывались то спереди, то сзади!

Так потихоньку, с частыми остановками, мы спустились в Синюю бухту. Солнышко припекало, и уже тянуло искупаться, но стоило ступить в отрезвляюще леденящую воду, как это желание сразу куда-то улетучилось. К тому же крупные скользкие камни затрудняли спуск в воду. Впрочем, детей это обстоятельство не смутило, и они немного поплескались по колено в воде.

С непривычки наши дети были уже здорово утомлены переходом. Поэтому, посидев немного на узкой полоске пляжа Голубой бухты и расправившись с фруктовыми запасами, мы воспользовались услугами подоспевшей моторки и вернулись в Новый Свет. За удовольствие полюбоваться только что пройденным маршрутом с воды нам пришлось заплатить 50 гривен на всех. Позже мы научились торговаться получше.

Частная столовая

Обед в этот день мы заказали в маленькой частной столовой, расположенной по соседству с нашим жилищем. Этот вид услуг, по нашему общему мнению, ждет блистательное будущее! Отменного качества домашняя еда, представленныя в меню в большом разнообразии. Единственное условие – еду нужно заказывать заранее, хотя бы часа за два. Обычно мы завтракали дома, а по дороге на море заказывали обед на определенный час.

Находится эта столовая по соседству со школой. Никакой вывески снаружи нет, только голубая калитка может служить ориентиром. Номера дома тоже нет.

Особенности города

Топонимические особенности Нового Света умиляют. Через неделю отдыха, исходив город вдоль и поперек, мы осознали, что в этом городе всего две улицы, названные отнюдь не в честь героев революции, а в честь двух самых знаменитых людей, воспоминания о которых тут бережно хранят.

Главная и самая протяженная улица города носит имя Льва Голицына, которому город обязан своим основанием и расцветом. Именно он в этих местах начал разводить виноградники и создавать новые сорта вин, потратив на это, казалось бы, прибыльное дело три родовых состояния. Этот человек, несомненно, был неисправимым романтиком: иначе чем объяснить тот факт, что он возвел дом для служащих завода шампанских вин в стиле средневекового замка? Он же и проложил знаменитую тропу вдоль побережья. В гроте, где ныне качается тарзанка, при Голицыне был винный погреб, в котором он однажды угощал своими винами самого государя Николая II.

Вторая улица носит имя Федора Шаляпина. Одноименный грот расположен на Голицынской тропе, той самой, где можно пощекотать свои нервы тарзанкой. Путеводители с некоторым сомнением говорят о том, что в этом гроте пел Шаляпин. Хотя, если он там бывал, почему бы ему там не спеть?