баннерная реклама :)

Статьи по туризму

Главная » Россия» Командировка в Якутию, или как выжить при температуре минус 50 градусов

Командировка в Якутию, или как выжить при температуре минус 50 градусов

март 2004

Когда же мы, наконец, прилетим? Уже пять часов летим, а конца-краю не видно. Затекли все конечности, сидеть надоело, полулежать надоело, читать надоело, спать тоже уже не катит. Что же это такое? Это всего лишь шестичасовой перелет до славного города Якутска. Наконец прилетели. Выходим на трап – темнота, мороз пятьдесят градусов, темень и туман. И никого. - А где автобус в аэропорт? – наивно спрашиваю я у стюардессы. - Огни впереди видите? – отвечает вопросом на вопрос бортпроводница, действительно, метрах в трехстах в тумане виднеются огни. – Идите прямо на огни, не заблудитесь.

Мы резво подхватываем сумки с ноутбуками и несемся по обледеневшему летному полю. Расстояние кажется гораздо большим, чем 300 метров, да еще мороз, и дышать невозможно. Наконец перед нами из тумана возникает калитка с надписью "Выход в город". Выходим. Толпа людей, незнакомых, много-много машин, кое-где светят фонари, и мороз минус пятьдесят. Весело, одним словом.

Cарайчик справа от выхода с летного поля – багажное отделение, где через полчаса небрежно выгружают наши обледеневшие сумки. Вместе с нашим, московским рейсом, прилетел еще один самолет, и озверевшая от получасового стояния на морозе толпа яростно ломится в закуток, где стоят сумки. Препятствует этому миловидная девушка, не менее яростно выпускающая всех по одному, медленно при этом проверяя багажные квитанции.

Наконец вышли. Нашли свою машину, сели (умолчу о безмозглой сопровождающей, которая не удосужилась сообщить нам с коллегой заранее, кто и где будет нас встречать, причем, потеряв нас в толпе людей, у нее хватило мозгов только на то, чтобы звонить в Москву и истерить на тему, как мы могли потеряться:)

Наш путь лежал еще дальше - в Хангаласский улус Республики Саха, поэтому про саму столицу республики – город Якутск – я вам практически ничего не расскажу. Лишь на обратном пути, поскольку в аэропорт вставать было очень рано, нас заранее привезли вечером в Якутск, и мы жили в гостинице при правительстве республики Якутия - "Тыгын-Дархан", но о ней я расскажу немного позже.

Итак, нас везут в город Покровск (60 с лишним километров от Якутска), там есть единственная мало-мальски приличная гостиница в округе. Городок маленький, из-за очень сильных морозов его мы тоже не посмотрели, потому что постоянно передвигались по улице бегом – от крыльца к машине. От города Покровска до нашего завода – около 30 километров по пустынной трассе. Очень страшно ехать по ней поздно вечером, особенно под страшилки водителя, который рассказывает о том, как глохнут по такой погоде машины и как бедные водители и пассажиры вынуждены ночевать в остывающем транспортном средстве.

Время от времени фары нашей машины выхватывают одиноко стоящие машины – мотор действительно у многих глохнет, и они вынуждены ждать попутку до города. Тем, кого мы встретили, повезло.

В гостинице в целом прилично, чистенько, на первом этаже ресторан, где мы и ужинаем. В пятницу и субботу здесь открыто для всех, а не только для тех, кто живет в гостинице. В эти дни дискотека длится ровно до 12 часов, но очень громко:)

Та самая наша бестолковая сопровождающая, оказывается, заказала нам на пятерых (двое женщин и трое мужчин) два номера (вместо отдельных номеров она заказала пять мест), номера состояли из двух коек и умывальника. В результате пришлось брать руководство размещением в свои ручки: номера нашлись для всех отдельные, себе за моральные страдания отхватила "типа люкс": гостиная, спальня, ванная с горячей водой :), но без телевизора. Девушка наша устроила, правда, по этому поводу истерику, но на меня это не подействовало, и единственный люкс остался за мной :) Зато досталось нашим мужчинам, которым она целый вечер жаловалась на жизнь вообще и на мою черствость, в частности :)

В номере, правда, было достаточно прохладно, поэтому пришлось убедить хозяина гостиницы в том, что третье одеяло меня не спасет, и нужен обогреватель:) Думала, что обманет – не обманул – на следующий день в номере меня ждал обогреватель. Я по жизни – жуткий мерзляк, и вообще у меня два состояния: холодно и есть хочу:), поэтому обогреватель ездил за мной по комнатам и в ванную, иначе от труб сифонило так, что умываться было невозможно. Нам еще повезло, что была горячая вода!

Завод стоит на берегу великой сибирской реки Лены, однако из-за многометрового льда реки практически не было заметно. Как объясняли нам сотрудники завода, показывая направление взгляда в окно, "в аккурат за береговыми кранами начинается река". По слухам, летом (лучше всего ехать в августе – нет мошки и тепло) здесь шикарная охота и рыбалка. Заместитель генерального директора завода охотно рассказывал нам про подстреленных недавно лосей, которых здесь очень много.

Особая благодарность секретарю директора – Валентине – которая холила и лелеяла нас как родных:)

Люди здесь по-сибирски спокойны, уравновешенны, приветливы. Якуты великолепно говорят по-русски, даже лучше, чем многие русские, из тех, кого я знаю:) В один из вечеров в нашей гостинице проводился банкет для учителей всего улуса (района) по поводу какого-то их съезда или семинара. Поскольку есть нам было больше негде, пришлось есть в банкетном зале. В зале подавляющее большинство были якуты. Очень необычно: вместо тостов мужчины пели песни на якутском языке, читали стихи. Впечатления - незабываемые, лично мне очень понравилось!

Неделя командировки пролетела не то чтобы совсем незаметно, но достаточно быстро – работы было невпроворот, и вот, наконец, мы собираемся домой. Вечером накануне вылета нас привозят в ту самую четырехзвездочную гостиницу при правительстве республики, под названием "Тыгын-Дархан". (Сайт гостиницы)

Ну что можно сказать про гостиницу по результатам одной ночевки в ней? Очень приличная гостиница – хорошая планировка, чисто, везде порядок, вежливый, хотя и очень медлительный, персонал (горничную перед выездом в аэропорт ждали минут 10). Номера – в основном, люксы, стоят по 70 долл. в сутки. В номере прихожая, огромная ванная, гостиная и спальня. Молодцы, жить можно и даже сразу хочется остаться поработать подольше :)

Ресторан гостиницы немного подкачал: из заявленных местных деликатесов в меню не оказалось примерно половины, скатерть на столе пришлось потребовать заменить, музычка там была та еще:) Персонал неторопливый и закушавшийся.

Серьезная недоработка – отсутствие завтраков перед ранними вылетами. Самолет на Москву вылетает в 7 часов утра с минутами. Чтобы попасть в самолет, достаточно выехать часов в 6, минут за 7-8 вас домчат до аэропорта. Но самое смешное, что ресторан работает с 8 часов. На наш резонный вопрос, где же нам попитаться (как оказалось впоследствии, в аэропорту тоже ничего не работает в это время), девица-метрдотель лениво ответила, что решить этот вопрос она не может, т.к. в 10 часов вечера повара уходят. Почему нельзя было организовать выдачу сухих пайков, мы так и не поняли. Уверена, эта услуга пользовалась бы спросом, - многие перед вылетом предпочитают хорошо покушать (я, например, если как следует не поем, то меня потом придется собирать по всему салону:) В общем, есть еще над чем работать.

Вылетели вовремя (опять пешими топали по летному полю, причем довольно скользкому! Несколько человек навернулись с сумками достаточно сильно), долетели хорошо. Особая от меня благодарность пилотам рейсов Москва-Якутск-Москва "Домодедовских авиалиний" и вообще всем экипажам – никакого сравнения с аэрофлотовскими безразличными экипажами!

И вот мы уже дома. Но надеюсь, что в Якутск мы еще вернемся :) Фотографии можно увидеть на http://talusha1.narod.ru/photoalbum_Ijevsk.html.