баннерная реклама :)

Главная » Египет» Путевые заметки из Египта - Каирский музей

Путевые заметки из Египта - Каирский музей 

март 2005

...Каир. Он поражает сразу же. Огромный мегаполис, самый большой город Африки и Ближнего Востока, город тысячи минаретов. Всё это правда. Каир (именнно сам город) произвёл на меня самое сильное впечатление в этой поездке в Египет. Автобус едет по Каиру - километры улиц, тысячи домов, миллионы людей, сотни очень красивых мечетей. Некоторые минареты очень высокие (я, пожалуй, и не видел выше зданий в своей жизни). Около часа мы ехали по улицам, мостам и виадукам... Движение достаточно оживлённое, но не такое неорганизованное, как многие отмечают в своих отчётах о путешествиях. Да, стиль вождения очень многих мне показался достаточно рискованным, но в меру. У нас на улицах тоже хватает подобных шумахеров...

Площадь Эль-Тахрир - Каирский Египетский национальный музей. Нас быстро высаживают из автобуса и он отъезжает - стоянка тут запрещена. Гид, который подсел к нам чуть ранее, предупреждает о правилах поведения в музее. Видео и фотосъёмка - нельзя, руками ничего не трогать, туалет между первым и вторым этажом. Попросил оставить видео, фотокамеры и сумки в автобусе, чтобы не терять время в очереди в камеру хранения. Как я пожалел, что его послушал. Очереди никакой, камера хранения бесплатная, а снаружи музея тоже есть что поснимать. Двойной кордон проверок - на воротах музея металлоискатель и телевизор для сумок. Плюс охранники с ручными металлоискателями. А, непосредственно у входа в само здание музея еще рамки металлоискателей, телевизор и личный досмотр - мужчин досматривают мужчины, женщин - женщины. Все вещи, которые были со мной, заставили прокатить через телевизор (телефон, зажигалка, сигареты). Осматривают профессионально, куда не надо не залезают, где надо пощупают.

Немного слов о гиде. Назвался Али Баба, египтянин, по-русски говорит очень хорошо, на вид лет 40 (как потом выяснилось чуть за 30 - жаркое африканское солнце и неиссякаемый поток русских туристок делают своё чёрное дело). Достаточно образованный, очень интересно рассказывает, живо общается и шутит. Русских в нашем автобусе было человек 20. Под русскими я понимаю 19 украинцев и одного меня. Причем эти 19 русских очень обижались, когда их называли русскими (на гида в основном - "русские, за мной", "русская группа, встречаемся там-то"), в ответ они гордо заявляли (по-русски естественно) "мы - украинцы !!! мы - не русские."

Весь рассказ нашего гида был построен с моим участием. В тот день на мне была надета футболка с картой Египта (точнее Нила) с обозначением древних городов и развалин, поэтому Гид попросил меня выставить мой пупок всем на обозрение и тыкал в разные места, рассказывая о Луксоре, Фивах, Мемфисе, пирамидах, Древнем и Новом царстве. Верхнее царство располагалось как раз на моём пузе, а Нижнее на груди. Народ, по началу удивлялся, ухмылялся и шутил, но потом привык. Мне это даже и понравилось - всегда всё видно и слышно, что говорит и показывает гид.

По музею туристы перемещаются небольшими группами во главе с гидами. Все народы и языки... Причём гиды соблюдают строгую очерёдность при прохождении групп между знаковыми экспонатами. Иногда наш Али Баба уже заканчивал рассказ про очередного фараона и ждал (10-20 секунд) пока освободиться место у другой статуи. А если пауза сильно затягивалась, то он делал знак чужому гиду и тот освобождал место. Иногда и ему подавались знаки освободить место и он быстренько заканчивал очередной рассказ и мы двигались дальше. А пару раз он просил всю группу бегом перейти к какому-то экспонату, потому что там было свободное местечко.

Отсутствие фотоаппаратов нисколько не смущало народ - большинство снимали (некоторые даже со вспышкой) на камеры мобильных телефонов. Тут я впервые пожалел, что у меня устаревшая модель мобильника, хотя всегда всем говорил "а на фига мне эта камера. я не гонюсь за модой и т.п."

Рассказ нашего гида мне очень понравился, мне, да и всем остальным было очень интересно (к тому же никто не отвлекается на фотосъемку, а поэтому слушал народ гида очень внимательно). Узнал много нового из истории Древнего Египта - про династии, фараонов, родственные отношения, отравления, инцесты, убийства, политические и религиозные интриги, 4-х распутных царицах (фараоншах) Египта и так далее до бесконечности - всё запомнить и рассказать абсолютно нереально.

Понравились советы гида по самостоятельному осмотру древностей - что означают иероглифы, как отличить статуи фараонов от других (корона, борода, жезл, кобра) и т.п. Удивили древние папирусы, некоторые шириной во всю стену, развешанные прямо около туалетов.

Но САМОЕ сильное впечатление произвели на меня сокровища Тут Анх Амона. Эти вещи были найдены в чудом оставшейся неразграбленной (за 3 тысячи лет) гробнице и являются, пожалуй, самыми ценными экспонатами музея. Ну, уж точно самыми охраняемыми ... Им отведён отдельный зал, на входе и выходе металлоискатель и охранники, запрещена любая съёмка и пронос работающих мобильных телефонов (достаточно просто отключить). Нам на осмотр гидом было отпущено 20 минут. Этого вполне достаточно для осмотра, но уходить от этого великолепия не хочется. Чувствуется всё-таки какое-то притяжение этих вещей. Признаюсь, что до входа в эту комнату, я не знал что там будет.

Конечно же, я видел и золотую маску Тут Анх Амона и его саркофаг в учебниках истории и т.п., но совсем не ожидал что увижу там именно это. Первое, что бросается в глаза при входе в зал, это золотая посмертная маска Тут Анх Амона. Она помещена в специальный стеклянный бокс, а вокруг него стоят еще и ограничители в виде натянутых шнуров. Наверняка еще и под сигнализацией. Вокруг маски хороводом ходят люди и внимательно её разглядывают, стараясь запечатлеть этот образ в своей памяти. Я тоже пристроился к этой очереди и дважды обошёл вокруг маски. Чистое золото и драгоценные каменья сразу шокируют (в хорошем смысле этого слова). Приглядевшись получше, начинаешь замечать нюансы - слева на виске следы какого-то механического воздействия (помятости). У фараона в мочке левого уха заметная дыра - сантиметра 2 в диаметре. Было ли это изначально или её сделали потом для меня загадка. Размеры маски небольшие - на мою голову она бы не налезла.

Рядом с маской два золотых саркофага - один Тут Анх Амона, а другой какого-то другого фараона (запамятовал). Это второе моё потрясение - огромадные массивные золотые гробы, так сказать. Столько золота одновременно я не видел никогда, да и не увижу, наверное, более нигде !!! Саркофаги украшены резьбой, драгоценными камнями и разноцветной эмалью. В целом, могу отметить, что рисунок сделан как-то небрежно, немного топорно что ли... Хотя если учесть, что делали их более трёх тысяч лет назад ... Оба саркофага в некоторых местах заметно повреждены - сказывается дикость некоторых археологов конца 19 века - начала 20-го. А может быть расхитители гробниц постарались...

По стенам зала стоят витрины с другими сокровищами из гробницы. В основном здесь украшения, жезлы, всякие сосуды и инструменты. Стоит посмотреть, но особого впечатления не производят (после вышеописанного). Опять отмечу какое-то несовершенство украшений. Сейчас, по-моему, дамские украшения делают гораздо красивее... Хотя - три тысячи лет назад, да и еще хранились в земле...

Кстати, забыл сказать про особый микроклимат в зале. Определённая температура, влажность и освещение, гораздо отличающиеся от всего остального музея. Обошел маску ещё раз, окинул всё это великолепие взглядом на прощание и пошел к выходу...

Гид с нами в зал Тут Анх Амона почему-то не пошел, но трудностей по поводу опознавания экспонатов не ощущалось. Около каждой вещи находится табличка, где указаны по-английски и по-арабски что это и стоит некий номер (код) экспоната, наверное, для указания в путеводителях по музею. Причём такие же таблички были замечены мной у каждого экспоната во всём музее.

Около выхода из зала Тут Анх Амона стоят огромные деревянные позолоченные ковчеги. Это такие огромные ящики, которые вкладывались один в один, а внутри самого маленького уже находился сам саркофаг с мумией Тут Анх Амона. Достоин внимания золотой трон (в виде стула) Тут Анх Амона (он выставлен тут же, около ковчегов) и кровать, на которой спал какой-то из фараонов. Кровать деревянная, позолоченная, небольших размеров - для современных людей она, пожалуй, была бы мала.

Гид еще немного поводил нас по второму этажу и объявил свободное время. Встреча была назначена во дворе у фонтана минут через 40-45. Хожу... Осматриваюсь... Вдруг - мумии, десятки мумий. Про них-то я совсем забыл с этим Тут Анх Амоном. Мумии лежат вдоль стен в специальных таких шкафах. Наверное, чтобы они не портились от окружающего их воздуха и туристов. Рассматриваю мумию вблизи - ничего особенного (ну уж точно не такие, которые показывают в фильмах). Мумия похожа на что-то, обмотанное марлей или бинтами, замоченными в цементном растворе. В общем, мумии меня не впечатлили.

Позже (из интернет-форума) я узнал о наличии в музее отдельного зала, где выставлены наиболее ценные мумии, в основном фараонов и цариц. Вход в этот зал за отдельную плату (и не маленькую). Жаль, но посещение этого зала мумий не входило в план нашей экскурсии. Чуть поодаль замечаю около какой-то статуи четырёх арабских девочек, которые сидят на полу прямо перед экспонатом и рисуют его в своих альбомах. Прошел мимо - посмотрел рисунки. "Хэлло - хелло - вери найс." Заулыбались и засмущались ...

Пора на выход. Постоял на балконе второго этажа, откуда открывается замечательная панорама на весь музей - туристы, гиды, статуи... красиво, мать вашу !!!

Спускаюсь, около выхода стоит пара античных статуй - немного задержался посмотреть. Далее официальная лавка с сувенирами, путеводителями и видеофильмами о музее и о Древнем Египте. Народ толпится, я даже приценяться не стал, ибо знаю что жутко дорого. На улице жарко и людно.

Утомленные экскурсией туристы сидят прямо на бордюрах, немногочисленные места в тени жиденьких пальм особо популярны. Во дворе музея также стоят несколько статуй и обелисков. Народ фотографируется на их фоне. Мне больше приглянулось само здание музея, постройки конца 19 века. По словам гида, в ближайшие годы музей будет переезжать в Гизу в район пирамид. В этом здании древностям уже становится тесновато.

Как жаль, что не взял с собой камеру - столько красивых ракурсов вокруг (ситуация как в Небесном капитане. Потихоньку собирается группа, обсуждает увиденное и услышанное. Пришел наш Али Баба - общаемся на отвлеченные темы. Автобус, немного задержавшись, подкатывает к воротам музея. Я пулей бегу в автобус за фотоаппаратом, пока украинцы и чехи загружаются делаю несколько снимков из-за ограды. В автобус вскочил уже на ходу. Всё, теперь обедать - и к пирамидам...

Опубликовано: 27.10.2005 11:44:00
Автор: Capone
Просмотров 442