баннерная реклама :)

Статьи по туризму


Главная » Россия» Челябинск - счастливый билет

Челябинск - счастливый билет 

апрель 2009

Странное название. Не правда ли? Это рассказ о городе, который вытянул счастливый билет. Маленький зауральский степной городок, каких в России тысячи, превратился в один из крупнейших в мире мегаполисов. Но каждая медаль имеет две стороны. Действительно ли тот билет был счастливым? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно.
"Город растет, как человек, Ребенок не
похож на юношу, а юноша - на старика.
Человек смертен, а город бессмертен,
и в нем воплощается жизнь человека,
его труд, знания и творческий полет".

Собираясь написать рассказ о Челябинске, я провел своего рода мини - опрос среди некоторых своих знакомых, жителей центральной России, не имевших и не имеющих никакого отношения к Уральскому региону. Образованные люди, объехавшие половину мира, при слове "Челябинск" морщили лоб, пытаясь вспомнить, где находится этот город, а вспомнив, выдавали один и тот же набор стереотипов. Одна из причин такой ограниченности в информации - многолетняя закрытость города, как и всего Уральского региона, от внешнего мира из - за оборонного характера большинства его предприятий. Но и сегодня, несмотря на снятие большей части запретов, этот район - словно белое пятно на туристической карте России.

Маленький ребенок, до определенного возраста, воспринимает окружающий мир как аксиому. Он жадно впитывает все, что видит и слышит. Критическое отношение к действительности приходит значительно позже, а пока ему и сравнивать то и не с чем. Первые впечатления откладываются в детской головке и со временем переходят в привычку. Просто перестаешь замечать окружающие здания, улицы, природу. Кажется, что это было и будет вечно. Так начинался мой роман с Челябинском.

Прожив в этом городе большую часть жизни, а затем, сменив место обитания, я смог взглянуть на Челябинск иным взглядом, со стороны. Позже, поездив по миру, получил возможность сравнивать и анализировать. Тем более, что, покинув этот город еще в эпоху "развитого социализма", вернулся туда при ином общественном строе - даже не знаю, как его назвать. Оказалось, что все то, что отложилось у меня в памяти с далекого детства, в действительности выглядит несколько иначе, а сравнения с теми местами, где я побывал, часто оказывались не в пользу последних. Что такое Челябинск? Огромный промышленный город на Урале, один из "столпов" советской, а теперь российской, экономики. Все это так. Но, кроме промышленных "монстров", в городе есть еще много того, что порой отсутствует даже в больших мегаполисах той, же Европы. Знаете ли вы, что уральский город Челябинск находится не совсем на Урале. Административно да, а географически нет. Почти по центру города, с севера на юг, примерно по трассе железной дороги на Екатеринбург, проходит геологическая граница между Уральскими горами и Западно Сибирской низменностью. Одной ногой там, другой здесь. Да и до "настоящих" гор не так уж и близко. Примерно девяносто километров на запад, в сторону Европы, там, где она граничит с Азией. Челябинск, хоть и считается уральским городом, но расположен на обычной равнине с редкими березовыми "колками". Это то, что и лесом то назвать нельзя - так, группа деревьев. Вдруг среди этой степи, в самом городе нас ждет сюрприз. Два огромных сосновых бора, один из которых выходит прямо на главную улицу. И еще множество озер. Только в административных границах города их четыре.

История Челябинска так же необычна, как и окружающая его природа. В советское время ученые делили ее на два абсолютно непохожих периода - "до" и "после". "До" - это до революции или Октябрьского переворота 1917 года. По моему мнению, они правы, только разделяет эти две эпохи не 1917, а 1927 год. Точнее начало строительства первого объекта "сталинской" индустриализации - крупной электростанции, базы для дальнейшего развития промышленности. Кажется, что Челябинск вытянул счастливый билет. Из захудалого провинциального степного городка, которых в России тысячи, он превратился в один из крупнейших мегаполисов мира. Но действительно ли счастливым оказался тот билет? Трудно сказать. Есть много плюсов, но и каждая медаль имеет свою обратную сторону. Думал ли в сентябре 1736 года некий полковник Тевкелев, закладывая на берегу реки Миасс небольшую сторожевую крепость, во что превратится его детище. Эта была даже не крепость, а один из охранных постов по дороге на Оренбург - южному форпосту России на пути в Сибирь, колонизация которой еще только начиналась. Докладная записка этого полковника и стала основанием для отсчета возраста города.

Площадь Революции

Площадь Революции. Центр Челябинска.
Если вы хотите не просто познакомиться, но хотя бы немного понять этот город, заглянуть в его душу, начинать нужно именно отсюда. Окружающие площадь монументальные здания не подавляют своей мощью, а наоборот, подчеркивают огромный внутренний потенциал этого российского мегаполиса, важнейшей составляющей уральского региона - "опорного края державы". Именно такая идея лежала в основе второго Генерального плана развития Челябинска 1947 года, который окончательно определил масштаб застройки его центральной части. Главная площадь одного из крупнейших городов страны - победительницы, страны, диктовавшей свою волю половине мира, должна была соответствовать статусу "Великой Державы". "Сталинский ампир", широко применявшийся в то время - это своеобразный симбиоз архитектурных стилей с элементами оформления, используемыми в Древней Греции и Риме. Его еще называют имперским, пафосным, высокомерным.

Страна восстанавливала разрушенные войной города. Катастрофически не хватало жилья, огромные заводы лежали в руинах.Для помпезности время еще не пришло. Поэтому вместо "плаца" для имперских парадов, Челябинск получил нечто совсем иное. Сегодня формирование комплекса этой, одной из крупнейших площадей Европы, можно считать завершенным. Здесь, словно на "карнавале архитектуры", представлены практически все стили и направления, применявшиеся в строительстве с начала двадцатого века. Западная сторона площади совершенно непохожа на восточную, северная на южную, а, кроме того, каждый уголок сам по себе отличается от своего соседа, словно работает в автономном режиме. Но, несмотря на этот архитектурный "балаган", ансамбль центральной площади Челябинска смотрится как единое целое. Во многом благодаря, установленному здесь, обязательному в советское время, памятнику Ленину. Точно подобранные скульптором Л. Головницким и архитектором Е. Александровым, пропорции комплекса, а в него входит не только сама скульптура и постамент, но и правительственные и гостевые трибуны, объединили все сооружения площади. А могло быть и иначе. В Москве, например, после сноса памятника Дзержинскому, ансамбль одной из красивейших площадей столицы распался, несмотря на то, что все окружающие здания остались на своих местах. Поэтому спасибо тем, кто решал судьбу города после развала Советской империи. Хорошо, что также не изменили и название.

Площадь возникла и сформировалась в годы советской власти и тем самым стала своеобразным памятником этому периоду. Молодое поколение новой России довольно смутно представляет себе, о какой революции идет речь. Да и не все ли равно. Это название воспринимается сегодняшней молодежью как данность, своего рода памятник определенной, незнакомой им эпохе. Даже если идет речь о тоталитарном строе. Ведь при всех своих плюсах и минусах, для Челябинска, каким мы его знаем сегодня, он стал и отцом, и матерью. Площадь Революции - не просто официальный центр. Это еще и душа города. Сюда приходят в праздники, здесь фотографируются новобрачные, собираются спонтанные митинги. Когда - то, после обязательного прохождения в колонне первомайских или ноябрьских "демонстрантов", передохнув за праздничным столом, уже вечером мы приходили сюда. Смотрели салют, встречались с друзьями, выпивали, знакомились. Ранним июньским утром, после школьного выпускного бала, здесь мы отмечали завершение одного из этапов своей жизни. Из всех концов огромного города сюда двигался бело - черный поток. Традиционная школьная форма в этот день была заменена на белые платья и черные костюмы. Здесь начался наш путь в большую жизнь. У каждого она сложилась по - разному, но отправная точка у всех была одна.

Северная и восточная стороны площади Революции - это торжество "сталинского ампира". Огромный жилой дом, занимающий почти всю северную часть, построен в 1940 году, Он также, как и здание гостиницы "Южный Урал", расположенное на другой стороне улицы Цвиллинга, представляют собой образцы раннего, довоенного "ампира". Этот, так называемый, "Главный дом Челябинска" протянулся между двумя улицами, выходя на них своими боковыми фасадами. Справа - бывшая Большая, ныне улица, названная в честь С. М. Цвиллинга. Про него известно немного. Этот загадочный молодой человек, двадцати двух лет от роду, солдат царской армии, волею случая, оказавшийся в Челябинске в смутное время между Февральской революцией и Октябрьским переворотом 1917 года, стал первым председателем городского Совета, фактически главой городской администрации. Правда, выполнять свои прямые обязанности было некогда. Да и правил он недолго. Через несколько месяцев Цвиллинг погиб в бою с, захватившими город, чешскими военнопленными, среди которых был создатель Швейка писатель Ярослав Гашек. Но эта уже совсем другая история. О самом же товарище Цвиллинге напоминает еще маленький деревянный дом в конце улицы его имени. Там, где он жил с женой и ребенком. А также здание Театра юных зрителей в западной части площади Революции, тогда самое большое общественное сооружение города, ставшее в те смутные годы челябинским "Смольным". И еще небольшой памятник на той же улице. Памятник, к которому местные жители так привыкли, что просто не замечают его, а приезжие уверены, что это сооружение в виде головы на постаменте, установлено в честь поэта Владимира Маяковского.

Но вернемся к "Главному дому". Левая его часть, вместе с, находящимся напротив, зданием Законодательного Собрания открывают въезд на одну из самых интересных улиц Челябинска. Бывшая Уфимская, потом Кирова, она много лет служила главным торговым променадом города, еще того, маленького, провинциального. Здесь, на перекрестке с нынешней площадью Революции, заканчивался старый Челябинск. Дальше начиналась степь и березовый лес - ныне парк имени Пушкина. Так бы и продолжалось, если бы не одно важное событие. Промышленный подъем, начавшийся в конце девятнадцатого века, затронул и сонный степной Челябинск.

В 1892 году на новую железнодорожную станцию прибыл из Златоуста первый поезд. Великая Транссибирская магистраль дошла до Челябинска. Тем местам, где проходила железная дорога, вторая по значению в России после трассы Москва - Петербург, очень повезло. Они как - бы получали "второе дыхание". Станция - это не только вокзал, но и целый комплекс предприятий, включающий железнодорожное депо и всякого рода подсобные производства. Вместе с железной дорогой вглубь России стали продвигаться и зарубежные инвесторы. Так в Челябинске рядом со станцией был возведен завод бельгийской фирмы "Столль", выпускавший оборудование для сельского хозяйства. Таким образом, железнодорожный поселок превратился в небольшой промышленный центр. Образовалось как бы два города - старый, большей частью ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции и торговлю, и новый, возникший благодаря развитию Транссибирской магистрали. А между ними - пустота, степь и березовый лес. Но промышленный подъем не мог не затронуть и исторической части Челябинска. Современники с изумлением наблюдали за происходящими изменениями. Для горожан, привыкших к размеренному, патриархальному образу жизни, наступили иные времена. Сносились небольшие деревянные домики, составлявшие основной жилой фонд, а на их месте возникали, невиданные здесь прежде, здания. Банки, торговые фирмы, большие универсальные магазины с зеркальными витринами. Конечно, по сравнению со столицей, в уменьшенном, провинциальном варианте. Но как писал один из путеводителей того времени - основная особенность Челябинска начала двадцатого века - это "чисто американский рост его".

Необходимо было объединить две части одного города в единое целое. Старый исторический центр, расположенный в месте основания Челябинской крепости, там, где сейчас раскинулся цветочный партер перед Театром оперы и балета, уже перестал удовлетворять требованиям нового времени. Поэтому на другом конце Уфимской улицы возникает группа общественных зданий, пока наметок будущего городского центра, общего, как для пролетарской, привокзальной части, так и для, преимущественно купеческой, основной, исторической. Здесь, на перекрестке нынешних проспекта Ленина и улицы Кирова (Кировки), начинает формироваться центр уже не маленького, сонного, уездного, а большого современного капиталистического города. До революции 1917 года успели возвести два здания - Государственный банк и Народный дом. В годы Советской власти банк был перестроен и до 1991 года его помещения занимал областной комитет Коммунистической партии - высшей инстанции местного значения. Выдержанное в строгом деловом стиле, это здание особо не выделялось в ансамбле площади Революции. Сегодня здесь размещается Законодательное Собрание, для которого снова была проведена реконструкция, согласно вкусам и запросам новых хозяев. Здание Народного дома завершает перспективу улицы Кирова. Построенный на средства организации со странным названием "Общество народной трезвости", он долгое время был самым большим общественным зданием города. Здесь, в театральном зале, уже известный нам товарищ Цвиллинг объявил о переходе власти в городе в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.

Интересный факт - "Главный дом города" - основное здание центральной площади - был спроектирован и построен совсем не для нее. Несколько мощных, импозантных сооружений - гостиница "Южный Урал", обком КПСС, Госбанк СССР и этот огромный жилой дом положили начало главной улице города - проспекту Ленина, точнее его центральной части. А главная площадь тогда находилась не здесь, а немного западнее, в месте, которое называется "Алое поле". Там, где высится, построенный в 1936 году, комплекс зданий, известных в Челябинске как "Городок НКВД". Лишь второй Генеральный план 1947 года документально зафиксировал новое место для центра города. Так этот огромный дом становится основой для дальнейшего развития площади Революции, почти полностью оформляя южную ее часть. Восточная сторона площади Революции дает представление о нескольких этапах развития "Сталинского ампира". Здание Управления Южно - Уральской железной дороги было заложено незадолго до начала Великой Отечественной войны и, в спешном порядке, завершено в 1942 году. Только заняли его не железнодорожники, а аппарат, вновь созданного, Министерства танковой промышленности. Следующий представитель "Сталинского ампира" - здание "Челябэнерго", одна из лучших работ архитектора Ф.Л.Серебровского, представляет нам этот стиль в самый период его расцвета. А вот третий дом, замыкающий этот квартал, попал под "Хрущевскую экономию" и его, задуманный в том же "ампире", проект был безжалостно урезан. Остались лишь отдельные элементы, которые пропустила архитектурная цензура, тогда сама еще толком не знавшая, что запрещено, а что разрешено.

Самое старое театральное здание Челябинска - Народный дом - занимает примерно третью часть западной стороны площади. С начала двадцатых годов прошлого века здесь работал Драматический театр и, по мере роста его труппы, возникла необходимость в увеличении площади подсобных помещений. Эта проблема решалась частями, в разные периоды времени, без единого плана. Из - за многочисленных пристроек, внешний вид которых совершенно не был связан с историческим архитектурным обликом Народного дома, объем здания увеличился почти в три раза. От небольшого, камерного сооружения сохранился только фасад, выходящий на улицу Кирова, часть фойе и зрительного зала. Остальное поглотили пристройки, выполненные в совершенно ином стиле, а, проще говоря, никаком. Так вот он, этот стиль, и стал частью площади Революции и выглядит это здание, которое сегодня занимает Театр юных зрителей, так, словно большое бесцветное животное заглатывает мелкого, но красивого зверька. Одно хорошо. Наконец восстановлен оригинальный фасад Народного дома, который тоже успели испортить за эти годы. Само же здание очень удобно для творческих работников. Это мнение артистов Малого театра, труппа которого проработала здесь, в эвакуации, несколько военных лет.

Центральная площадь Челябинска - место, где можно увидеть почти все образцы архитектурных стилей за последние сто лет. Современность, которой тоже уже под тридцать, представлена здесь весьма своеобразным сооружением. Но сначала немного истории. Семидесятые годы прошлого века. Разгар брежневского "застоя". "Золотой период" для многочисленной советской номенклатуры. Первый секретарь областного комитета Коммунистической партии - главный человек в области. Для него же самого - это лишь очередная ступенька на пути к более высокой должности, обычно в столице. В те годы для "первого лица" существовала традиция - оставлять после себя весьма своеобразную память в тех местах, где он правил. Это мог быть и новый институт, и жилой район, и крупное общественное сооружение. Так и поступил очередной секретарь обкома, подарив Челябинску новое здание Драматического театра, которое действительно стало памятником, но не архитектуры, а тому человеку, который сумел "выбить деньги" на его строительство. Этот объект оценивался в фантастическую для своего времени сумму. При этом у театра не было никакой необходимости в новом здании. Но традицию никто не отменял. Таким образом и возникло на южной стороне площади, строго по ее центральной оси, словно завершая композицию, огромное беломраморное строение. Здание имеет шесть наземных и три подземных этажа. Последние предназначены не для автомобильных стоянок. Об этом тогда никто и не думал. Строительство театра было закончено в 1982 году. Здание оборудовано по последнему слову техники, естесственно на то время, и имеет некоторые особенности. Так, художественный цех расположен над сценой, выше колосниковой коробки. Отсюда готовые декорации через специальное отверстие, с помощью сложной системы блоков, спускаются вниз, на сцену. Не забыли проектировщики и "спонсора". Для него и других "высоких гостей" предназначена "правительственная" ложа, с отдельным входом из соседнего парка, специальным лифтом и комнатами отдыха. В здании два зала. Большой, который находится на уровне второго этажа и Малый, в подземной части. С наружной стороны, на всю высоту шести этажей, здание облицовано белым коелгинским мрамором. Месторождение это находится рядом с Челябинском, а саму работу выполняли лучшие в стране специалисты. Внутри - та же роскошь. Хрустальные люстры в фойе, двери, сделанные по спецзаказу из особых пород дерева, кресла зрительного зала, по удобству не уступающие сиденьям бизнес - класса самолетов лучших международных авиакомпаний. Но больше всего поражают человека, впервые увидевшего это здание, три главных входа со стороны площади Революции. Здесь впервые использовано, в таком количестве, каслинское художественное литье - визитная карточка Челябиской области. Прообразом зтого оформления послужил знаменитый "Каслинский павильон", который находится в Екатеринбургском художественном музее. Ничего не скажешь. Красиво. Местный "удельный князь" поставил себе хороший памятник, правда не из своего кармана. О человеке давно уже забыли, а театр остался.

Еще одно интересное сооружение на площади - здание, построенное в 1934 году, которое сегодня занимает Арбитражный суд. Спроектированное в виде советского символа - серпа и молота, оно состояло из двух частей. Пятиэтажной, выходящей на площадь, в которой размещались разные мелкие конторы и семиэтажной, занятой гостиницей. Из - за такого большого количества "арендаторов" здание выглядело довольно убого, особенно внутри. Именно здесь, на крыше, была установлена, первая в городе, динамичная реклама - "бегущая строка", прообраз современного огромного лазерного экрана, смонтированного на том же месте реконструированного и надстроенного здания. А серп и молот тогда так никто и не видел.Зато сегодня этот "архитектурный изыск" хорошо просматривается с соседнего высотного бизнес - центра "Мизар", особенно с площадки для посадки вертолетов, расположенной на его крыше.

Центральная площадь Челябинска - очень престижное место. Поэтому к ней с разных сторон подбираются всякого рода инвесторы. На саму площадь они пока еще не вышли, но своими высотками ее уже окружили. А подземное пространство сдано под торговый центр. Площадь Революции состоит как бы из трех частей, несущих абсолютно разную функциональную нагрузку. Та, подземелье которой уже использовали, парадная, служившая местом проведения праздничных демонстраций в прошлом. Ограниченная с юга памятником Ленину, она и сегодня воспринимается многими как собственно площадь Революции. На самом же деле - это только ее часть. Сквер с фонтаном, расположенный позади фигуры бывшего вождя и двухуровневое пространство перед фасадом драматического театра - вот три составляющие единого целого, имя которому - площадь Революции.

Проспект Ленина

Главная улица Челябинска сохранила свое прежнее название. Так же, как и все остальные. Какое имя можно дать улице, "родившейся и выросшей" в годы Советской Власти? Увековечить память героев нового времени? Где они, эти герои? Где признанные народом вожди, события, всколыхнувшие всю страну, памятные даты? Ничего нет. Разве только "новые" праздники типа Дня Независимости России. Независимости от кого? Может быть от "балласта" в виде бывших республик распавшегося СССР? Так что, для комиссии по переименованию улиц в Челябинске работы не было, разве что в старой, исторической, части. Но и этот район сегодня превратился в одну большую стройку с небольшими "вкраплениями", пока еще сохранившихся, немногочисленных памятников архитектуры. В течении семидесяти пяти лет Советской власти здесь не произошло кардинальных изменений, однако наиболее интересные, в основном культовые объекты, были снесены или "перепрофилированы". Так, что будущие поколения даже и не представляли себе, что, например, протезно - ортопедическое предприятие на улице Труда - это бывшая синагога, запущенное здание склада на улице Васенко - мечеть, а на месте цветочного партера перед театром оперы и балета когда - то возвышался кафедральный Христорождественский собор.

Первые многоэтажные громады, построенные в районе современной площади Революции - "Главный дом", здания обкома, банка и гостиницы "Южный Урал", стали основой центральной части нового проспекта Ленина. Эти дома, словно пришельцы из другого мира, нависали над старой, преимущественно одноэтажной, деревянной застройкой уездного городка, который даже не мог себе представить, во что он превратится в самое ближайшее время. Лишь находясь на проспекте, где новые огромные сооружения закрывали убогость старого Челябинска, люди начинали понимать, что тихая, размеренная жизнь заканчивается. А, что будет дальше, никто не знал.

Проспект проходил там, где сейчас расположена площадь Революции и в центральной своей части еще только формировался. Однако, к тому времени, уже был завершен большой отрезок все той же улицы. Эта часть, длиной в несколько километров, называлась "Соцгород ЧТЗ". Проспект Ленина начинается у главной проходной, когда - то знаменитого, Тракторного завода - одного из основных символов "Сталинской индустриализации". Так как главная улица Челябинска застраивалась в разное время, то по окружающим сооружениям можно изучать историю советской архитектуры, тем более, что проспект довольно просто разделить на условные зоны, каждая из которых представляет определенную эпоху.

Предлагаю начать с более "веселой" - времен "Хрущевской оттепели". Этот участок находится на противоположной, от Тракторного завода, стороне семикилометрового проспекта. Памятник академику Курчатову. Находясь здесь, в самой верхней точке проспекта Ленина, начинаешь понимать, насколько необычен и уникален Челябинск. Как я уже говорил, только в муниципальных границах города находятся два старинных сосновых бора и четыре озера довольно внушительных размеров. Один из этих лесных массивов подходит прямо к центру города, продолжая его главную улицу. С этого места мы и начнем знакомство с проспектом Ленина. С площади перед памятником академику Курчатову открывается великолепный вид на главную улицу. Но почему память о выдающемся ученом увековечена именно здесь, в Челябинске, да еще на одном из самых престижных мест города? Скульптура академика - это только часть комплекса под названием "Расщепленный атом".

Челябинск долгое время был закрытым городом для иностранцев. Обратим внимание на фантастическое количество "Сталинского ампира" в центре города. А, если заглянем в Южно - Уральский университет, корпуса которого находятся здесь же, напротив, и посмотрим перечень специальностей, которые тут можно получить, то ответ придет сам собой. То, что тщательно скрывалось в прошлом, хотя этот секрет знал почти каждый житель города. Челябинск был и остается одним из крупнейших центров оборонной промышленности страны.

Часть проспекта Ленина, на которую грозно взирает со своего постамента академик Курчатов, занимает городок Южно - Уральского государственного университета. В этом же районе, в продолжение проспекта, сосредоточена большая часть научного потенциала города. Далеко не все научно - исследовательские институты пережили смену власти и общественного строя. Выжили сильнейшие и самые необходимые. Но, судя по количеству институтов, расположенных в этом районе, специфическая, челябинская наука все еще необходима государству. Южно - Уральский государственный университет, в прошлом Челябинский политехнический институт - один из крупнейших и престижнейших ВУЗов России. Здесь учится примерно тридцать тысяч человек. В отличие от Политехнического института, Университет предлагает сегодня целый спектр специальностей, включая гуманитарные. Это учебное заведение в какой - то мере повторило судьбу самого города.

Созданный в 1942 году, Машиностроительный институт, готовил специалистов для местных и эвакуированных предприятий. Выпуски были небольшие и, после окончания войны, его предполагалось закрыть. Ведь на Урале, в Свердловске, работал один из крупнейших учебных центров - Уральский политехнический институт. Но тут началась, точнее, продолжилась, но уже в других масштабах, "Эра оборонки", которой требовалось с каждым годом все больше и больше специалистов. Так появилось то, что мы видим сегодня.

Университетский городок расположен по обе стороны проспекта Ленина. Главный корпус был запроектирован в том же "Сталинском ампире" и возводился в три этапа - сначала западное и восточное крыло, а затем - центральная часть. В разгар строительства начались "Хрущевские сокращения". И, если крыльям хоть что - то досталось от опального имперского стиля, то центральную часть упростили до предела. Сегодня Главному корпусу вернули первоначально запроектированный вид и добавив три этажа. Вновь построенная башня со шпилем видна издалека и в целом, даже с добавлениями, реконструированное здание смотрится очень гармонично. Лишь две скульптуры, установленные наверху, выпадают из общего облика. С одной стороны - сцена самоубийства - девушка, прыгающая вниз с крыши - то ли от несчастной любви, то ли экзамен не сдала. С другой - притаился между декоративными столбиками персонаж из старого американского фильма "Охотники за привидениями". Скорее всего, эти две скульптуры вместе с памятником Студенту, внизу, у главного входа - своего рода элемент иронии, попытка немного смягчить надменный имперский вид реконструированного Главного корпуса.

Остальные здания построены в более позднее время и имеют соответствующий вид. Университетский городок расположен довольно компактно и включает в себя, кроме учебных корпусов, общежития, кафе, столовые, дворец спорта, бассейн, поликлинику, предприятия сферы обслуживания - то есть почти полностью автономное образование, расположенное на краю старинного соснового бора.

Если свернуть в один из переулков, то обогнув корпуса Университета, можно снова оказаться у того же леса, а, точнее, около его "облагороженной" части. До начала строительства студенческого городка и всего окружающего комплекса, граница уникального памятника природы - Городского бора - проходила намного восточнее. В пятидесятые - шестидесятые годы прошлого века, когда началось бурное развитие этого района, проспект Ленина был продолжен на несколько километров, для чего немного "подвинули", а проще говоря, вырубили эту часть леса. Хорошо еще, что вовремя остановились там, где установлен памятник академику Курчатову, который тоже внес своеобразный "вклад" в дело охраны природы. А последний дом проспекта, находящийся уже почти в лесу, строился специально для Уральского филиала Академии строительства и архитектуры, впоследствии упраздненной. Позади университетского городка сохранилась часть бора. Здесь, между вековыми соснами, протянулись дорожки Центрального парка культуры и отдыха, который имеет стандартный набор развлечений, таких же, как и в любом другом большом городе. Однако в центре парка посетителя ожидает сюрприз.

Когда - то, здесь, в пригородном лесу, была широко развернута добыча природного камня. Строительный "бум" начала двадцатого века привел к значительному увеличению количества открытых горных разработок - каменоломен. Об охране природы тогда никто и не думал. При организации здесь в 1936 году Центрального парка, перед его создателями встал вопрос - что делать с, разбросанными по всему участку, довольно глубокими и, поэтому опасными, ямами. Неизвестно, чья это была идея, но получилось великолепно. Старые каменоломни заполнили водой и среди соснового леса появились пруды. Они возникают перед глазами посетителя в самых неожиданных местах - бирюзовое зеркало воды в обрамлении, причудливой формы, гранитных берегов, на фоне вечнозеленых сосен и туй. Да, это южное дерево хорошо прижилось в уральском климате и поэтому многие аллеи парка обрамлены стройными шеренгами туй, словно где - то на черноморском побережье.

Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина, такое его официальное название, переходит в лес, который спускается в долину реки Миасс. Здесь сохранилось множество живописных уголков и, обычно, прогулка по парку продолжается по самому бору до прибрежной зоны отдыха. В этом месте когда - то были самые лучшие пляжи с развитой инфраструктурой - раздевалками, душевыми, ресторанами, буфетами. И даже со своей железнодорожной станцией. Почти настоящей. В 1949 году открылась детская железная дорога, соединившая городок аттракционов собственно парка с местами отдыха на берегу реки Миасс. Она и сегодня перевозит пассажиров. Дорога реконструирована. Старые деревянные платформы заменены на современные, из железобетонных конструкций, открыты новые железнодорожные станции. И, конечно, полностью заменено оборудование управления движением поездов. Неизменными остались только вагоны и локомотивы. Еще те, пятидесятых - начала шестидесятых годов, сделанные в Германии специально для детских железных дорог, которые тогда открывались почти в каждом большом городе Советского Союза. Прокатиться на таком поезде, где голова задевает потолок, где билеты проверяют дети и тепловозом управляют тоже дети, мечтают и взрослые. Только виду не подают. С открытием новой станции рядом с главным входом в Центральный парк, Малая Южно - Уральская железная дорога превратилась в один из видов городского транспорта, соединяющий главную улицу Челябинска с центром парка культуры и отдыха, зоологическим парком и прибрежной зоной отдыха. В комплекс также входит Центральный стадион, тоже захвативший свою долю древнего городского бора.

Таким образом, этот, назовем его "академическим", район, один из немногих в городе, не только не имеет вредных производств, но даже наоборот, находится в зеленой зоне. Здесь много домов, построенных в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого века с просторными и удобными квартирами, планировка которых идет еще от тех, "ампирных" сооружений. В то время массовое строительство "клетушек" или, как их еще называют "хрущевок", еще только начиналось и возведение зданий по обе стороны западной части проспекта Ленина пришлось на "переходный период". Начиная со здания Педагогического университета, мы оставляем "хрущевскую" и вступаем в "сталинскую" эпоху, которая длилась двадцать восемь лет, а в нашем случае, примерно три километра.

Алое поле. Как на месте площади Революции когда - то был пустырь, то и с западной стороны город заканчивалась почти так же. Здесь возвышался небольшой, но очень своеобразный и удивительно гармоничный храм святого Александра Невского. Церковь построена по проекту архитектора Померанцева, автора проекта здания Верхних торговых рядов в Москве, известного нам как ГУМ на Красной площади. Большую часть средств на постройку Храма дал император Николай II. В 1925 году здесь появился памятник Ленину, один из первых в стране. Сооружение очень необычное. Если вы окажетесь на Алом поле, посмотрите на скульптуру вождя, спрятанную в раковине стиля "модерн". Сравните лицо Ленина здесь с любым подобным памятником, которых разбросано по России великое множество. Хотя бы с тем, что возвышается совсем рядом, на площади Революции. Такого Ленина вы еще не видели. В 1936 году здесь был выстроен комплекс жилых зданий для государственных служащих, более известный в народе как "Дома НКВД". Расположенный строго по центральной оси памятника Ленину, он должен был служить южной границей новой Главной площади Челябинска. Но, видимо, высокопоставленные жильцы этих домов не очень хотели, чтобы массы гуляющих трудящихся лицезрели их "элитный комплекс". Возможно, были и другие причины, но вскоре, в том же 1936 году, было определено новое место для Главной площади. Там оно и сегодня. Комплекс "Домов НКВД", с момента постройки и почти до конца шестидесятых годов прошлого века, работал в автономном режиме. Здесь были свои магазины. предприятия сферы обслуживания и даже свой концертный зал. Чтобы попасть в квартиру, нужно было пройти во двор через специальную проходную, работники которой принадлежали к известному ведомству. Также как и большинство жильцов. Но, несмотря на все эти предосторожности, они не избежали участи обитателей московского "Дома на набережной". Еще один его челябинский "филиал". И не последний. Вместо парадной площади был разбит парк, причем детский. Малолюдный днем и пустынный ночью, он служил своеобразной зеленой зоной для местной элиты из соседних домов.

Вокруг Ильича появилась Аллея пионеров-героев. И надо же так случиться, что маленьких мучеников за советскую Россию оказалось ровно 12, как апостолов. Получилось коммунистическое святилище с детскими надгробиями вне мест захоронения (у скульпторов это называется "кенотаф").

Сохранилась и Александровская церковь. Конечно без куполов, превращенная в склад для фондов Челябинской картинной галереи. Потом здесь работал Планетарий, один из немногих в стране. Внутренняя сторона купола храма идеально подходила для имитации звездного неба, а новейшее, по тому времени, немецкое "цейссовское" оборудование, создавало на этом "экране" великолепные эффекты. Но даже этот подарок "братской страны" не удалось сохранить. Сегодня здесь органный зал. Русская православная церковь уже и не говорит о возврате храма в прежний статус. Орган переносить некуда.

Дворец творчества молодежи, бывший пионеров, построен в 1978 году. Вернее его новая часть. За этот проект группа архитекторов под руководством Баранова получила премию Ленинского комсомола. Здесь есть прекрасный театральный зал, спортивный корпус и даже обсерватория, расположенная на башне с раздвигающимся серебристым куполом. Этот парк, находящийся в самом центре города, сегодня стал одним из наиболее предпочтительных мест для будущей застройки. Но не жильем, а коммерческими объектами. Пока же городские власти объявили его территорию "охранной зоной". Посмотрим, что будет дальше.

Перед тем, как проспект Ленина словно вливается в площадь Революции, есть еще одно интересное место, небольшая площадь. Здание Публичной библиотеки - ее центр - это типовой проект. Но, благодаря фантазии архитекторов М. Мочаловой и Б. Петрова, он превратился в индивидуальный. а окружающие здания служили фоном для него, несмотря на более почтенный возраст. Но примерно с середины семидесятых годов прошлого века начался балаган. Прямо напротив Публичной библиотеки возвели безликое семиэтажное административное здание, которое сразу же нарушило все сложившееся равновесие. Чтобы хоть как то выделить эту типовую коробку, на всю ее высоту установили решетку из каслинского литья, которая стала одной из достопримечательностей города.

Позже здесь появились еще несколько подобных сооружений. А в наше время этот балаган дополнили два высотных здания бизнес - центров. Тех, которые "стремились попасть" на главную площадь. И им это почти удалось. Несмотря на то, что на главную площадь их все - таки не пустили, панорама западной ее части сегодня уже безнадежно испорчена.

Следующая часть проспекта считается наиболее интересной с архитектурной точки зрения. Отрезок от улицы Свободы до Кирова, включая здания, расположенные на северной стороне площади Революции - центральная часть проспекта Ленина. Именно этот участок является лицом и визитной карточкой города такого масштаба. На этом отрезке проспекта вы не встретите, за небольшим исключением, зданий в стиле "Сталинского ампира", хотя его расцвет совпал по времени с застройкой этой части. Если другие участки проспекта, как и все улицы центра, заполнены магазинами, ресторанами, казино и прочими предприятиями по выкачиванию денег, то здесь почти нет торговых точек, за исключением нескольких, сохранивших свои функции и даже названия еще с советских времен. Конечно, бизнес добрался и сюда, но он очень гармонично вписался в эту, пока еще, не испорченную перестройками, часть проспекта.

До пересечения с железнодорожной линией на Екатеринбург проспект продолжает центр города, его "парадный фасад". Но здесь господствует совсем иной стиль. Еще с советских времен эта часть улицы представляла собой "архитектурный балаган", однако, благодаря тому, что выдерживалась примерно одинаковая высота зданий, создавалась видимость единства и гармонии. Но, когда в 1975 году здесь построили высотку - по тем временам - института "Гипромез", рухнули и те, последние остатки, гармонии. Сегодня в этой части проспекта царствует бизнес. Застраивается каждый свободный квадратный метр, появляются огромные торговые центры. Каждое новое здание гармонирует только само с собой, точнее с его заказчиком, совершенно игнорируя окружающее пространство. Каждый новый проект по - своему красив. Но, когда они собраны вместе на коротком отрезке улицы, создается ощущение дискомфорта. Может быть это мое личное, субъективное мнение.

За железнодорожным и автомобильным мостом начинается Тракторозаводский район, получивший свое название от одного из самых известных заводов страны - ЧТЗ. Достаточно аббревиатуры, настолько она вошла в историю. Этот завод, построенный в 1933 году - символ Советского Союза, а точнее существующего строя. Официальное событие - выпуск первого трактора - стало одним из факторов, доказывающих всему миру, а, прежде всего, своему народу, победу нового режима. Как и строительство Московского метрополитена, "Уралмаша", канала имени Москвы и еще нескольких подобных объектов. Этот "штучный товар" представляя собой внешнюю сторону строя, вызывал в народе чувство патриотизма и гордости за свою Родину. Обратная сторона медали - начавшийся буквально в следующем году, сразу после загадочного убийства Кирова, массовый террор, окончательно укрепил позиции существующего тоталитарного строя. Впрочем, аресты и расстрелы ни в чем не повинных людей, а потом и их палачей, не прекращались со времени Октябрьского переворота 1917 года, но наиболее массовый, угрожающий характер они приобрели после завершения строительства и пуска нескольких гигантов индустриализации, в том числе и ЧТЗ. Трактора делали и в Сталинграде, и в Харькове. Но слишком много примеров - тоже плохо. Это противоречит основным принципам рекламы. Внимание всего мира было сконцентрировано на нескольких крупных объектах. Сталинская пропаганда победила. Положение СССР в мире укрепилось настолько, что в эти несколько лет его признали и установили с ним дипломатические отношения почти все крупные страны. А еще - начали бояться. Ведь специалисты прекрасно понимали, для какой цели был построен, например, Челябинский тракторный завод. Но мало кто знал, что после того, как строитель - доброволец М. Я. Макагон вывел из ворот, украшенный гирляндами цветов и лозунгами, первый трактор, главный конвейер не был запущен. Его "доводили" еще несколько лет, специально выписанные из Германии, инженеры и техники. Сталинская пропаганда не ограничилась фактом пуска в эксплуатацию промышленного гиганта. Лозунги, с которыми, как с хоругвями, люди шли на демонстрации в дни новых, советских, праздников, нужно было, хоть частично, подтверждать на деле. Челябинский тракторный завод строился на ровном степном участке, к востоку от центра. Судя по расстоянию от границы существующего тогда Челябинска, вообще непонятно, какое он имеет отношение к городу. Ведь в сознании жителя современного мегаполиса и человека из маленького провинциального степного городка одно и то же расстояние воспринимается по - разному. Для челябинца образца 1933 года те пять километров от Главной проходной ЧТЗ до Народного дома казались "дистанцией огромного размера". Конечно, об ежедневных поездках на работу из старого города на такое расстояние нечего было и думать. И некому. Кадры для нового промышленного гиганта в тогдашнем Челябинске просто не существовали.

Пришлось завозить и срочно строить для них жилье, желательно вблизи места работы и по - возможности более концентрировано. Так возник вокруг ЧТЗ "соцгород", состоящий из типовых четырехэтажных зданий. Такие рабочие поселки с довольно развитой инфраструктурой возводились по всей стране, окружая новые промышленные гиганты. Эти "соцгорода" тоже служили объектом пропаганды для внешнего мира и средством привлечения рабочих, в основном, вытягивая их из деревень, где тогда жила основная масса населения страны.

Если сравнить количество приезжих, работающих тогда на заводе с размерами рабочего поселка в его современных границах, то становится ясно, что вся эта разрекламированная инфраструктура была доступна далеко не всем. То, как жила большая часть "новых горожан", старались не афишировать. Так называемые "общежития" представляли собой, построенные на скорую руку, бараки - длинный коридор и множество комнат по обе его стороны, заполненных по максимуму. А когда не хватало и такого жилья, строили землянки. Но пропаганда делала свое дело. Люди терпели, надеялись и верили. Тем более, что назад, в деревню, дороги не было. "Сталинская коллективизация" в разгаре, "средний класс", презрительно называемый "кулаками", к тому времени практически прекратил свое существование, а традиционный русский деревенский образ жизни находился в состоянии распада. Эти обстоятельства и "выталкивали" последние остатки трудоспособного населения в город, на строительство "флагманов индустриализации". Вот такой примерно была история возникновения ЧТЗ, она же и определила специфику застройки восточной части Челябинска и его главной улицы, вернее того его отрезка, который проходит в пределах Тракторозаводского района. Если, двигаясь по проспекту Ленина с запада на восток, мы совершали путешествие в прошлое, то в обратном направлении все встает на свое место.

Главная улица Челябинска начинается около здания заводоуправления ЧТЗ и проходит через тот самый "соцгородок", который долгое время служил рекламой достижений Советской власти. Инвесторы не торопятся вкладывать деньги в это место. Для того, чтобы получить определенную прибыль, нужно, в первую очередь, расчистить территорию, то есть снести все эти обветшалые строения. Они находятся в таком состоянии, что говорить об их ремонте просто не имеет смысла. То же самое относится ко всей инфраструктуре района.

В другом положении находится проспект Ленина. Восточная его часть с момента постройки была "лицом района". Здесь представлено все лучшее - дворец культуры Челябинского тракторного завода, отдельно стоящий концертный зал, известный под названием - театр ЧТЗ, образовательный центр завода, экспериментальная фабрика - кухня, которая была скорее объектом политическим, нежели социальным. В те годы подобные сооружения возводились по всей стране. Предполагалось, что они освободят советскую семью от заботы о приготовлении пищи, тем самым люди будут иметь больше свободного времени для культурного отдыха.

Центром досуга в районе становится Дворец культуры - место интенсивной пропагандистской работы. Все эти сооружения построены в едином, модном тогда стиле "конструктивизм" или иначе - "баухаус". Такой "стандартный набор" получили все крупные промышленные центры Советского Союза. И, несмотря на политическое основание. людям достались прекрасные места для отдыха - парки, концертные и выставочные залы, спортивные городки. Тем более, что культуре тела в те годы придавалось особое внимание - молодежь готовили к службе в армии.

"Соцгород" заканчивается в районе Комсомольской площади. К моменту ее образования стиль "конструктивизм" начинает постепенно заменяться все на тот же "сталинский ампир", пока еще довольно примитивный, во многом сохранивший черты "баухауза".

В конце сороковых годов аскетичный "конструктивизм" был предан опале. Это относится и к проспекту Ленина, который уверенно продвигался в западном направлении, стремясь быстрее воссоединиться с его центральной частью. Отрезок улицы от Комсомольской площади до железнодорожной линии на Екатеринбург застраивался именно в это время и резко отличается от предыдущей, "соцгородской" части. Здесь уже господствует "сталинский ампир", правда в начальной стадии. Эта часть проспекта - наиболее гармоничная. Красивые многоэтажные дома встречают гостей Тракторозаводского района. К началу второй мировой войны, точнее ее переходу на территорию Советского Союза, проспект Ленина от Заводоуправления ЧТЗ до мостов был полностью сформирован. Со стороны центра города ему навстречу приближалась цепочка мощных имперских зданий. Казалось, что пройдет еще несколько лет, и главная улица Челябинска превратится в единое целое. Но, начавшаяся в 1941 году, война изменила систему приоритетов. В Челябинск хлынули огромные толпы беженцев из, занятых врагом, районов. Вместе с людьми прибывали целые заводы, точнее их оборудование, которое надо было где - то разместить. Так же, как и людей. Строительство "ампирных" зданий с шикарными квартирами прекратилось. Приближалась дождливая осень, а за ней и зима с ее уральскими морозами. Началось ускоренное возведение заводских цехов. Эвакуированных самостоятельно или с заводами людей заселяли в существующий жилой фонд, уплотняя челябинцев, проживавших в, и без того не очень просторных квартирах. Но это подселение проблему не решило. Поэтому по всему городу, особенно в заводских районах, появилось множество бараков и землянок. Тут уже было не до проспекта.

Таким образом, на участке между улицей Свободы и границей Тракторозаводского района, застройка проспекта Ленина прервалась. Успели завершить строительство лишь нескольких зданий, а из оставшегося пространства "полез" старый Челябинск, с его деревянными домиками, грязью и убогостью. Застройка этого участка продолжилась спустя несколько лет после Победы и уже без единого плана, а только в интересах заказчика. Так продолжается и сегодня.

Поэтому эта часть проспекта Ленина, несмотря на, невиданную ранее, плотность застройки, имеет вид "архитектурного балагана".. Что - то здесь изменить сегодня просто нереально. Да и не нужно. Пусть этот отрезок главной улицы так и останется своеобразным музеем "постсоциалистического" или "раннекапиталистического" Челябинска.

Кировка

Представьте себя на огромной, окруженной монументальными сооружениями, площади Революции. По проспекту Ленина движется непрерывный поток автомобилей. автобусов, троллейбусов. Спешат по своим делам пешеходы. Трамваи, почти "в хвост" друг другу, пересекают площадь. Обычная урбанистическая картина центра огромного мегаполиса. Если, обойдя "Главное здание города". вы завернете за угол. то окажетесь на улице Кирова, в сердце исторического центра, главной улице старого Челябинска.

За поворотом приготовьтесь увидеть картину, совсем не похожую на ту, что у вас за спиной. Несмотря на промышленный подъем конца девятнадцатого века и. связанный с ним. "чисто американский рост", в целом Челябинск продолжал оставаться маленьким уездным степным городком. И центральная улица у него была соответствующая. Несколько новых зданий - торговый дом Валеева. Государственный банк. торговый дом Яушева - конечно выделялись своей претензией на "столичность". Но на облик главной улицы не повлияли. Начавшаяся в 1927 году, индустриализация. тоже не изменила статус, теперь уже не Уфимской. а Кировской. Новый "имперский" центр еще находился в стадии проектирования и частично, строительства. Проекты были такими гигантскими. что об их завершении в ближайшее время не могло быть и речи. А жизнь продолжалась.

В 1934 году Челябинск становится центром одной из крупнейших областей Советского Союза. Положение обязывает. На главной улице областного центра появляются несколько новых общественных зданий, в том числе комплекс Главпочтамта. Обустраивается квартал, примыкающий к площади Революции. На месте снесенного Христорождественского Кафедрального собора начинается возведение монументального здания Театра оперы и балета, проекта, просто немыслимого в старом Челябинске. Строится еще несколько жилых зданий. Но при этом главная улица продолжает сохранять свой уездной, патриархальный вид, тем более, что почти все здания, постройки периода "до", были взяты под охрану государства. Получалась странная картина. Находясь посреди архитектурного карнавала, где ведущую роль играл "Сталинский ампир", человек внезапно оказывался в другом измерении. Если последний квартал улицы Кирова хоть как - то поддерживал масштабы челябинского центра, то дальше начинался совсем другой город - исторический центр существовал как - бы сам по себе. Так продолжалось до последнего времени. Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, но ни один из них не подошел. В конце концов, городские власти приняли весьма неординарное решение. Для того, чтобы превратить улицу маленького провинциального городка, в равноправного партнера, полноправную часть центра гигантского мегаполиса, решено было... обратить все в шутку. На участке улицы Кирова от площади Революции до реки Миасс создается что - то вроде московского Арбата. Подобного рода променады стали массово возникать по всей стране вслед за открытием в Москве в 1988 году реконструированного Арбата - одной из первых пешеходных улиц Советского Союза. Называли их чаще всего так же, как в Москве.

В Челябинске был объявлен конкурс, который еще раз подтвердил правильность политики городских властей в отношении сохранении названия улиц. Результаты голосования показали, что шутка горожанами принята, но имя улицы - дело серьезное. Кировка - так теперь называется пешеходная зона в центре Челябинска. Она абсолютно не похоже на московский Арбат. "Лицо" Кировки - прежде всего это скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Именно они создают тот дружелюбно - шутливый тон, который лежит в основе концепции реконструированной улицы.

Если спускаться вниз от площади Революции, то первым нам встретится знакомое здание - Государственный банк, обком КПСС, а ныне - Законодательное Собрание. Перед ним - веселая фигурка крестьянина, изучающего свод Законов. Следующий по этой стороне - солидный двухэтажный дом, построенный в 1910 году и известный тем, что здесь в том же году открылся первый в Челябинске кинотеатр, существующий до сих пор. Перед "Альфа - банком" - еще одна скульптура - попрошайки. А, если серьезно - здание банка - образец приоритетов "новых русских", в данном случае банкиров. Этот дом, несмотря на его "антикварный" вид, построен несколько лет назад в стиле того же "ампира". который предпочитает примерно половина "заказчиков". Другие пятьдесят процентов требуют так называемый "бизнес - модерн". Его яркий пример находится на противоположной стороне улицы. Каких только имен не получило здание "Челябинск - Сити". Не будем о них говорить, но и мне кажется. что этот многоэтажный, бирюзового цвета "бизнес - модерн", находится явно не на своем месте и что он сам это чувствует. Пешеходная Кировка - небольшая по длине. Ее три квартала можно быстро пройти пешком. Если глядеть только прямо, а не по сторонам. А посмотреть есть на что.

Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь. Когда - то здесь возвышался кафедральный Христорождественский собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую крепость, с которой и начался город.

Весь тот период челябинской истории, который мы называем "до", Соборная или Христорождественская площадь выполняла функции центральной. Что в небольшом степном торговом городке это, прежде всего, место проведения ярмарок. Так они и жили много лет - собор и базар.

Сегодня, глядя на современную площадь Ярославского, с большим трудом представляешь на этом месте ярмарку. С началом периода "после", исторический центр старого города постепенно превращается в культурный. Северная сторона площади - концертный зал имени Прокофьева и картинная галерея, разместившаяся в помещении бывшего пассажа братьев Яушевых. Прекрасное торговое здание в стиле "модерн" с большими залами, высокими потолками, идеально подошло для музея. Галерея небольшая, но сама коллекция очень приличная. На ее основе, музей проводит большую просветительскую деятельность - лекции, концерты, передвижные выставки, корпоративные мероприятия.

По соседству с галереей находится здание Концертного зала имени Прокофьева. В начале тридцатых годов прошлого века здесь работал небольшой кинотеатр "Пролетарий",построенный путем реконструкции, стоявших на этом месте жилых домов. В 1934 году Челябинск становится областным центром и ему "по рангу" становится положена филармония - организация артистов "легкого жанра" а к ней - концертный зал. Найти место для очередной конторы в те бюрократические времена было делом сложным, но возможным. Для концертного зала, недолго думая, передали кинотеатр "Пролетарий". Он имел только один недостаток - в нем не было места для сцены. Выход нашли. Сцену соорудили за счет разрушения нескольких залов соседнего здания картинной галереи. После этого "обрезания" музей не только лишился почти половины своей выставочной площади, но и получил, испорченный колосниковой коробкой сцены, фасад. Самому же концертному залу пришлось еще пристраивать помещения для фойе. Эта часть здания уже почти висела над рекой и, в один прекрасный день, благополучно рухнула. Ночью и без зрителей. И все - таки этот "временный гибрид" продержался свыше пятидесяти лет и стал одним из символов города. При реконструкции концертного зала фасады, выходящие на улицы Кирова и Труда, постарались сохранить почти без изменений. Сегодня на месте кинотеатра "Пролетарий", а затем, слепленного из кусочков, здания филармонии расположено уютное, камерное сооружение - концертный зал имени Прокофьева с памятником композитору перед входом.

Так получилось, что почти все челябинские театры оказались на одной улице - Кирова. С завершением строительства на площади Революции нового здания театра Драмы начался обмен помещениями. Бывший Народный дом - занял театр юных зрителей, старый зал которого находился на площади Ярославского. Здание ТЮЗа было передано сначала Дому Актера, а потом. уже в девяностые годы, - Художественному театру. Вот такой культурно - обменный процесс произошел в начале восьмидесятых годов прошлого века на площади Ярославского. Кстати, многим челябинцам она знакома под другим названием - площадь Оперного театра, зданию которого здесь по праву принадлежит главенствующее положение. Челябинский театр оперы и балета имени Глинки открылся в сентябре 1956 года. С опозданием на пятнадцать лет.

Строительство этого грандиозного сооружения имеет свою, необычную историю. Решение об открытии театра было принято в 1938 году и почти сразу начались работы по возведению здания. Следует сказать, что первоначальный проект был намного скромнее, чем окончательный, не такой роскошный, но не без излишеств. К началу Второй Мировой войны, точнее ее переходу на территорию СССР. здание театра было полностью готово и в этом же 1941 году планировалось открытие первого сезона. Но не получилось. Оборудование эвакуированных заводов устанавливали везде, где была хоть какая - то крыша, а чаще - под открытым небом. До наступления осени на наиболее важных объектах успевали достраивать коробку, а были и такие места, где цеха всю первую военную зиму проработали в палатках. Понятно, что в таких условиях, вновь возведенные здания театра оперы и балета, публичной библиотеки и еще несколько других автоматически превращались из объектов культуры в военные. Так место театра занял московский завод "Калибр", большая часть оборудования, которого осталась в Челябинске после окончания войны. В 1951 году предприятие перебирается в новые, специально построенные для него корпуса, Начинаются работы по восстановлению театрального здания. Что открылось перед глазами проектировщиков, можно было назвать по - разному, но только не театром. На первых этапах реконструкции часто вставал вопрос о целесообразности восстановления здания. За десять лет завод "Калибр" хорошо постарался, впрочем перед ним не стояла задача сохранения памятника истории. За пять лет реконструкции на месте мрачного промышленного здания с пропитанными маслом стенами появился шедевр архитектуры. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Открытие в Челябинске театра оперы и балета поставило город на совершенно иной культурный уровень. Дело в том, что, согласно советскому "табелю о рангах", областному центру средних размеров "полагался" драматический театр. Городу побольше добавлялся музыкальный театр, не предназначавшийся для постановки сложных классических опер и балетов. Максимальный, разрешенный для провинции набор - опера, драма, оперетта, юного зрителя, кукольный. Решение об открытии в Челябинске театра с полноценной оперной и балетной труппой было воспринято весьма неоднозначно. К тому времени на Урале работали - Академическая Свердловская опера, бывшая Екатеринбургская, ведущая свою историю с начала двадцатого века, Академический Пермский театр оперы и балета со знаменитым хореографическим училищем и Башкирская опера. Появление четвертого театра многим казалось излишним. Для открытия первого сезона была собрана труппа, состоящая из лучших сил страны. Конечно. в таком составе она долго не продержалась. Но определенную репутацию театру дала. Шли годы. сменялись сезоны. Какой-то лучше, какой-то хуже. Но за все это время вы почти не найдете публикаций о целесообразности существования в Челябинске театра оперы и балета. Период восстановления здания театра счастливым образом совпал с "пиком" популярности "сталинского ампира" в самой роскошной его форме.

В то время возводилось множество зданий дворцов культуры с шикарными театральными залами. Но челябинская опера отличается от них. Прежде всего - это чисто театральное здание, спроектированное и построенное на базе опыта возведения подобного рода сооружений. Театр открылся всего на несколько лет раньше начала "хрущевского обрезания излишеств". Поэтому он все получил сполна - классический шести колонный портик с тремя скульптурами. отделанное мрамором. двусветное фойе с двумя огромными хрустальными люстрами, отделанный золотом зрительный зал на 1200 мест, с полным набором опций для зрителей - партер. амфитеатр, бенуар, бельэтаж, ярусы, балкон. И, конечно, огромная сцена, позволяющая ставить спектакли во всех известных форматах. В здании свыше двухсот помещений, включающих репетиционные классы балета. Роспись плафонов фойе и зрительного зала выполнена по эскизам и под руководством академика Дейнеки. Здание уверенно возвышается над окружающей низкорослой застройкой, словно подтверждая народное название - площадь Оперного театра. Реконструкция Кировки добавила шарм этому месту.

На западной стороне площади, на самой улице появились роскошные фонтаны и обелиск "Нулевая верста Челябинска". возведенный на предполагаемом месте основания города. Отсюда отсчитываются все расстояния Челябинской области. Пересекая реку Миасс, Кировка продолжается, но уже под старым своим названием. Здесь, на отрезке набережной, между Театром оперы и балета и Свердловским проспектом. находится несколько общественных зданий. построенных в разное время, но с одной целью. На этом месте претворялся в жизнь очередной проект челябинских градостроителей - новый центр города. Своего рода местная традиция. Алое поле, площадь Революции, набережная реки Миасс - вот неполный список мест, предназначенных стать новым городским центром.

С превращением Челябинска в огромный мегаполис, изменились и понятия о внутригородских расстояниях. Таким образом, все эти места, предлагаемые для центра города, автоматически вошли в его границы.

Но вернемся на улицу Кирова, к очередной мечте местных градостроителей. В данном случае история проекта ведется с 1967 года. Вся страна готовила подарки к пятидесятилетию Великого Октября. Самое большое общественное здание города - дворец спорта "Юность" - челябинский вклад в юбилей. Это был типовой проект, по которому построены подобные сооружения в Минске, Волгограде и Челябинске. Благодаря универсальности зрительного зала, дворец служил не только базой хоккейной команды "Трактор" - одного из международных символов Челябинска, но и местом проведения различных общественных мероприятий до семи тысяч человек. олучив такой "кассовый" зал, город мог себе позволить пригласить "дорогих" отечественных звезд и иногда побаловать своих жителей звездами из "стран народной демократии". что само по себе уже было не принято в так называемых "закрытых" городах. Со временем такая загрузка зрительного зала. просто не оставляла времени для тренировок хоккейной команды "Трактор". не говоря уже о фигурном катании. В 1982 году возводится новый Ледовый дворец, соединенный со старым зданием в единый комплекс. Это был "подарок" секретаря обкома партии. Того самого, который оставил городу новое здание театра Драмы.

Другое крупное общественное сооружение появилось на противоположном берегу реки в 1975 году. Торговый центр - огромный купол размером 100 на 100 метров - тоже типовой проект, но здания этой серии использовались, в основном, для рынков - например Комаровский в Минске.

В Челябинске поступили весьма оригинально. Под куполом разместился центральный универмаг и один из первых в городе супермаркетов. В этот необычный, для того времени, комплекс входил даже ресторан. На набережной были построены еще несколько административных и общественных зданий, открыт Геологический музей под открытым небом.

Все перемешано на левом берегу реки Миасс. Отреставрированные домики Челябинска дореволюционного, здание отеля "Малахит" середины семидесятых годов прошлого века, дворец спорта "Юность", ультрасовременный золотистый Краеведческий музей. Торговый центр на противоположном берегу сменил декорацию. Теперь его купол отлично смотрится на фоне нового высотного жилого комплекса "Святогор". Солнечные лучи отражаются в брызгах струй фонтана, расположенного посередине реки. В хороший летний день такая картина неожиданно открывается со стороны Кировки в районе площади Ярославского. Больше бы теплых солнечных дней.

За мостом улица Кирова становится магистральной, торговой и жилой. Добродушная, веселая, расслабленная Кировка исчезает. Здесь, за рекой, уже иная власть, иной темп жизни. Кажется, что огромный мегаполис уже полностью поглотил старый район Заречье, со всеми его домиками. Как оказалось, не совсем.

Старинная Троицкая церковь, отреставрированная и восстановившая свои купола. и сказочный дом - Кукольный театр здесь, в окружении потоков машин и серых панельных коробок, напоминают нам, что совсем рядом есть иной мир. Он не отторгает первый, а, наоборот, является его составной частью. своего рода отдушиной среди серых трудовых будней.

Челябинск и железная дорога

В один из сентябрьских дней 1892 года к первой платформе (другой тогда и не было) небольшой уральской станции медленно подъехал низкорослый паровоз с несколькими вагонами. Перед небольшим, построенным из местного гранита, зданием вокзала выстроились военные музыканты. городская администрация в полном составе, купечество, духовенство. Челябинская "знать" встречала прибытие из Златоуста первого поезда. Торговцы и промышленники возлагали большие надежды на новую Транссибирскую магистраль, которая открывала прямую дорогу в центральные районы страны. Но ни один из встречающих даже и представить себе не мог, какие глобальные изменения принесет в этот регион простой железнодорожный путь. Станция Челябинск, тогда еще совсем небольшая. служила границей между Самаро-Златоустовской и Сибирской железными дорогами. С завершением магистрали до Владивостока, трасс на Екатеринбург и Оренбург, станция Челябинск становится узловой. открытой как на север и юг, так на запад и восток.

Тот приземистый, сложенный из гранита, вокзал перестраивается, добавляется второй этаж, площадь помещений увеличивается в пять раз. Но вместе со станцией растет пассажиропоток. К началу шестидесятых годов прошлого века челябинский железнодорожный вокзал полностью исчерпал свои возможности. Старая привокзальная площадь, как и в других городах, представляла собой большой базар с, отходящими в разные стороны, улочками. заполненными магазинами и. подозрительного вида забегаловками. Отсюда на север. в сторону центра города уходят две основные магистрали. - Цвиллинга и Свободы. С противоположной, южной стороны, лабиринт привокзальных улочек незаметно переходил в мрачный рабочий поселок, образовавшийся при заводе бельгийской фирмы "Столь" - одним из первых иностранных инвесторов. Состоящий из старых деревянных домиков, почти без каких - либо видов благоустройства, этот поселок протянулся почти до старых, закопченных цехов завода. Когда началось строительство нового вокзального комплекса, решено было его возвести, не затрагивая существующих станционных сооружений. То есть сдвинуть на юг, в сторону заводского поселка. Современному челябинцу это ни о чем не говорит - понятия о расстояниях изменились вместе с ростом мегаполиса. Тогда же, в начале шестидесятых годов, поднялась волна протестов. Жители требовали прекратить строительство из - за удаленности нового вокзала от города. Но сооружение комплекса продолжалось ускоренными темпами и в сентябре 1965 года, состоялось торжественное открытие нового здания вокзала станции Челябинск, который сразу же стал новой городской достопримечательностью. Все было бы великолепно, но не хватало одной важной детали. Бриллианту требовалась оправа. Великолепное сооружение не имело привокзальной площади, не то, что соответствующей масштабам города и нового вокзала, а вообще никакой. Одно море старых одноэтажных домиков. Дело в том, что собственно вокзал строился на деньги железной дороги. а организацией площади занимался муниципалитет. Произошла очередная бюрократическая нестыковка. Подготовленный проект привокзальной площади пришлось быстро приводить в соответствие со сложившимися обстоятельствами. В результате были построены несколько серых панельных пятиэтажных домов, которые образовали временную, как тогда говорили. площадь. Она же стала постоянной. Со временем здесь появилась гостиница, построенная по типовому проекту, монумент "Сказ об Урале", интересное произведение скульптора В.Зайкова, бетонная копия которого была установлена прямо напротив главного входа в здание вокзала.

В общем, все временное, недоделанное. Сегодня, когда снова изменилось понятие о внутригородских расстояниях, комплекс вокзала Челябинск - Главный стал одним из важных транспортных узлов центра города.

Привокзальная площадь значительно расширилась к югу и теперь ее границей служит завод имени Колющенко, бывший "Столь", возле которого построена большая транспортная развязка - мечта нескольких поколений челябинцев. Новое здание вокзала теперь приблизилось к центру города. Никто уже и не вспоминает о протестах горожан тогда, в начале строительства. Да и сам вокзал уже не молод.

В 1965 состоялось торжественное открытие нового здания. Архитектор Л. Чуприна, автор проекта восстановления вокзала в Киеве, почти полностью отошел от канонов, принятых для такого рода зданий. Только широкая лестница напротив главного входа напоминает, что мы на вокзале. То, что увидели первые посетители, пройдя через три ряда входных дверей с тепловыми завесами между ними, не могло не поразить. Напомню - шел 1965 год. Огромное стеклянное здание, перекрытое тремя куполами, просматривалось на весь его объем. Многочисленные галереи, на которых расположились кафе, рассчитанные на определенные группы пассажиров. "Минутка" - для тех, у кого очень мало времени, "Огонек" - для тех, кому предстоит длительное ожидание и так далее. Через закрытую галерею можно было пройти в гостиницу для пассажиров - девятиэтажное здание, на крыше которого разместилось кафе "Конкорс". Это был настоящий отель, скромно называемый комнатами отдыха. Надземный переход на платформы очень напоминает подобный на вокзале в Киеве. Это не узкий подземный тоннель, а большие залы с окнами на всю высоту, которые позволяют видеть сверху панораму станции и свой поезд, прибывающий или отправляющийся. Кроме мест для ожидания, здесь расположились кафе, киоски и даже небольшие магазинчики. Масс – медиа того времени особо акцентировали внимание на диванах для ожидания. Обычно такое сооружение представляло собой крепкую деревянную скамейку, на спинке которой присутствовала обязательная надпись МПС - Министерство путей сообщения СССР. А здесь - удобные мягкие диваны, обитые дермантином, в каждом зале своего цвета. Правда, таких "мест отдыха" на новом вокзале было ровно половина от общего количества. Остальные - деревянные, точнее фанерные. Так надежнее, решило руководство и оказалось право. Примерно через год мягкие диваны были полностью удалены, как "не подлежащие восстановлению". Но в целом, здание вокзала встретило столетие и тысячелетие в очень приличном состоянии.

В стране началась кампания по строительству новых и реконструкции существующих вокзалов. В Челябинске ремонт происходил в три этапа и сегодня он завершен. Получилось красиво? Конечно, но чересчур богато. Оригинальный проект здания вокзала выполнен во времена "хрущевской экономии", что в данном случае позволило архитектору создать ощущение легкости. воздушности, особой атмосферы приподнятости. Хотелось бы все это сохранить после реконструкции. Но, к сожалению, чересчур богатая отделка лишила здание вокзала всего того, что сохранялось в течении тридцати пяти лет. Сегодня - это ультрасовременное сооружение, как и много лет, одно из самых лучших в стране. Рядом - пригородный вокзал, открытый недавно с большой помпой - длинноногими девочками, массой воздушных шаров и цветов.

Внутри - три этажа, эскалаторы и роскошь. Все это для приема пассажиров десяти электричек. Пригородное сообщение в Челябинске развито не сильно. Так что здание построено "на вырост". Может когда - нибудь и пригодится.

Железная дорога в Челябинске занимает особое место. Огромный промышленный мегаполис с массой заводов, связанных между собой и внешним миром стальными рельсами. Железная дорога - это кровеносная система города, от четкой работы которой зависит жизнедеятельность всего организма. Отсюда и особое положение. Хоть в Челябинске административно и нет Железнодорожного района, но ведомственные жилые и общественные здания этой организации находятся в наиболее престижных местах города. Управление дороги на площади Революции, как и весь прилегающий квартал принадлежит железной дороге. Здесь во дворе сохранились ведомственные гаражи для руководящего состава. Когда - то это был закрытый комплекс, типа домов НКВД на проспекте Ленина. Ведомственная территория железной дороги продолжается на юг, в сторону вокзала, со своими больницами, школами, телефонной станцией и дворцом культуры, строительство которого совпало с началом периода "хрущевской экономии". Удалялось все, что хоть отдаленно напоминало "излишество".

Казалось, что отличный проект будет загублен. Но, благодаря таланту архитектора Ф.Л.Серебровского, несмотря на жесткую цензуру, получился прекрасный дворец культуры железнодорожников с одним из лучших в городе театральных залов.

Стереотипы

Что же остается Челябинску? Роль столицы Южного Урала? Однако это понятие достаточно размыто. Например, республика Башкортостан тоже относится к Южному Уралу. Но эта автономия имеет свое правительство, парламент, столицу и административно не связана с Челябинском.

Зачем тогда весь этот столичный лоск, кварталы важного и надменного "Сталинского ампира"? Все, что описано выше - театры, музеи, променад, громадные сооружения центра Челябинска, создающие городу столичный имидж - явления вторичные.

Настоящее лицо Челябинска нужно искать в другом месте.

Также как и в любом другом городе, центр Челябинска окружен "спальными" районами. Здесь вы не найдете архитектурных "изысков". Основная застройка - типовая, быстровозводимая. Ведь жилье требуется постоянно, при всех властях. Районов, где почти полностью отсутствует промышленная зона, в Челябинске немного. Самый большой из них - Северо - Запад - город средних размеров с населением около трехсот тысяч человек. Основная же масса, окружающих челябинский центр, районов совсем другая. Прогуливаясь по городу, обратите внимание на название конечных остановок городского транспорта. Для приезжего - это загадка. Непонятные аббревиатуры - ЧТЗ, ЧЭМК, ЧМК, ЧГРЭС, ЧКПЗ. Первая буква, как нетрудно догадаться, означает - челябинский. А что дальше?

Центр города окружают промышленные предприятия и каждый более или менее приличный завод имеет свой, отдельный ведомственный жилой район. Подъезжая к городу по прекрасному скоростному шоссе с севера, из Екатеринбурга, еще за несколько километров до въезда можно различить густые клубы дыма в небе.

Последний поворот и перед нами открывается фантастическая картина. Множество труб извергают в небо дым самых разных цветов. Природная голубизна почти не видна среди этих рукотворных облаков.

Перед вами заводы знаменитого концерна "Мечел" - бывший челябинский металлургический комбинат. Заложенный в 1942 году, на довольно большом расстоянии от центра города, он, со временем, превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны. Одновременно с корпусами завода началось строительство жилого поселка. Сегодня - это целый город с населением около четырехсот тысяч человек. Основная масса домов возводилась здесь руками заключенных ГУЛАГа и пленных немецких военнослужащих. Последние имели намного больше прав, чем политические заключенные. И даже могли построить улицу в память о своей Родине. Через несколько лет "перевоспитанных" фашистов с миром вернули домой, а узников ГУЛАГа реабилитируют до сих пор. Долгое время район жил в автономном режиме из - за удаленности от основной городской застройки. Даже праздничные демонстрации в Челябинске проводились две - на площади Революции и в Металлургическом районе. Словом - отдельный город.

Развитие городского общественного транспорта, реконструкция и строительство сети автомобильных дорог способствовали интегрированию района в общегородскую структуру. В огромном мегаполисе снова изменилось понятие о расстояниях. Металлургический комбинат занимает огромную территорию. По ней даже проложено несколько трамвайных маршрутов. Сам жилой район сегодня уже почти вплотную подошел к заводским корпусам. Разноцветное дымовое облако, нависающее над домами, хорошо просматривается при въезде со стороны центра города. Обособленное расположение района не помешало строительству здесь еще нескольких крупных предприятий, не имеющих отношения к "Мечелу", но загрязняющих атмосферу не хуже его.

В те дни, когда сильный ветер, наперекор проектировщикам, изменяет направление и над районом зависает рукотворное облако, с моста через реку Миасс открывается фантасмогарическая картина. Слабеющие лучи предзакатного солнца с трудом пробиваются сквозь, нависающие над белыми домами, тяжелыми облаками радужного оттенка. И не важно, с какого завода. Сливаясь вместе, они образуют одно большое облако, которое как шапкой укутывает весь район. Запоминающаяся панорама.

Продолжаем движение по широкому многополосному шоссе в сторону центра города. По дороге нас ждет еще одно испытание - пересечение первого внутреннего промышленного кольца. Что в нашем случае означает встречу с представителями "Большой химии". С левой стороны тянется забор лакокрасочного завода, напротив - корпуса завода цинкового. Если на дороге нет пробок, то проезд этого "химического коридора" занимает всего несколько минут. Постарайтесь на это время задержать дыхание. В противном случае запахи, которые исходят от этих двух предприятий, еще долго будут вас преследовать. Первое внутреннее промышленное кольцо представляет собой непрерывную цепочку заводов самого разного профиля. В основном это крупные предприятия тяжелой промышленности, протянувшиеся вокруг центральной части города с севера, через восток, юг, запад. С северо - западной стороны кольцо прерывается. Здесь находится своеобразный "коридор дыхания", через который относительно свежий воздух проникает в город.

В этой же части расположен городской бор, тот самый, выходящий на проспект Ленина в районе Южно - Уральского государственного университета. Благодаря такому "коридору", район университета считается наиболее экологически чистым. То же можно сказать о микрорайонах Северо - Запада, хотя влияние предприятий "кольца" здесь уже чувствуется. Кроме того ветер доносит сюда разноцветные облака с "Мечела" и соседних с ним заводов. В целом, в Челябинске нет ни одного экологически безопасного района.

Второе промышленное кольцо охватывает город с южной и восточной стороны. В него входят предприятия челябинского мегаполиса, расположенные в пригородах. На территориях, прилегающих к городу с этой стороны, с начала двадцатого века разрабатываются месторождения бурых углей. Проверка запасов этого материала послужила основой для принятия решения о строительстве в Челябинске крупной электростанции - ЧГРЭС, как энергетической основы для дальнейшей индустриализации. Именно с 1927 года, времени ее постройки, наступает новая эра в истории города, тот период, который мы называем "после". Примыкающий к Челябинску с восточной и юго - восточной стороны город Копейск - центр угледобывающей промышленности региона. Его окружают шахтерские городки и поселки с разбросанными вокруг угольными терриконами - холмами из отработанной породы. Внизу, под землей - лабиринты шахт. Впечатление такое, словно находишься в районе Донбасса.

Город Коркино, южный пригород Челябинска, тоже центр угольной промышленности. Но, в отличие от Копейска, добыча здесь происходит открытым способом. Зрелище очень любопытное. С холмов из отработанной породы, окружающих Коркинский угольный разрез, открывается фантастическая картина. Огромная яма, похожая на лунный кратер. Но, в отличии от последнего отнюдь не безмолвный. Здесь кипит жизнь. Огромные экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, люди - все это в движении, в состоянии кажущегося хаоса. Но присмотревшись, начинаешь немного понимать существующий здесь порядок. Недостаток подобного способа добычи - огромное облако угольной пыли, постоянно накрывающее разрез.

Третье промышленное кольцо весьма условно. Оно охватывает разбросанные в радиусе до ста километров от "Нулевой версты", что на Кировке, многочисленные предприятия оборонной промышленности.

Челябинская область - стратегический страж безопасности России. Именно здесь была создана первая в стране атомная бомба, а могучие ракеты РС-18 (СС-20 "Сатана") долгие десятилетия охраняли покой ныне развалившейся державы под названием СССР. Да и сегодня Российская Федерация чувствовала бы себя не так спокойно, не будь на ее территории "закрытых" производств и предприятий Челябинской области.

Челябинск - центр одной из наиболее развитых областей - пятой по объему выпускаемой промышленной продукции в Российской Федерации. По индустриальной мощи в России впереди Челябинска лишь Москва, Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург. Около 40% продукции города - металл. Челябинск дает треть отечественных ферросплавов, пятую часть труб, почти все - крупного диаметра, тяжелые гусеничные тракторы и дорожную технику, прицепы-супертяжеловозы, уникальные металлоконструкции, приборы. Высокая концентрация промышленных предприятий, особенно оборонной сферы, поставила Челябинск в число наиболее важных приоритетных целей в стратегическом противостоянии "великих держав".

Помните тот мини - опрос, где мои респонденты показали хорошие знания о Челябинске в виде устоявшихся стереотипов. Каких именно? Да тех самых, описанных в этой главе. Концентрация в одном месте такого количества производств во много раз увеличивает опасность техногенной катастрофы. Ведь случись что - нибудь на одном из закрытых даже для местных служб по чрезвычайным ситуациям, предприятий, существует вполне реальная опасность цепной реакции.

Об экологической катастрофе я уже не говорю. Она произошла, давно, задолго до Чернобыльской. Ее последствия уже закодированы в генетической памяти нескольких поколений. В том числе и моего.

Когда - то Челябинск вытянул из лотерейного барабана счастливый билет. Маленький, захолустный, провинциальный городок, каких в России тысячи, получил право на вход в элитный клуб мегаполисов, городов, определяющих судьбы мира. Но за все нужно платить.
Счастливым ли стал тот билет?
На этот вопрос у меня нет однозначного ответа.

Опубликовано: 15.04.2009 16:17:00
Автор: optimism
Просмотров 751