баннерная реклама :)

Главная » Португалия» Красно-синий Лиссабон

Красно-синий Лиссабон

май 2005

Я думала, что более захватывающей посадки, чем на Мальдивских островах, где единственная взлетно-посадочная полоса располагается на отдельном островке, быть не может. Но приземление в Лиссабоне – это нечто. Самолет разворачивается над гаванью, летит так низко над городом, что на многочисленных стадионах города различимы фигурки футболистов, потом планирует параллельно с оживленным шоссе, на которое, кажется, и собирается приземляться… но нет, спокойно пристраивает шасси на бетонную дорожку и под громкие аплодисменты и крики "ЦСКА вперед!" тормозит.

Должна сразу внести ясность, это был не совсем обычный рейс. Для экипажа самолета это был скорее форсмажорный рейс: за неделю организованный чартерный ИЛ-96 с тремя сотнями мужиков (десяток девушек разбавлял этот однородный коллектив) в различной степени подпития, но ВСЕ в красно-синих футболках любимой команды! Команды, которую они приехали подержать в первом для России финале Кубка УЕФА.

Мы изначально отказались от трансфера, т.к. аэропорт находится очень близко от Лиссабона, к тому же не хотели участвовать в развозе и кантовании армейцев по отелям. Прямо перед выходом из аэропорта – организованная стоянка такси, всего 3 минуты и мы уже внутри Мерседеса, на ломанном португальском (спасибо вам, создатели бразильских сериалов!) я объясняюсь с водилой. С него началось наше знакомство с португальским гостеприимством. Перед отъездом мы несколько волновались: все-таки едем на матч с местной командой, у которой сотни тысяч поклонников, вдруг наши красно-синие футболки будут вызывать излишнее раздражение у болельщиков "Спортинга"? По нашему опыту, москвичи не очень жалуют болельщиков зарубежных команд. И вот, завидев наши армейские майки, водитель очень живо интересуется целью нашего приезда, постоянно улыбается и в конце концов желает нам успеха! Мы сначала списали его добродушие на тот факт, что он оказался фанатом "Бенфики", заклятого противника "Спортинга", но впоследствии выяснилось, что такая доброжелательность и радушие свойственны всем встреченным нами португальцам.

Гостиницу мы заказали 3 звезды, Embaixador. В самом центре города, рядом с центральным проспектом столицы Avenida de Liberdade. Очень тихая и уютная гостиница (по крайней мере была, до заселения цсковцев). Номер маленький, но тоже очень приятный, окна выходили во двор – напротив находится жилой дом. Мы приехали вечером, и я стала свидетелем потрясающей картины – у каждой квартиры вместо балкона своя терраса, и вот на верхней горели свечи, играла музыка, люди то ли ужинали, то ли просто наслаждались теплым вечером. У меня просто в сердце защемило – вот это жизнь. Все-таки моя мечта – жить в теплой стране, где можно разъезжать на кабриолетах, завтракать на террасе и т.д. и т.п.

Побросав вещи, приняв душ, мы отправились в город. На все про все у нас было 48 часов. Нам еще очень повезло с чартером. Мы прилетели накануне матча 17 и улетели только вечером 19, тогда как большинство было вынуждено прилететь утром 18 и улететь в ту же ночь, считай сутки без сна, к тому же безумные эмоции, которые переживает любой болельщик на стадионе – это реально изматывает. Хотя было всего 11 вечера, центр города был практически пуст. Одинокие пешеходы с любопытством разглядывали наши красно-синие футболки. Поужинали в кабачке, над которым висел баннер "Мы болеем за ЦСКА" (дело рук русской поварихи), выпили вина и отправились в гостиницу, отдыхать. Сразу скажу, что от Лиссабона у меня осталось всего одно негативное впечатление, но довольно ощутимое: там весьма невкусная пища. Море свежей рыбы, морепродуктов… но приготовлено все не самым лучшим образом. Мы были где-то в 4-5 ресторанчиках – везде одно и то же меню, однообразная вареная картошка или картофель фри на гарнир, однообразная безвкусная рыба. Блюдо в среднем 10-15 евро. В последний день я не выдержала и пошла есть спагетти в итальянский ресторан. В принципе, моему мужу вроде бы нравилось, но он тоже был не в восторге, к тому же он все блюда активно запивал пивом.

Завтракали мы в ресторане на 9 этаже гостиницы, откуда открывался потрясающий вид на Лиссабон. На первый взгляд, гостиница невысокая и из нее мало что увидишь, но лиссабонский ландшафт напоминает американские горки: резкие спуски и подъемы, из-за чего с любой точки города можно наблюдать очень красивые пейзажи спускающихся холмов. Завтрак стандартный: хлопья, йогурт, булочки, ветчина, сыр. Нам было вполне достаточно.

На ресепшене взяли бесплатную карту города и отправились осматривать достопримечательности. Первое, что бросилось в глаза – толпы болельщиков ЦСКА. Нас было около 3 тысяч, все, конечно же, хотели погулять по городу и сразу направились в центр, поэтому наше присутствие было столь ощутимым. При этом проходящие лиссабонцы не только не проявляли каких-либо негативных эмоций, напротив, все улыбались, приветственно махали, а автомобилисты сигналили. Лиссабон – очень красивый город! Старинные дома, узкие улочки, черно-белые мостовые – очень впечатляет. Черные и белые камни вручную укладывают по определенному узору, весь город вымощен ими, при этом рисунки везде разные. Так здорово выглядит. Мы обычно особо не готовимся к поездкам, не читаем специальную литературу, не покупаем путеводители. Предпочитаем ориентироваться на местности. Решили, что ключевые туристические места, достойные нашего внимания – это замок Св.Георга и башня Белем. Пока мы добрались до замка, я думала – помру. Он возвышается над городом на крутом холме. Поскольку дороги до него мы не знали, а улиц там много, решили идти от набережной, по кратчайшему, как показалось, маршруту. Мы шли, шли, шли, потом ползли, ползли и наконец доползли. Нам, в принципе, повезло с погодой, было +25, но в тот момент мы очень об этом жалели. Обливаясь потом и изнемогая, мы добрались до касс, заплатили 3 евро на человека и оказались на территории замка. С крепостных стен Лиссабон виден, как на ладони. Побродив по древним камням, мы приняли решение резко метнуться на башню Белем, а потом уже пообедать. Отказавшись от идеи пешеходного спуска, мы поступили очень неоригинально и взяли такси. Белем оказался ну очень далеко от центра. Таксисту мы заплатили 17 евро, тогда как дорога от аэропорта до гостиницы нам обошлась в 6 евро. Но на мой вкус, башня была даже интереснее замка. Ее можно было обойти сверху донизу по узенькой винтовой лестнице и по всему периметру. К тому же она стоит на берегу реки, и волны весьма живописно бьются о ее стены. Еще одно везение – мы оказались в Лиссабоне в международный день музеев, когда доступ всем посетителям был бесплатный (только замок почему-то к музеям не отнесли). Потом мы сходили в монастырь Жеронимуш (Иеронимов, кажется), очень и очень красиво. Обратно в центр мы добирались на трамвае. Карты с маршрутами у нас не было. Но на каждой остановке есть стенд с указанием, куда идут автобусы, останавливающиеся в данном месте. Мы сели на трамвай, купили билеты в автомате по 1,20 евро на человека и спокойно доехали до Площади Коммерсьо, откуда начинается центральная пешеходная улица Rua Augusta. Именно на ней располагается масса ресторанчиков, сувенирных лавочек и…. магазинов!!! Увидев 2 магазина Zara подряд, я сразу заявила: "Вы как хотите, но я завтра никуда не поеду, а пройдусь по магазинам".

Должна отметить, что с нами в Лиссабон поехал приятель мужа, большой любитель достопримечательностей, пеших прогулок и всяческого активного досуга, тогда как мы предпочитаем поваляться на пляже, посидеть в кафе, пивка попить – в общем, не выдержали мы и отправили его в одиночку к очередному монастырю, а сами уселись под зонтиками и стали наслаждаться отдыхом. К 3 часам дня в центре города было заметное оживление, появились болельщики "Спортинга", торговцы спортивной атрибутикой, но армейцы Москвы все равно привлекали самое большое внимание: громкие песни, речевки, реющие флаги – фанатов "Спортинга" это только заставляло улыбаться, они просили разрешения с нами фотографироваться, пожимали нам руки и радостно продолжали свой путь. В ресторанчике мы заказали местное фирменное блюдо – котелок с тушеными креветками. К ним я взяла себе вина – потрясающее по вкусу и цвету розовое вино, всего 6 евро за 375 мл. Ближе к 6 часам мы вернулись в гостиницу, чтобы подготовиться к Матчу. Надели футболки, нанесли боевую раскраску (вот и пригодился купленный 2 года назад детский грим из ИКЕА), справились у портье, как лучше всего добраться до стадиона Жозе Алваладу и, с Богом, отправились в путь. Ближайшая станция метро находилась в 100 метрах от гостиницы, билеты продаются на станции в автоматах, проезд по одной зоне 0,70 евро. В вагоне красно-синие болельщики ехали вперемешку с бело-зелеными – все улыбались (опять же) и обсуждали предстоящий поединок.

Стадион вполне обычный, европейский. Очень эффективная служба безопасности и допуска к трибунам. Никаких беспорядков, давки и уж тем более никаких шеренг с конным ментами, когда ты протискиваешься сквозь слюнявые лошадиные морды. На стадионе всего 4 входа (!) вместо десятка на Черкизове, при этом никакой давки (!)

Стадион Жозе Алваладу 18 мая – просто бело-зеленое столпотворение. Выглядело очень красиво, но и наш сектор также представлял собой весьма колоритную картину. Про матч писать не буду. Такие эмоции и словами-то описать сложно, а уж изложить на бумаге вообще нереально. Скажу только – это был один из самых волнительных и счастливых моментов в моей жизни (не считая 5 минут драки на нашей трибуне с местным спецназом – хотя мы были в отдалении этого побоища, но как-то жутковато стало). После матча отправились отмечать победу в центр города, туда уже подтягивались все остальные армейские фанаты. Бело-зеленых не было видно нигде, за народными красно-синими гуляниями наблюдала пара патрульных и видеооператор какого-то российского телеканала. Мы были настолько эмоционально и физически опустошены, что решили все же вернуться в отель и отдохнуть перед последним днем в Лиссабоне. По пути до отеля нам встретились: толпа цсковцев, горланящих "Кубок наш!", толпа менее шумных цсковцев, намеревающихся штурмовать фонтан, кучка армейских болельщиков, обучающих фанатов "Порто" антиспартаковским речевкам. Возле последних мой супруг притормозил, и заставить его покинуть приятное уличное кафе, где разливали недорогой портвейн в приятной его армейскому сердцу компании, стоило больших трудов. В номере мы включили телевизор и с чувством глубокого удовлетворения смотрели репортажи о матче, горестные интервью Лиедсена и Са Пинту и кадры с довольными цсковскими физиономиями.

На следующий день наш спутник уехал на Атлантической побережье в Кашкайш и на мыс Рока, а мы с большим трудом встали, собрались, оставили вещи на ресепшене и пошли опять гулять по Лиссабону. "Гулять", конечно, громко сказано. Мы приземлились в полюбившемся нам ресторанчике, где уже опохмелялись наши "собратья". По дороге накупили португальских газет, где на первых страницах аршинными буквами было напечатано "Какая боль!" ну и далее по тексту. Муж заказал пива, а я отпросилась на часик пробежаться по магазинам. Я с тоской смотрела на ряды блузок, брюк, платьев, которые были мне не доступны, не из-за цены, цены там вполне бюджетные, а в силу специфики моего нерешительного женского разума. Ну как скажите мне можно за час обойти все понравившиеся магазины, примерить понравившиеся вещи и решить, что брать, а что нет? Можно было и задержаться, конечно, но я отчетливо понимала, чем дольше я хожу, тем больше пива выпьет мой супруг. В общем, потратила я в Zara целых 17 евро на пару блузок и весьма неудовлетворенная вернулась в кафе. Остаток дня мы провели в блуждании по центральным улочкам с остановками в разных ресторанах и сувенирных лавочках. Пока мы обедали, углядели напротив супермаркет, оказалось, там продается неплохой портвейн всего за 3,39 евро, а мы хотели в дьюти-фри покупать. Сразу купили 5 бутылок в подарок друзьям и родным. В дьюти-фри портвейн продавался исключительно выдержанный и по соответствующим ценам, так что мы не прогадали. Очень большой парфюмерный отдел – я опять же совершенно растерялась, захотела купить все и сразу, но махнула рукой на это бессмысленное занятие.

Посадка в самолет была идиотской, сказали занимать любые свободные места – ну вы можете себе представить, что там творилось. В целом, обратный полет прошел спокойнее, народ загружался на борт очень "уставший", поэтому всего пара часов бурной деятельности с традиционными песнями и ползанием по салону – и все в отрубе. Когда после 2 часов сна я ехала в метро на работу в новенькой бейсболке с символикой финала Кубка УЕФА, меня охватило странное ощущение… во всем вагоне ни одного человека в красно-синей майке!!! А в ушах гремело "А значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…"