баннерная реклама :)

Главная » Египет» Марса-Матрух, Бункер Роммеля

Марса-Матрух, Бункер Роммеля

апрель 2009

Наши соотечественники и прочие европейцы приезжают сюда редко, предпочитая раскрученные Хургаду и Шарм-эль-Шейх с окрестностями. А отдыхают тут в основном египтяне и представители других стран Ближнего Востока. Тем не менее, нельзя сказать, что в Марса-Матрухе не развита туристическая индустрия, или что инфраструктура там несоответствующего уровня. Там все путем. Правда, в сезон, то есть, начиная с мая, и заканчивая октябрем.

Уже, когда наш автобус подъезжал к Марса-Матруху, нас удивили пальмы. Их макушки были собраны в пучок, обложены досками и связаны. Другие же, не удостоенные такой участи, раскачивались и гнулись из стороны в сторону на невесть откуда взявшемся ветру. Конечно, умные люди предупреждали нас о хамсине, который свирепствует в Египте, Иордании, Сирии, Турции и в некоторых других странах в феврале, марте и апреле. Хамсин - это жуткий, сметающий все на своем пути ветер, дующий из пустыни в течение 50 дней. С собой он несет тучи песка и даже местные жители, которые, казалось бы, должны были к нему привыкнуть, стараются сидеть всю это время дома, лишь по необходимости выходя на улицу.

Но хамсин мы не застали ни в Каире, ни в Александрии, ни даже в Сиве, а поэтому проявление его здесь, в Марса-Матрухе, стало для нас неожиданностью. Тем не менее, это был он, и мы сразу прочувствовали его силу, мощь и мерзость, как только вышли из автобуса. Мама дорогая! Нас чуть не сдуло. Поставленная на скамейку полуторолитровая бутылка с водой сразу улетела в неизвестном направлении. Антошкина привязанная к рюкзаку куртка тоже чуть было не отправилась в свободный полет. Все вещи, которые до сих пор были распиханы по рюкзачным карманам, нам пришлось тут же упаковать внутрь или надеть на себя. Надо ли говорить, что стало с нашими прическами буквально через минуту?

"И по этому городу мы собираемся гулять?" - думала я. К счастью, у Антона тоже появились сомнения о целесообразности прогулки. Но в Марса-Матрухе было два места, которые мы очень хотели посетить, а потому сразу уехать из него мы априори не могли. Первое место - это бункер командующего Африканским корпусом германской армии Эрвина Роммеля. А второе - вы, конечно, помните, что мой муж - фанат совершать заплывы во всех встречных водоемах? Так вот, на сей раз этим водоемом стало Средиземное море.

Побережье / Египет Побережье Побережье // annataliya.ru

Однако, Средиземное море от автовокзала находилось не близко, а где располагался бункер, мы вообще не знали. Поэтому, еще раз проникнувшись силой хамсина, мы отловили такси и решили добраться до бункера с комфортом. Но, увы, наш водитель по-английски не понимал ни слова и среагировал лишь на фамилию Роммель.

"О, Роммель! Роммель-хауз!" - сказал он и куда-то повез нас.

Роммель-хаузом оказался отель, в котором его владелец устроил что-то вроде мини-музея. Отель был закрыт на реконструкцию, а музей на смену экспозиции (если мы правильно перевели слово "ченч", которое изрек так же не говорящий по-английски хозяин). Где же находился бункер, никто не знал.

Что ж, пришлось нам отправиться в сторону пляжа, благо хоть он располагался поблизости.

Пляж / Египет Пляж Пляж // annataliya.ru

Но тот путь, который мы проделали до него... Мама мия! Хамсин тут свирепствовал во всю мощь. Он был гораздо сильнее, чем в центре города, а к тому же поднимал тучи песка и швырял их в лицо с такой силой, что сложно было даже открыть глаза. Хотя открыть глаза было сложно и по другой причине. Солнце здесь было необычайно ярким (нигде больше в Египте я не встречала такого), а дома - в основном белого цвета. И этот белый цвет настолько рьяно отражал солнечные лучи, что просто слепил глаза. Увы, солнцезащитных очков у меня с собой не было.

Пляж оказался пуст. Лишь несколько влюбленных парочек ходило по берегу. Но когда Антон сподобился раздеться и зашел в волны Средиземного моря, пляж вдруг ожил. Откуда не возьмись, появились группки детей, решившие погулять как раз там, где купался мой муж, а отдельно взятые египетские мужчины оккупировали стоявшие неподалеку грибочки.

И все они с интересом взирали на Антона, качали головами из стороны в сторону и причмокивали губами, наверняка думали, что на берег он больше не выйдет. Еще бы! Температура воды была около 15 градусов, и египтяне восприняли его примерно так, как мы восприняли бы моржа в середине января на берегу Химкинского водохранилища.

Когда же Антошик все-таки вышел на берег, все с чувством восхищения и удовлетворения спокойно разошлись по домам. Несмотря на такой успех мужа у местного населения, я по-тихоньку начала злеть. Хамсин реально не давал житья.

"Давай уедем отсюда!" - сказала я.
"А как же бункер?" - грустно спросил Антон.
Мы шли по пустой набережной с перегоняемыми кучами песка. Навстречу нам не попадалось ни души, а буквально все отели, кои тут построены абсолютно везде, были кардинально закрыты. Мало того, их огромные, выходящие на улицу с первых этажей окна, были наглухо забиты фанерой. Нет, эти отели не были заброшены - так их владельцы спасали свое имущество от хамсина! "Давай сделаем так, - предложил Антон, - спросим у первого попавшегося таксиста о бункере, и, если он не знает, то уедем!" Так мы и сделали. Но, на удивление, таксист не стал строить озабоченное лицо, а сразу оказался в курсе бункера. До него было не меньше десяти километров. Располагался он на самой окраине города, на полуострове, к которому вела дамба, и где недавно разбили новый пляж. Сами его мы бы ни за что не нашли!

Эрвин Роммель в качестве военного прославился еще в Первую Мировую войну. Тогда за боевые заслуги он был награжден Железным крестом Первой степени. Адольф Гитлер проникся к нему в 1935 году, когда прочитал его книгу "Пехота наступает". А три года спустя назначил его командиром личного батальона охраны. Во время Второй Мировой войны слава Роммеля, как отважного и профессионального полководца, не покидала. И в начале 1941 года Роммель стал командующим только что созданным Африканским корпусом. Гитлер поставил перед ним задачу отбросить британские войска обратно в Египет. А, как программу максимум, освободить от них и Египет тоже. Наверное, поэтому у египтян до сих пор о Роммеле очень благоприятные впечатления. Африканская кампания началась для Роммеля опять-таки успешно и даже принесла ему прозвище "Лис пустыни". Египет он, конечно, не освободил, но англичане постоянно отступали и несли большие потери. Буквально за два года войны он дорос до генерала армии, а потом и до фельд-маршала.

Кроме Африки, воевал на севере Италии и во Франции. Но, увы, довольно-таки быстро Роммель разочаровался в политике Гитлера и, как сказано во многих источниках, даже пытался убедить его прекратить войну. Разумеется, фюрер был против. Некоторые участники Июльского заговора 1944 года (тогда Гитлера пытались устранить физически) хотели, чтобы Роммель возглавил страну после него. Однако считается, что сам он активной роли в этом заговоре не играл. Тем не менее, кто-то из участников во время пыток назвал его имя, и судьба полководца была решена. 14 октября 1944 года Гитлер направил домой к Роммелю двух офицеров, предоставив ему выбор: покончить с собой или предстать перед судом. "Через пятнадцать минут я умру", - сказал Роммель жене и принял яд. Гитлер проникся таким мужеством и приказал похоронить его со всеми воинскими почестями. Такая вот история жизни...

Бункер Роммеля в Марса-Матрухе - один из многих в Северной Африке. Он расположен в гроте, который искусственно расширили и проложили в нем несколько ходов. Когда мы добрались до этого места, там было абсолютно безлюдно, мы были единственными посетителями, и, как мы поняли, даже в сезон туристы сюда приезжают не часто. Бункер очень небольшой. За металлическими дверями открывается проход протяженностью несколько десятков метров. Он приводит в зал. Из него можно перейти еще в один зал и по еще более короткому коридору погуляться до вторых металлических дверей, ведущих наружу.

А это те самые вторые двери. А по пути осмотреть систему вентиляции - уходящий вверх колодец.

Вторые двери / Египет Вторые двери Вторые двери // annataliya.ru

Система вентиляции / Египет Система вентиляции Система вентиляции // annataliya.ru
Музей Роммеля / Египет Музей Роммеля Музей Роммеля // annataliya.ru

Сейчас в бункере расположен музейчик. В нем есть бюст и фотографии Роммеля, несколько его вещей, запылившихся от времени, личная шинель, карты наступления и знамя фашистской Германии.

На весь осмотр у нас ушло от силы 20 минут. А после того, как мы вышли из бункера, Антон решил слазать на ту горку, в гроте которой он находился. Горка была не выше пятнадцати метров, но служители музея, догадавшись о намерениях Антона, активно запротестовали, намекая, что рядом находится военная часть, и по нам стопудово откроют стрельбу на поражение. :) Не знаю, был ли там сейчас хоть какой-то военный объект (мы видели лишь заброшенную вышку непонятного назначения, такие же заброшенные две будки и куски ржавой колючей проволоки), но мы решили послушаться.

Ночевать в Марса-Матрухе нам не хотелось. А потому, узнав, что автобусы в Александрию ходят буквально каждый час, мы пообедали и уехали туда тем же вечером.