баннерная реклама :)

Главная » Великобритания» Один день в Портсмуте

Один день в Портсмуте 

декабрь 2008 - январь 2009

В Портсмут поехали по настоянию мужа, т.к. именно там на вечном приколе стоит местная Аврора – HMS Victory, на котором сражался при Трафальгаре и погиб адмирал Нельсон.

Вообще они с Трафальгарской битвой и Нельсоном носятся, как мы раньше с Октябрьской революцией и Лениным. Куда не ткни, все "имени Нельсона" или "Трафальгарский ордена Нельсона".

До города добрались на автобусе National Express. Время в пути от вокзала Виктория – 2 часа 15 минут. Конечная остановка находится прямо через дорогу от исторических доков и действующей военно-морской базы. По историческому доку можно гулять, но за вход на каждый корабль и музей требуют денег. Билеты продаются по странной, на наш взгляд, схеме. Есть одноразовый билет на один корабль/музей на ваш выбор, стоит 12 фунтов. За 18,5 фунтов можно купить годовой билет, включающих все достопримечательности, но на каждую из них вы можете войти только один раз (на входе тщательно вычеркивают из билета наименование аттракциона, чтобы не дай бог дважды не прошел), и за 35 фунтов можно приобрести право в течение двух лет посещать все это морское великолепие неограниченное число раз. Для граждан Британии скидка 1 фунт. Поскольку сами мы не местные, купили билетики по 18,50. Приехав на один день, весь перечень доступных к осмотру достопримечательностей посетить невозможно физически – умножаем количество на минимально требуемое время осмотра, минусуем время закрытия (закрывают они рано, в 1630) и получаем в остатке 3, максимум 4 места.

Поскольку ехали мы ради Victory, то с нее и решили начать. На корабль пускают только группами, набирая их к определенному времени. В этот день первая была в 1210. В группе только англичане с детьми, из иностранцев мы вдвоем. Вышла милая тетенька-экскурсовод в морской форме с изображением корабля, пересчитала нас по головам (на выходе опять сосчитала, чтобы никого в трюмах не осталось), и повела по палубам. К сожалению, внутри корабля съемка строго запрещена, поэтому просто поверьте – это здорово! Подлинный корабль двухсотлетней давности, даже после реставрации, дает в достаточной степени прочувствовать, насколько "комфортным" было плавание в ту героическую эпоху. Высота батарейных палуб не превышает 165 см. Экскурсия длится час, в конце высокие мужчины, устав наклоняться, начали все чаще стукаться головами о фонари и поперечные балки. На постройку одной HMS Victory было изведено 5500 дубов, не считая вспомогательных деревьев, а таких кораблей в ту эпоху строили сотни - понятно, почему в Англии и других морских державах трудно с лесом.

Дальше наш путь лежал в док, в котором находится Mary Rose. Этот корабль был построен в эпоху Генриха Тюдора, но утонул сразу, как только в первый раз отошел от причала. "Благодаря" противоабардажным сетям вся команда пошла ко дну вместе с несчастным кораблем. Он поднят водолазами со дна бухты, где мирно пролежал почти 400 лет, в 1982, и сейчас находится в герметичном стеклянном боксе, где его пропитывают специальным составом, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. Стоимость такой обработки составляет около 250 тысяч английских фунтов в год, музей активно ищет спонсоров, желающих помочь. Сами же останки корабля (чуть больше половины корпуса, он развалился вдоль киля при трагедии) можно наблюдать в полумраке сквозь сильный туман и обильные струйки разбрызгиваемого на него сверху полимера. Создается полное впечатление, что корабль стоит у причала во время теплого ночного ливня. Обещают закончить к 2010 году.

Следующим пунктом нашей программы стал королевский морской музей. Здесь опять таки все посвящено Victory - выставлено личное оружие участников той битвы, их вещи, ордена и т.д., представлен макет корабля во всех возможных ракурсах. На втором этаже музея – подлинные ростры и носовые фигуры с различных известных и неизвестных кораблей. Через несколько минут начиналось experience – мини реалити-шоу по мотивам битвы. Проходя через анфиладу помещений, мы смотрели слайды о битве, побывали в до жути достоверном батарейном отсеке с восковыми фигурами моряков в пылу битвы и грохочущими и движущимися пушками, видели панораму битвы. Шоу длится минут 20.

Последним посетили HMS Warrior 1860. Этот корабль стоит у самого входа в доки, единственный из представленных в мокром доке и очень сильно отреставрирован (пушки пластиковые, тросы металлические и т.д.). Здесь, в отличие от HMS Victory, можно почти все – фотографировать, трогать, крутить штурвал, если сил хватит (состоит из нескольких колес диаметром более 2 метров). В машинном отделении мрачное освещение и озвучка, имитирующая работу машин и механиков, вызывает инстинктивное желание сбежать на верхние, более светлые, палубы.

На все остальные достопримечательности и круиз вокруг базы уже не оставалось ни времени, ни сил.

После посещения доков проголодались и, не мудрствуя лукаво, зашли в первую попавшуюся таверну между доком и автостанцией. Цены приятно порадовали умеренностью. Получив свой заказ, тихонько обалдели – таких больших порций мы еще не видели! А когда попробовали, поняли – и не ели. Банальный fish-and-chips в исполнении местного повара оказался громадным куском свежайшего, нежнейшего, тающего на языке филе во вкуснейшем кляре, огромные креветки в чесночном соусе также выше всяческих похвал. Подобное качество морепродуктов возможно только в непосредственной близости от мест лова. Либо иностранцы посещают Портсмут нечасто, либо просто сервис в провинции поставлен на другой, недостижимый в столицах, уровень, но через пару минут после подачи барменша подошла к нам и поинтересовалась, нравится ли нам еда и нет ли каких-либо дополнительных пожеланий. Уверив ее что все ОК, продолжили вкушать блаженство. Девушка подошла к старичкам за соседним столиком, поправила жалюзи, чтобы солнышко не било в глаза дедушке. Через некоторое время из кухни вышла повар. Она по очереди обходила столики, куда подали ее произведения, и интересовалась реакцией. Муж заставил ее засветиться от счастья, рассказав на своем не лучшем английском, что это самый вкусный обед из тех, что он успел съесть за время пребывания на британской земле. И это правда!

Пообедав, пошли на автобус в Лондон. За время путешествий по Европе успели привыкнуть, что время, указанное в расписании, всегда соблюдается. Однако в указанное время автобуса не было. Мы заволновались – может не там стоим? На станции этот автобус ждало еще несколько человек и все беспокоились вместе с нами. Автобус прибыл с опозданием в 7 минут. Заняли место за водителем и приготовились подремать в пути под тихое бормотание навигатора "сверните направо, двигайтесь прямо". Не тут то было! Вскоре выяснилось, что навигатор врет, а сам водитель (ярко выраженный славянин, вероятно, из бывшей Югославии или Польши) дороги не знает! Мы как приезжие, ничего не поняли, но буквально через 5 минут к водителю подбежали два по виду студента со словами "куда ты везешь нас, Сусанин? Лондон в другую сторону!". Водила разложил на руле карту и начал плутать. На следующую остановку мы прибыли с опозданием в 40 минут. Поняв, что капитально выпадает из расписания и нарывается на неприятности, водитель, в лучших традициях российской школы автовождения, презрел все правила. И началось шоу, которое мы видим ежедневно по дороге на работу, но которое является редким экстримом для англичан. Мы поворачивали через запретные ряды, проезжали на красный и по встречке, гнали по скоростному ряду, сигналя и мигая фарами, сгоняя с пути респектабельные авто и т.д. По моему, превышение скорости было самым безобидным из нарушений. Напомню, что гонка происходила на междугороднем двухуровневом автобусе. Пожилые англичанки через проход от нас сидели вцепившись в сиденья до белизны пальцев, студенты ликовали. Въехав в Лондон, попали в пробку возле моста Челси. Наш водитель, как нормальный таджик-маршруточник, не пожелал стоять в пробке. Сдав назад и распугав сигналами легковушки, он задом развернулся на узенькой улочке, перескочил через поребрики, сшиб какой-то столбик, и, наплевав на запрет, повернул в другую сторону. На Викторию мы прибыли с другой стороны с 30 минутным опозданием и на перрон отправления вместо прибытия (находятся в разных зданиях через дорогу). Выходили пассажиры тихо и осторожно, не веря своему счастью – доехали! Студенты, похлопав горе-водилу по плечу, убежали, и только один человек рискнул спросить – а вам не кажется, товарищ водитель, что это не тот вокзал? На что водитель махнул рукой и ушел в ряды пустых автобусов. Вот с таких мелочей обычно и начинается падение империй – сначала лажают по-мелкому…

Опубликовано: 22.01.2009 9:09:00
Автор: котишка
Просмотров 1062