август 2009
Серию фотоочерков о посещении Англии в начале августа этого года открываю небольшим рассказом о городе Чатаме (точнее - преимущественно о его музейном комплексе "Historic Dockyard Chatham", посвященном истории флота).
Хотя Чатам и не входит в число традиционных туристических достопримечательностей Англии, добраться до него не составляет особых трудностей. "Безлошадные" туристы могут воспользоваться поездом. Поезда до Чатама идут с лондонских вокзалов Виктория или Чарринг-Кросс. Поскольку Чатам, как правило, не является конечной станцией, то лучше смотреть на табло перед платформами, есть ли Чатам в числе остановок у поездов, направляющихся в юго-восточном направлении (я, например, добирался поездом, идующим до Февершема). Интервал между поездами - около 15 минут. Поезд идет до Чатама чуть больше часа. В самом Чатаме добраться до "исторической верфи" можно на местном автобусе или пешком (30-40 минут по городу).
Музей "Historic Dockyard" открылся в 1984 г. на месте закрытой военно-морской верфи в Чатаме. Стоимость билета (по которому можно не только зайти на территорию верфи, но посмотреть все достопримечательности) - 14 фунтов.
Доки // klaaz.livejournal.com
Создатели музея постарались сохранить прежний облик чатамских доков - иногда кажется, что они и не закрыты вовсе, а просто временно прекратили работу.
Прежний облик // klaaz.livejournal.com
Но главная "изюминка" чатамского музея - корабли-памятники.
Подводная лодка "Оцелот"("Ocelot") ( типа "Оберон" ). Верфь в Чатаме построила 6 подводных лодки этого типа (3 для ВМС Великобритании (в т.ч. и "Оцелот") и 3 - для Канады) в первой половине 60-х. Эти подводные лодки стали последними боевыми кораблями, построенными в Чатам - еще почти двадцать лет чатамская верфь занималась только ремонтом и модернизацией кораблей.
Подводная лодка "Оцелот" // klaaz.livejournal.com
Подводную лодку можно посмотреть и внутри (для этого формируют группы, сопровождаемые экскурсоводом) - оборудование сохранено в том состоянии, как и во время активной службы субмарины.
Эсминец "Кавалер" ( "Cavalier" ) - типа "С" постройки Второй мировой войны (правда, уже в модернизированном после войны состоянии).
Эсминец "Кавалер" // klaaz.livejournal.com
Сам эсминец можно также посмотреть изнутри (при входе можно взять аудиогид).
Реактивный противолодочный бомбомет "Сквид":
Противолодочный бомбомет "Сквид" // klaaz.livejournal.com
40-мм "Бофорс":
40-мм "Бофорс" // klaaz.livejournal.com
Капитанская каюта:
Капитанская каюта // klaaz.livejournal.com
Почетный знак за Вторую мировую ("Кавалер" участвовал в проводке "северных конвоев")
Почетный знак // klaaz.livejournal.com
Рядом с "Кавалером" - памятник в честь британских эсминцев Второй мировой
Памятник в честь британских эсминцев // klaaz.livejournal.com
Рядом с ветеранами Второй мировой и холодной войн - корабль флота викторианской эпохи - шлюп "Гэннет" ( "Gannet" ), вступивший в строй в 1878 г.
Шлюп "Гэннет" // klaaz.livejournal.com
После вывода из состава флота корпус корабля долговое время служил в качестве плавказармы для школы юнг. Лишь в 1987 г. началось восстановление (а скорее - постройка заново) ветерана викторианского флота. Переоборудование это не закончено и по сей день. Фактически восстановлен только внешний облик корабля - внутри только голые стены (впрочем, аудиогид, который бесплатно можно взять при входе, подробно объясняет что, где и для чего все когда-то на корабле находилось).
На палубе "Гэннета":
На палубе // klaaz.livejournal.com
Скорострельное орудие Норденфельда:
Скорострельное орудие // klaaz.livejournal.com
Когда-то здесь было машинное отделение...
Машинное отделение // klaaz.livejournal.com
Среди других экспонатов под открытым небом - артсистемы состоявшие на вооружении британского флота:
Артсистемы // klaaz.livejournal.com
Экспонаты под открытым небом // klaaz.livejournal.com
... состоявшие на вооружении британского флота // klaaz.livejournal.com
Первый вертолет британского производства, поступивший в 1950 г. на вооружение королевского флота - Вестланд "Dragonfly".
Первый вертолет британского производства // klaaz.livejournal.com
и... макет советской подводной лодки, "снимавшийся" в одном из фильмов про Джеймса Бонда (на переднем плане, естественно)
Макет советской подводной лодки // klaaz.livejournal.com
На верфи есть небольшой музейный зал, в котором собраны экспонаты из морской истории Чатама и английского флота в целом.
Музейный зал // klaaz.livejournal.com
Некоторые экспонаты из этого собрания:
Экспонаты собрания // klaaz.livejournal.com
H.M.S. Pembroke // klaaz.livejournal.com
Рядом с музеем находится офис "World Ship society" - организации, объединяющей людей, интересующихся историей флота и кораблестроения.
Офис "World Ship society" // klaaz.livejournal.com
При этом офисе есть библиотека и магазин, в котором продается масса литературы по морской тематике - в том числе и старые издания по совершенно смешным ценам. Естественно, я не мог пройти мимо.
Несколько фотографий Чатама
Все-таки все в городе связано с флотом:
Все в городе связано с флотом // klaaz.livejournal.com
Отель "Александра" (на вывеске - одноименный британский броненосец):
Отель "Александра" // klaaz.livejournal.com
Вербовочный центр вооруженных сил:
Вербовочный центр // klaaz.livejournal.com
Форт Амхерст. В нем расположен музей артиллерии (работает только по воскресеньям - а поскольку была пятница, то мне пришлось только "поцеловать замок" и сфоткать фасад).
Форт Амхерст // klaaz.livejournal.com
Кстати, в музее можно провести свадебное торжество (а также, вероятно, иные мероприятия) - см.вывеску перед музеем. Что делать - кормиться как-то же надо.
Памятник лорду Китченеру:
Лорд Китченер // klaaz.livejournal.com
На редкость любопытное фото - советская подводная лодка (ИМХО проекта 641 ("Foxtrot")) на реке Медуэй (при въезде в Чатам).
Советская подводная лодка на реке Медуэй // klaaz.livejournal.com
Я поинтересовался у туземцев (в том числе и у работников музея) что это за "сабмарин", но все оказались не при делах. Удалось выяснить только то, что это, по крайней мере, не будущий экспонат "Historic Dockyard".
Все-таки англичане стали на редкость равнодушны к морским делам. В прежние времена иностранные корабли на реке Медуэй вызывали несколько больший энтузиазм.
Источник: klaaz.livejournal.com/76393.html