баннерная реклама :)

Главная » Бразилия» Бразилия

Бразилия

2003

"А не поехать ли нам в этом году в Бразилию?", подумал я.

Идея показалась очень привлекательной, и я сразу приступил к самой приятной части любой поездки - подготовке. О Бразилии я знал, что там есть Рио-де-Жанейро, где все ходят в белых штанах, Амазонка с множеством рыжих обезьян, длинохвостыми ягуарами и броненосными черепахами, и что там хорошо играют в футбол. Интернет обрушил на меня поток информации, тщательно перелопатив который я понял, что в Бразилии есть пять мест которые мне хочется увидеть: Рио-де-Жанейро, джунгли Амазонки, саванны Пантанала, водопады Игуасу и развесёлый пляжный город Сальвадор (не путать со страной Сальвадор). Причем оказалось, что Бразилия страна очень большая и все эти места находятся довольно далеко друг от друга. Если переложить на карту бывшего СССР, то посетить нам предстояло Москву, Алма-Ату, пустыню Кызыл-Кум, Северную Карелию и Южную Якутию. В две недели отпуска это никак не вмещалось. После долгих душевных терзаний я решил, что весёлых городов и в других местах хватает и Сальвадору не повезло.

Оставалось только выбрать гостиницы, экскурсии, состыковать самолётные рейсы и пересадки, на что и было потрачено ещё четыре рабочих дня.

И вот, наконец, мы в Бразилии. Самолёт прилетал в огромный мегаполис Сан Паоло, там нам надо было пересесть на рейс до города с названием Ciuaba (это Пантанал). Хожу, пытаюсь допытаться в справочной, где тут самолёт на Сиуабу, никто меня не понимает. Пришлось написать, только тогда поняли. Ну откуда я мог знать, что Ciuaba произносится как "Куяба" с ударением на последнем слоге?

Куяба и саванны Пантанала

В Куябе нас встретил гид по имени Льюис, вполне европейского вида с прекрасным английским и загипсованной ногой. Сказал, что это его лошадь ударила. Посадил он нас в микроавтобус и повёз в Пантанал. Ехать туда часа три. Пантанал - что-то вроде заповедника, причем не обезображенного цивилизацией. Природа вокруг - савана, то есть огромные равнины с рощами деревьев и кустарника. Огромное количество самых разных птиц и животных, включая диковинных аистов и саванных соколов. Гостиница наша называлась "Araras". "Ara" по-португальски большой красивый попугай. И действительно, на дереве сидела семья попугаев. Брошюра утверждала что их там больше тридцати, но мы видели только 8-9. Ешё там было большое манговое дерево к которому был прибит череп буйвола. Выглядело это как большое ранчо.

Угадайте, чего нам больше всего хотелось после 14 часов в воздухе да 4 часов в машине? Правильно - увидеть диких обезьян.

Оказалось что в десяти минутах ходьбы есть деревянная смотровая вышка рядом с которой живёт семья "воюших обезян" (howling monkeys - так порода называется). Действительно, на ветвях лежал здоровый чёрный самец, а рядом суетились рыжие самки и детёныши. На нас они никакого внимания не обратили. Потом нам рассказали, что так их назвали потому, что они по утрам перед дождём громко воют. К счастью погода стояла чудесная и никто нам по утрам не выл.

Когда мы вернулись, около ранчо паслись капибары. Это самые большие грызуны в мире. Выглядят они как хомяки, но ростом мне по пояс. Отпуск начался.

Хотя в ранчо было комнат двадцать, кроме нас была только одна пара - две девочки-китаянки из Бельгии да потом появилась ещё пара туристов из Германии. Повара это, похоже, не смущало - еда подавалась человек на двадцать. Каждый день - штук пять закусок, два-три вида мяса с разными гарнирами, несколько пирогов. И всё ужасно вкусно (и бесплатно). Распорядок дня был как в деревне - вставали в 6, обильно завтракали, куда-то ехали, к полудню возвращались, ели, спали до трёх, пили чай с пирожными, разговаривали с Льюсом про жизнь, опять куда-то ехали, в семь-восемь обед, с темнотой ложились спать. Звучит жестоко, но уже на второй день к такому распорядку вполне привыкаешь. Льюс оказался умнейшим образованным человеком, читающим в свободное время Камю и Ницше и работающий гидом "для души".

Утром Льюис повёз нас наблюдать за местной флорой и фауной в открытом грузовике. Вдоль дороги сидели диковинные птицы, бегали местные лисы, капибары, по веткам скакали обезьяны, во всех водоёмах плескались кайманы. В общем, всё было совсем, как в Бразилии. Однажды дорогу нам перешёл тапир, но я не успел его сфотографировать. На кустах росли орехи кешью. Выглядят они как болгарский перец, на конце которого растёт собственно орех. Плод довольно вкусный, сладковатый и водянистый, из него делают цукаты и конфеты. Мила решила, что раз орех, то нужно его сьесть, надкусила и тут же выплюнула. Орех оказался горьким и обжёг рот. Когда через полчаса жжение не прошло, обратились за помощью к Льюису. Он сказал, что кэшью можно есть только после переработки, он очень ядовит и если вскоре не полегчает надо будет ехать в госпиталь. Напоминаю: до цивилизации и госпиталя было четыре часа езды. К счастью, через час Миле стало легче и мы решили обойтись без госпиталя. Только к вечеру мы заметили, что на груди, по которой Мила, похоже, провела рукой появились явные следы ожогов.

На следующий день мы поехали кататься на каное по каналам и ловить пираний. Весь Пантанал испещрён каналами, ручейками и речками. В сезон дождей это всё превращается в одно большое озеро, но мы попали ближе к концу сухого сезона и уровень воды был небольшой. Дорога к каналу была вся в канавах и лужах, поэтому за нашим грузовиком ехал трактор и выталкивал нас из особо больших луж. На воде было тихо, спокойно и умиротворённо. К берегам канала жались кайманы и ласково на нас смотрели. Кайманы - разновидность аллигаторов, только поменьше. Самые крупные - около двух метров. Люди для них слишком крупная пища, поэтому нападают на людей кайманы крайне редко. В одном тихом месте у берега мы наткнулись на кайманский детский сад. Прямо в воде резвились с полсотни маленьих кайманчиков (см. фото внизу). Где-то неподалёку прошумело стадо пекари - диких свиней, с которыми, как сказал Льюис, встречаться смертельно опасно. Вернувшись к месту стоянки мы обнаружили, что нас ждёт ланч, приготовленный местным индейцем. На пять человек он приготовил штук десять говяжьих ребер, бараний бок, курицы без счёта, полный таз нарезанного арбуза с дыней и ещё там чего-то. Над головой резвились мармосеты и хватали отложенные в сторону куски фруктов. После ланча я спросил у Льюиса можно ли здесь купаться. Он сказал, что если ниоткуда кровь не идёт, то пираньи тронуть не должны, но предупредил, чтобы я не поднимал высоко ноги когда иду по дну, а то можно наступить на каймана.

Ну можно было после такого предупреждения не залезть в воду? Конечно же, я немедленно залез. А потом на этом же самом месте мы ловили пираний. Выглядит это так. Берётся удочка, на крючок надевается кусок сырого мяса, забрасывается, секунд через десять вынимается, на крючке болтается пиранья. Если крючок успел глубоко уйти, то большая, а если мясо у поверхности сожрали, то маленькая. Но даже у маленькой зубки острые, поэтому снимал их с крючка специальный мальчик. Его только одна пиранья исхтрилась укусить.

Из улова нам приготовили замечательный суп и несколько самых крупных пожарили. Довольно вкусно. Следующим пунктом программы было катание по саванне на лошадях. Лошади были аргентинские, невысокие и управлять ими нужно было не так как в кино показывают, а держать поводья в одной руке и двигать ими как джойстиком. Мой конь, по кличке Президент, честно шёл со всеми вместе, но мне это быстро надоело и я стал пытаться заставить его скакать галопом. Ни по-русски, ни по-английски Президент не понимал и пока Льюис не выдал мне волшебную палочку (срезаный с куста прут) дело не шло. Но как только я взмахнул палочкой и хлестнул его по крупу, Президент рванул вперёд и стал набирать такую скорость, как будто от него зависело получит ли королева вовремя свои подвески. Я уже думал только о том чтобы усидеть в седле и не свалиться в какой-нибудь термитник, которых в саванне видимо-невидимо. Наконец коню надоело и он пошёл трусцой. Трусца - это когда седока на каждом шаге подбрасывает кверху и больно бьёт угадайте чем о седло. Говорят, надо привставать в седле на каждом шаге. Я пробовал. Столько приседаний я сделать не могу. Пришлось придерживать болезненные места левой рукой. Может отсюда пошёл обычай держать поводья в одной руке? Ещё была поездка к гигантским выдрам (Giant otters). Их осталось очень мало и они в Красной книге, но к нам приплыли охотно и брали рыбу почти из рук.

Льюис отвёз нас в аэропорт и мы, обменявшись адресами, распрощались. Он сказал, что мы первые русские туристы с которыми он сталкивался. У меня сразу же возникла мысль наладить дешевый туризм из России в Бразилию. Но, как бывает со многими хорошими мыслями, она превратилась в кусочек моей дороги в ад.

Впереди были джунгли Амазонки.

Амазонка

Здание аэропорта в Куябе было вполне стандартным, но ботинки, как в Штатах, никто снимать не требовал. И вообще, осмотра не было. Никакого. Даже металлоискателя. Просто обьявили рейс, пассажиры встали и пошли в самолёт.

Несмотря на то, что провинция Amazonas самая большая в Бразили город там всего один - Манаус. Туда нам и предстояло лететь с пересадкой в городе Бразилии (столица страны Бразилии). Прилетели мы в полночь, добрались до гостиницы, а в семь утра за нами уже приехал очередной гид, чтобы отвезти туда где нам предстояло провести следующие три дня. Большинство туристов останавливаются около Манауса и ничего толком не видят, но мне было интересно забраться подальше в дикую природу. Надо пояснить, что гостиницы в Пантанал и на Амазонку продают сразу "пакет". В пакет входит доставка, жильё, вся еда, все экскурсии и гид. Никакими услугами туристских агенств при планировании поездки я никогда не пользуюсь, предпочитаю всё организовывать самостоятельно и в агенство звонить с уже готовым маршрутом.

Гид на этот раз был настоящим индейцем из Гаяны с настоящим индейским именем Джон. Про Камю (см. предыдущие главы) он ничего не знал, но зато знал всё про местную природу. Нас погрузили в микроавтобус и повезли на берег Амазонки. Там мы перегрузились на катер и поплыли на другой берег (минут 30). Посередине реки пересекли знаменитое место "встречи вод". В этом месте реки Амазонка и Рио Негро сливаются вместе, но, поскольку, вода в них разной температуры и плотности, то они текут рядом несколько километров не смешиваясь. Вода в этих реках разного цвета, поэтому это очень хорошо видно. На другом берегу нас снова посадили в машину, ешё минут сорок везли до какой-то пристани и там пересадили в обычную моторную лодку. Три часа на моторной лодке по широким и узким притокам Амазонки - и мы у цели. Цель называлась "Juma Lodge" и стояла на островке на высоких сваях (см фото внизу). Высокие сваи были нужны потому, что уровень воды в сезон дождей поднимается ах на 8 метров. На высоких деревьях наверху видны следы от полугодового пребывания в воде, а низкие скрываются под водой полностью.

Кстати, Амазонка это не конкретная река с чётко очерченными берегами, а целый комплекс рек, речушек и ручейков вливающихся друг в друга. Дорог на Амазонке нет и быть не может. Есть разного размера островки, на которых иногда живут местные жители. Всё передвижение - только по воде. На одном островке - школа в которую по утрам собирает детей дежурная лодка, на другом - церковь...

Гостиница оказалась очень удобная, рассчитанная всего на восемь пар, с большими комнатами. Кроме нас там была только пара из Англии гид, обслуга и три обезьяны, живущих на этом острове. Две было одной породы, не помню какой, а одна, по имени Джоел - другой. Джоел прыгнул на меня как только мы вышли из лодки и сорвал с меня очки. Вы никогда не пробовали находиться рядом с обезьяной когда на Вас очки? И не пробуйте. Охотился за моими очками он постоянно, отвлекался только чтобы попробовать моего крема от загара.

После обеда нас повели в джунгли. Джон прорубал дорогу мачете, показывал на разные деревья и говорил: вот кору этого дерева местные жители заваривают от головной боли, а плоды этого едят для аборта... С большим трудом удалось найти дерево которые местные ни для чего не используют. Ещё мы наткнулись на два вида амазонских муравьёв. Одни очень мелкие, надо положить руку на дерево, чтобы они её облепили, а потом натереться ими. Это местное средство от комаров. Другие - крупные с очень болезненным укусом. В одном индейском племени чтобы называться мужчиной и иметь право жениться надо пройти испытание - десять раз сунуть руку в рукавицу с этими муравьями. Гид сказал, что выдерживают далеко не все. Потом Джон нашёл какие-то шишки и очень обрадовался. Сказал, что в них сидят личинки которые очень вкусные и которые считаются местным деликатесом. С удовольствием сьел одну и предложил всем нам. Я попробовал, остальные отказались. Не обманул, действительно вкусно, похоже на орех.

Из крупных животных мы видели только обезьян да разных птиц. Я всё просил ягуаров и анаконд, но гид сказал, что, чтобы их увидеть, надо отьехать вглубь джунглей на пару дней. Есть специальные многодневные маршруты по джунглям, там с ними и можно встретиться. (Идея привлекательная, но надо хорошую группу подобрать. Желаюшие, записывайтесь).

На Амазонке животных гораздо меньше чем на Пантанале, но это вполне компенсируется потрясающими видами джунглей.

На следующий день мы выехали затемно, чтобы встретить восход на реке. Тишина, медленно встаёт солнце, по очереди просыпаются птицы, выходят на утренний пролёт попугаи с любопытством погядывая на нашу лодку, выпрыгивает из воды рыба, иногда показывается местная разновидность дельфина...

После завтрака поехали смотреть как живут туземцы. Туземцы - это потомки белых, негров, индейцев перемешавшиеся за множество поколений. Это не индейцы. До настоящих индейцев надо плыть на лодке пару недель, причём чтобы к ним попасть нужно спросить у них разрешение через специальное агентство FUNAI, которое пытается защитить индейцев от внешнего мира. Нужно заранее рассказать какой подарок собираешься им привезти (например, моторную лодку). Тогда могут и разрешить. Если же поехать без разрешения, то поймают и убьют. И ничего им за это не будет.

Туземцы жили на берегу в деревянном бараке на ножках. Внутри была маленькая кухня с газовой плитой и много пустого пространства. Там они на ночь вешают свои гамаки. Стекол в окнах предусмотрено не было, только ставни, чтобы закрываться от дождя. Вокруг росли всякие лечебные и сьедобные деревья, бегали куры и дети. Семья была занята чрезвычайно важным делом - чисткой маниока. Это такие клубни, по виду похожи на картошку, из них делают всё что угодно - от манной крупы до приправ. Джон сказал, что им надо успеть до начала сезона дождей, потому что когда наступает сезон дождей активная жизнь у туземцев прекращается и большую часть времени они проводят в гамаках слушая дождь. Выглядело это точно как в "Клубе Кинопутешествий", я ходил с фотоаппаратом у глаза и ощущал себя Сенкевичем. Всё было настолько удивительно, что мне всё время казалось, что как только мы дадим им пару доллараов и уедем, туземцы тут же забросят свой маниок, оденут джинсы, плееры и пойдут в спрятанный в кустах МакДональдс.

Вечером снова поехали ловить пираний. Пираньи на Амазонке совсем другие, чем на Пантанале - гораздо больше и чёрные. Джон сказал, что они более агрессивные, хотя на Пантанале нам говорили совсем наоборот. На вкус они от Пантанальких ничем не отличаются.

Утром, взбодрившись гуараной (гуарана - такой белый порошок который заливают водой и пьют. Кафеина в нём в несколько раз больше чем в кофе), мы отправились в обратный путь на моторке-машине-катере в Манаус. Местные очень рекоммендовали зайти на манауский рынок, но ничего интересного там не оказалось. Пошатались по городу и полетели в Рио-де-Жанейро, к морю, пляжам и самбе.

O, Рио, Рио...

И вот мы, перещеголяв великого комбинатора, прибыли в Рио, город из песен, в котором "пятнадцать миллионов и все в белых штанах". В белых штанах, правда, был только один человек - я. Поселились мы у пляжа с не менее замечательным названием - Копакабана. Пляж идёт вдоль бухты, большим полукругом, как бакинский бульвар (кто из читающих знает, что я имею в виду?). Там, где он заканчивается, начинается следующий полукруг - Ипанема.

Рио выглядит так: параллельно океану идут несколько улиц с приличными домами и отелями, потом сразу начинаются горы. На склонах расположены фавеллы - деревни бедняков. Склоны сплошь усеяны маленькими, полуразвалившимися домиками, почти приклееными друг к другу. Во многих фавеллах командует мафия и зайдя туда, можно не выйти. 80% работников Рио живут там.

В Рио можно:

1. Лежать на пляже. Пляжи забиты народом под завязку. Местные жители каждую свободную минуту проводят на пляже, прибегают окунуться в обеденный перерыв и после работы, играют на пляже в футбол и волейбол даже под проливным дождём. Раньше Рио был городом небезопасным, но теперь туристская полиция на каждом углу и можно ограблений не опасаться. Зато мелкие кражи процветают, особенно на пляже. Поэтому в центре города можно запросто встретить мужчину в одних плавках с ключом на шее идущего к пляжу. По пляжу непрерывным потоком, как муравьи в джунглях, курсируют продавцы всего на свете, от креветок на палочке до ковров. Заметив взгляд они подбегают и начинают усердно предлагать свой товар сбавляя цену с интервалом в пять секунд. Абсолютно все женщины в бикини, независимо от фигуры, возраста и месяца беременности. Других купальников в Рио вообще нет. Особенно красивых женшин я не заметил, зато местные мужчины - заглядение. Смуглые, стройные, мускулистые. Наверное, это результат каждодневного футбола на пляже.

2. Купаться в океане. Вода не слишком чистая и волны. В Бразилии есть много пляжных городков лучше Рио.

3. Есть. В смысле жрать. Рестораны в Рио на каждом шагу и все очень вкусные. Но самый лучшие - Mario и Mario Crustaceous. "Марио" - это бразильский steakhouse. Это значит, что ты сидишь, а тебе несут на вертелах все виды мяса по очереди - от баранины до страусятины, и будут нести пока ты не взмолишься о пощаде и не понесёшь отяжелевший живот к стойке с вкуснейшими десертами. Подобные рестораны есть во всём мире, но в "Марио" особенно вкусно. А вот таких как "Mario Crustaceous" я не нигде видел. Идея та же, но ресторан рыбный. На стойке лежат видов пятьдесят всяких морепродуктов, а официанты носят на вертелах омаров, рыбу и пр. Там я впервые в жизни попробовал морского ежа. Взял его себе на тарелку, а как его есть непонятно. Верчу его в руках, как в анекдоте про медведя и колобка ("откуда ты это сказал?"). Наконец официант сжалился, унёс ежа и принёс уже разрезанным. На вкус как молоки у селёдки. Жуткая гадость, но зато могу говорить, что пробовал морского ежа. Всё остальное - потрясающе вкусно. А после десерта, хорошего порта и сигары жизнь становится вообще прекрасной.

4. Можно летать на дельтаплане. Я, конечно же, не удержался, хотя раньше никогда не пробовал. Лететь нам предстояло тандемом - инструктор управляет дельтапланом, а я держусь за его плечи. Нас забрали из отеля и привёзли на гору покрытую сплошным туманом. На склоне была построена деревянная платформа, окружённая белым молоком. По ней я должен был пробежать достаточно быстро, чтобы набрать нужную скорость и в конце спрыгнуть. При мысли что сейчас мне предстоит оттуда прыгать в никуда мне сразу стало не по себе и захотелось вниз. Инструктор сказал, что туман только вокруг горы и мы его сразу пролетим, и что мы полетим как только туман рассеется настолько, что можно будет увидеть море. Мы пристегнулись к дельтаплану и стали ждать. Туман не рассеивался. Минут через десять я решил, что легко отделался, изобразил горестное лицо и предложил перенести на завтра. Не тут-то было. Как только инструктор почувствовал, что заработок уплывает, он закричал, что видит море и побежал вперёд. Я ни видел не только моря, но даже концов дельтаплана, но вспомнил, что для полёта надо набрать скорость, представил, что может быть если я начну его тормозить и резво побежал рядом. Момента когда я уже не бежал, а летел я даже не заметил. Через туман мы, действительно, пролетели мгновенно и кружились над горой. Ощущения полёта описать трудно, было очень здорово, легко и совсем не страшно. Через минут двадцать мы приземлились на пляже.

6. Можно подняться на фуникулёре на гору Корвокадо к знаменитому тысячетонному сорокаметровому памятнику Христа Спасителя и посмотреть на Рио и океан сверху. Вид оттуда действительно очень красивый. Можно ещё поняться на другую гору - Sugarloaf, но мы решили, что это будет то же самое и не поехали.

7. Ещё в Рио можно покупать драгоценные камни. Большинство самоцветов мира добывают в Бразилии, поэтому цены ощутимо дешевле. В центре Рио четырёхэтажный магазин-музей H.Stern. Достаточно в любом отеле, в любом большом магазине сказать "хочу", и тут же появляется автомобиль, который Вас бесплатно отвозит в H.Stern и обратно. В магазине нас встретили у входа, провели экскурсию, рассказали как добывают самоцветы и что с ними делают, потом завели в отдельный кубик, угостили кофе с пирожными...Покупать мы ничего не планираовали. Появилась продавщица лет пятидесяти и на прекрасном русском с небольшим акцентом задала совершенно неожиданный вопрос: "Какой цвет вам нравится?". "Голубой" - отвечаем. И тут на нас посыпались изделия из голубого топаза, одно другого краше. Стоило сказать, что что-то не нравится в одном, тут же появлялось похожее без этого недостатка. Устоять становилось всё труднее, потому что веши были действительно хорошие и цены не заоблачные. Наконец мы купили набор (серёжки, кулон, кольцо) и серёжки для дочки. Уже уходя увидели в витрине другой набор, настолько понравившийся, что мы его прихватили без раздумий.

8. Можно покупать сувениры. По всему городу продаются сделанные из разноцветных камней птицы. Вечером вдоль Копакабаны выстраиваются лотки на которых продаются такие же птицы, но за гроши. Большой попугай из камней трёх-четырёх цветов стоит $10-20, маленькие - $3. Продаётся ещё куча разных интересных вещиц, но птицы - интереснее всего.

Больше в Рио делать было нечего и мы снова улетели на природу - на водопады Игуасу.

Cataracts do Iguassu - водопады Игуасу

Cataracts do Iguassu - водопады Игуасу это не один большой поток как на Ниагаре. Игуасу - это 275 божественных завораживающих водопадов от 40 до 100 метров высотой, на границе Бразилии, Аргентины и Парагвая.

Всё это великолепие находится на территории огромного заповедника. Мы остановились в единственном отеле внутри заповедника - Tropicas das Cataratas. Все остальные отели в городе, в 20 минутах езды. Огромный пятизвездочный отель с башней откуда можно было любоваться закатом, водопадами и лесами. Прямо от отеля идёт тропинка вдоль водопадов, по которой активно шныряют коати. Это такие зверьки, размером с белку, с длинным носом которые всё время что-то им роют. Людей они совершенно не боятся. По отелю развешаны таблички с просьбой после темноты в лес не ходить, потому что можно встретиться с ягуаром.

Лучше всего водопады смотреть со стороны Аргентины. Мы взяли частную экскурсию и, в сопровождении местного гида поехали через границу. И правда, с аргентинской стороны, водопадов оказалось гораздо больше и ко многим можно было подойти вплотную. Можно было даже подьехать на лодке и попробовать насладиться холодным душем. Мы, конечно, это сделали, в результате чего моя тщательно спрятанная с полиэтиленновый пакет футболка была конфискована женой и торжественно переименована в платье. Описать водопады трудно, их надо видеть.

На обратном пути мы заехали в знаменитый бразильский авиарий - место, где содержится огромное количество попугаев всех пород и расцветок, туканов, и прочих бразильских птиц. В специальном вольере летают колибри и райские птицы. Птицы без всяких возражеий садятся на голову и позволяют себя фотографировать. Фотография с моего юзерпика сделана именно там.

В последний день, когда мы лежали у бассейна набираясь мужества уехать от всего этого обратно в серые американские будни, к нам в гости из леса пришла игуана. Большая, почти мне до половины колена, серая с чёрными пятнами, матово блестящая, она ходила вокруг нас и с удовольствием поедала бутерброды, которые мы ей протягивали.

Впереди оставалась дорога домой и начало планирования новой поездки.