февраль 2009
"Найдено тайное кладбище дублёров Джеки Чана", - провозгласили в конце прошлого года СМИ, и это обрекло меня на поездку в Гонконг: я, собственно, давно подозревал что-то в таком духе, а потому незамедлительно решил на месте проверить, что к чему...
А если кроме шуток, то, собственно, я собирался отдохнуть на Филиппинских островах, а Гонконг попался, так сказать, под горячую руку... Ведь в страну семи тысяч островов просто так не попадёшь - прямых рейсов из России нет, стало быть нужно где-то делать пересадку, и это где-то, очень вероятно - Доха. В то же время катарцы из Петербурга не летают, равно как и из Хельсинки, что даёт ещё одну пересадку, и, в общей сложности, порядка 30 часов в пути. Так что по трезвом размышлении спецпредложение "Аэрофлота" на маршрут Петербург-Москва-Гонконг и обратно подкупало и организацией маршрута, и возможностью увидеть город небоскрёбов, и окончательной ценой в 17000 руб. против катарских 24500 (плюс самолёт до Москвы). Что же до сообщения между южной оконечностью Китая и Филиппинами, то от Гонконга до Манилы хорошие цены давал "Sebu Pacific".
Вслед за транспортным быстро решился визовый вопрос - Филиппины с сентября 2007 года выдают гражданам России трёхнедельную визу прямо по приезду, бесплатный двухдневный транзит через Макао в порядке вещей, так что оставалось утрясти "гонконгскую проблему".
Первое общение с консульством Китая меня весьма впечатлило: сначала я никак не мог выяснить нужный телефон, ибо поиск по различным справочникам и источникам Интернета давал различные результаты, сходившиеся лишь в одном - неправильности. Наконец, мне удалось выяснить верный номер и дозвониться...
"- Здравствуйте, это консульство Китая?
- Куси-муси, да...
- Мне нужна гонконгская виза, я бы хотел узнать, как её получить...
- А мы таких виз не выдаём...
- ????!
- Вам нужно обратиться в консульство Гонконга..."
От неожиданности я даже не сообразил спросить, с какого числа Гонконг стал независимым и обзавёлся собственным консульством в Петербурге...
Ладно, думаю, так просто вы, граждане Поднебесной, от меня не отделаетесь: после прошлогодних переговоров о сирийской визе мне сам чёрт не брат...
Решил я нанести китайцам личный визит, и не прогадал...
Не могу сказать, что я получил в своей жизни великое множество виз, но те, что получил, дались, в сущности легко. Как я ни пытался "потратить кучу времени на собирание документов и стояние в очереди у консульства", ни разу это не вышло. Нет, ну судите сами: договорился на работе, что приду к 10 утра. В полдевятого выехал из дому, к четверти десятого стоял на набережной канала Грибоедова; очередь была только на получение виз. Сдал всё, что требовалось, за 12 минут. Мог бы и за 5, только и на старуху бывает проруха: всё ведь, кажется, предусмотрел, со всего снял ксероксы, включая внутренний паспорт с пропиской, несколько штук анкет отпечатал на тот случай, если что-то в основном варианте заполнил неправильно (анкеты в принципе можно взять в консульстве, и там же расписать, но тогда придётся брать с собой клей и клеить на месте цветное фото; я предпочёл всё подготовить заранее, скачав всё, что нужно с сайта ru.china-embassy.org/rus/lsyw/sbqz/t128805.htm . Единственное, о чём я не позаботился, была копия авиабилета... Она-то и потребовалась, тогда как страницы внутреннего паспорта - нет: поскольку я родился на берегах Невы, и прописан тут же, оказалось, можно обойтись без лишней бюрократии. Ну, что ж делать, сбегал молнией через мост, в полуподвальное помещение какой-то полиграфической конторы (по-моему, они там делают деньги исключительно на клиентах консульства). Ну, вот, собственно, и вся недолга: выдали мне испещрённую иероглифами бумажку и велели явиться через неделю с девятьюстами рублями. Цена, кстати, одинаковая и за однократную, и за двукратную визу, так что лучше сразу просить два въезда - мало ли что...
В общем, к 10 утра я был на работе...
Семь дней пролетело, и примерно по той же схеме я паспорт со вклеенной визой забрал. На "стояние в очереди и беготню по консульствам" ушло ещё 15 минут: передо мной получали документы какие-то моряки, летевшие в Гонконг менять экипаж траулера - редкостные, к слову, остолопы, основательно задержавшие мероприятие.
В общем, к 10 утра я опять был на работе...
Там же, на работе, я разделался в выбором отелей. Сложнее всего было выбрать ночлег в Гонконге - отели в пределах 60 долларов за ночь сайтами отзывов характеризовались с самой скверной стороны, и хотя некоторые претензии с моей точки зрения выглядели комично - одна тётка сетовала, что молоко на завтрак дают не натуральное, а порошковое - игнорировать упоминания о гнездящихся по комнатам насекомых, плохой звукоизоляции и грязности не следовало. Я было почти решился поселиться в гостинице "Ibis North Point", но потом, уточнив её месторасположение, счёл за благо подыскать ночлег поцентральнее. Тут-то мне и подвернулось спецпредложение отеля "Mongkok Kowloon" - оплати, мол, три ночи, а четвёртую получишь бесплатно. Запрашиваемые 80 долларов за номер в таких условиях трансформировались в реальные 60, отзывы на мою избранницу были самые лестные, стояла она в 5 минутах ходьбы от метро и плюс гостям предлагался бесплатный шаттл до набережной. Вопрос в принципе я решил, и хотя скоро выяснилось, что стандартные комнаты по спецпредложению закончились, а есть только номера повышенной комфортности в 95 монет, меня это уже не слишком огорчило. Общая стоимость проживания составил 295 долларов за 4 ночи, то есть где-то по 74 у.е. в сутки; я считаю, для Гонконга это вполне нормально, с учётом уровня удобств.
Далее по плану следовало за пару дней посмотреть Манилу, после чего провести неделю на острове Миндоро, беззаботно отдыхая. Обратный путь с Филиппин представлялся сущей безделицей - можно было выбрать между прямым рейсом до Гонконга или заехать по пути до бывшей английской колонии в бывшую португальскую колонию Макао. Я выбрал последний вариант и не прогадал...
Итак, общая информация к размышлению - больше всего времени у меня отняла покупка билетов "Аэрофлота", когда пришлось добираться до офиса, сидеть там в очереди, ждать, пока оформят все бумаги и т.п. Процесс получения визы описан выше, а все остальные операции заняли настолько мало времени, что к ним вполне применимо определение из школьного курса физики - "настолько малая величина, что ей можно пренебречь"...
Теперь представим, что 1) визу; 2) отель в Гонконге; 3) отель на Лузоне; 4) отель на Миндоро; 5) авиабилет Гонконг-Манила; 6) авиабилет Манила-Макао; 7) билет на паром Макао-Гонконг я оформлял бы через турфирму. Мне пришлось бы систематически ездить в офис - отвозить документы, вносить оплату, срочно доставлять потребовавшиеся дополнительные документы, незамедлительно покрывать внезапно выяснившиеся дополнительные доплаты и т.п. Мне пришлось бы постоянно связываться с турагентом, чтобы уточнить, какие отели взамен выбранных мной они могут предложить, потому что желаемых у них нет или "они с такими не работают". Потом, возможно, занимавшийся моим вопросом менеджер ушёл бы в отпуск, передав дела помощнику, которому пришлось бы опять всё растолковывать и объяснять. И т.д., и т.п.
Ах да, надо же ездить через проверенное, небольшое турагенство... Допустим... Но вот в прошлом году я был последовательно в Ливане, Сирии, Иордании, Египте, Финляндии, Германии, Австрии, Словакии, Германии, Латвии, Финляндии, Германии, Франции, Италии, Германии, Финляндии... Стало быть, "небольшое агентство" со штатом в пару человек должно держать у себя людей семи пядей во лбу, чтобы они могли квалифицированно советовать мне, как лучше посмотреть долину Бекаа, Лазурный берег и свежеобретённые территории Китая. А если я сам всё разузнаю и спланирую, зачем мне ещё кто-то для оформления поездки? Нужно ли тратить время на разъезды и переговоры, переплачивать посредникам и т.п.? Поклонники положительных ответов на последние вопросы видятся мне в процесс покупки, скажем, сыра... Вместо того, чтобы самим выбрать продукт и оплатить его, они, топчась у входа в супермаркет, просят каких-то посторонних личностей купить чего-нибудь в сырном отделе, ну что приглянётся... Получив же не то, что требовалось, не по той цене и отнюдь не желаемого качества, они зато горды, что "времени сэкономлена куча" и "не надо ни о чём думать"...
В поездке с любителями не сильно думать я столкнулся достаточно быстро - уже через пару минут после взлёта из аэропорта Пулково мне вспомнилась поучительная сентенция: "Как начнётся дело, так оно и дальше пойдёт". При мысли, что всё путешествие будет похоже на полёт из Петербурга в Москву меня начинала бить дрожь: мои соседи, похоже, летели не в первый раз, но радостные ощущения от полёта им пока что не приелись, поскольку беспрерывный обмен восторженными репликами "ё..ты!" и "б..я!" продолжался от разбега до посадки...
Потом, правда, дела пошли получше. Памятуя прошлогоднюю пересадку до Бейрута я думал, что выдача багажа подзатянется, но в этот раз аэропортовские службы сработали оперативно, что, впрочем, мне не сильно помогло, потому как последний трансферный автобус ушёл в половину двенадцатого. Тем не менее девушки, ведавшие пересадками, любезно согласились меня выручить и вызвонили какой-то служебный микроавтобус, доставивший меня к воротам Шереметьево-2 в гордом одиночестве. Такое обслуживание мне понравилось, а не понравилось поведение сотрудников аэропорта, потихоньку куривших по углам, едва ли не под вывеской "No smoking area". Под музыку плеера и лёгкую дремоту 6 часов ожидания прошли быстро, ознаменовавшись единственным приключением - где-то в район трёх утра в зале появилась орава мужиков разной степени опьянения; одного из этой компании даже меланхоличные российские милиционеры вынуждены были забрать в пикет (!). Я там временем с ужасом вспоминал "сменный экипаж траулера" из китайского консульства, и представлял, в какой кошмар превратится перелёт при таких попутчиках...
К счастью, вскоре потенциальные "рыбаки" (включая отпущенного зачем-то алконавта) принялись оформляться на рейс "Люфтганзы" до Франкфурта - что они там забыли, сложно представить. Так или иначе, удалось обойтись без их соседства, но не удалось обойтись без соседства китайцев. По моим прикидкам, самолёт на три четверти заполнили именно они - но лучше они, чем пьяные соотечественники; по крайней мере в туалетах никто не курил. Вскоре выяснилось, что мне лично несказанно повезло, и я вытянул счастливый билет в виде пустого места рядом. Таким образом, все 10 часов полёта в моём распоряжении было достаточно пространства для комфортного времяпрепровождения. Когда же угомонились сидевшие сзади шилож..пы (я так называю граждан, у которых шило в одном месте, и вместо того, чтобы сидеть спокойно, они беспрерывно ёрзают, крутятся и пинают впередистоящее сидение), жизнь показалась прекрасной. Правда, пейзажей за окном мне увидеть не довелось - сперва из-за облачности, потом из-за темноты - но музыка в наушниках, три кинофильма по трансляции и несколько часов здорового сна почти лёжа позволили провести время с толком. Кормили дважды, напитки приносили по мере необходимости, и в целом нареканий к рейсу на восток у меня нет; в Гонконг я прибыл вполне бодрым и полным сил.
Несмотря на обилие прибывших паспортный контроль не занял пяти минут, и хотя потом, на таможне, меня почему-то признали за подозрительную личность, выцепили из толпы и попросили вещички сунуть под рентген, эта процедура меня задержала совсем ненадолго - в 0.25 я уже стоял в зале прилёта. Теперь предстояло попасть в город.
Теоретически это сделать просто - сесть на специальный "Аэроэкспресс" и через 24 минуты ты уже в районе Коулун, а ещё через 6 - на острове Гонконг. Поезда отправляются каждые 12 минут, последний - в 0.48, что было вполне терпимо. Терпимой была и стоимость проезда - 100 и 90 монет соответственно (здесь и далее цены указываются в гонконгских долларах, соотносящихся с американской валютой примерно как 7,7:1).
Впридачу покупка "Туристической карточки" за 220 долларов давала право одной поездки на экспрессе, а в дальнейшем обещала 3 дня бесплатных поездок по городу. Короче, с виду всё выглядело вполне кошерно, но при ближайшем рассмотрении так не оказалось. Скажем, трёхдневный проезд, оказывается, был разрешён только на метро, а автобус и паромы оставались как бы за скобками. Выходило 220 долларов минус 90 за экспресс, минус 50 залог - 60 монет на метропоездки и 20 на остальной транспорт; совсем непривлекательно. Так что я решил банально купить "Octopuss card" и не мучиться - эта карточка за 150 долларов позволяет оплачивать весь транспорт, так сказать, безналично, приложением её поверхности к считывающему устройству. Тут же на дисплее высвечивается стоимость текущей поездки и оставшаяся в распоряжении владельца сумма. При необходимости счёт карточки можно пополнять в автоматах и кассах, а в случае крайней нужды разрешается на 35 долларов залезть в 50-долларовый возвращаемый залог (естественно, тогда итог возврата будет уменьшен). К слову, "Октопус" принимается во многих магазинах и кафе - весьма разумная мера.
Продолжая изучать транспортный вопрос, я постепенно пришёл к выводу, что "Аэроэкспресс" мне не подмога. Хотя я помнил, как удачно сложилось всё в Куала-Лумпуре при аналогичных обстоятельствах, однако гонконгский скорый привёз бы меня на запад Коулуна и перспектива попасть оттуда в отель была весьма туманной - поскольку я хотел купить проездной по кредитке, а деньги менять уже утром в городе, за отсутствием наличных такси отпадало, а других возможностей как-то не виделось. Поэтому я подготовил два альтернативных пути поездки до нужного мне район Монгкок.
Первый из них можно назвать заурядным - сесть на автобус маршрута E 21 или на его ночного собрата N 21; стоимость 23 доллара, время в пути примерно 60-75 минут.
Другой же я бы назвал оптимальным, особенно при поездке в обратном направлении, к аэропорту. Дело в том, что автобус, идущий через густонаселённый район с интенсивным движением, рискует немало времени провести в пробках, а опоздать на рейс - последнее, что требуется в путешествии. Соответственно, третий путь оказался и самым разумным, и самым недорогим - за 3,5 доллара преодолеть автобусом С1 или С64 кусок между аэропортом и станцией метро Tung Chung, а стоимость проезда между последней и центром всего 13,5 долларов.
К сожалению, ввиду позднего времени прилёта - посмотреть бы в глаза тому, кто составлял расписание рейсов до Гонконга! - выбор вариантов был весьма ограничен, и сводился к ночному автобусу, проходящему по Nathan road, в двух шагах от моей гостиницы.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Говорили, будто Гонконг набит терминалам кредитных карт, и без них - никуда, ан нет: в пункте продажи билетов за кредитку ни фига не продали, сославшись на технические проблем. Пришлось менять 50 долларов (меньше не было) по 7,18 и покупать Октопусса на наличные. Между прочим, потом я высмотрел обменный автомат, дававший курс 7.20, но в тот момент мне было не до подсчётов, и, обретя проездной, я поспешил в правую от выхода наружу сторону, где суетились двухэтажные автобусы. Согласно расписанию с сайта http://www.citybus.com.hk в 0.50 из аэропорта должен был уходить нужный мне рейс. Согласно тому же сайту стоимость проезда по маршруту равнялась 33 доллара, но почему-то с меня сняли на десятку меньше - чему я, понятно, ничуть не огорчился.
Ехать предстояло больше часа, так что солидную часть времени я таращился в окно, за которым возносились полчища пригородных небоскрёбов, а волноваться начал после того как мы въехали в плотную городскую застройку. Ещё немного погодя я даже спустился со второго этажа автобуса на первый, где опрос окружающих быстро нашёл мне "шефа", подсказавшего, когда нужно выходить...
Коулун встретил меня кипением жизни, несмотря на третий час ночи. Я уже успел сориентироваться, и теперь, оставляя последние метры дальней дороги позади, с интересом смотрел на происходящее вокруг. А вокруг сияли огни, орала музыка, народ шнырял взад и вперёд, и так продолжалось несколько кварталов, пока внезапно не наступила какая-то зона отчуждения. Действительно, возле отеля и на окрестных улицах мне ни одного человека не встретилось. Складывалось ощущение, что все сбежали веселиться, прихватив с собой гостиничную обслугу - роскошное фойе было удивительно пусто. Обнаруженный в подсобке швейцар, рассыпаясь в извинениях, объяснил, что он отлучился на секунду, а вообще-то ресепшн с ночным портье находится этажом выше. Верхний и нижний вестибюль связаны между собой эскалатором, так что у стойки приёма гостей я появился в мгновение ока. Формальности не заняли и трёх минут, по истечении которых один из четырёх отельских лифтов бесшумно доставил меня на 14 этаж, помеченный, как и две трети других уровней, значком "ноу смокинг" (номер для некурящих я потребовал заранее).
Номер встретил меня, что называется, по полной программе. Первым, что бросилось в глаза, была небольшая вазочка с фруктами, своего рода подарок отеля по случаю первого знакомства. А вот питьевая вода в бутылочках - обязательный атрибут, вне зависимости, сколько дней постоялец прожил. То же относится к пакетикам кофе, чая (зелёный и чёрный на выбор), сахара и молока, запас которых исправно пополнялся каждый день. В качестве дополнительного бонуса можно считать комплект "тапочки-расчёска-зубная щётка", так сразу стало ясно: отель я выбрал удачно. Мило дополняли общую благоприятную картину были телевизор со спутниковыми каналами, кондиционер, минибар и отличная звукоизоляция. Свет в платяном шкафу включался как только открывались створки, а возле двери я обнаружил интересный переключатель; оказалось, привычную по Европе табличку "Не беспокоить" в Гонконге заменила техника, и снаружи, возле двери, в соответствии с желаниями постояльца горит огонёк, красный или зелёный. Окончательно меня добил телефон возле унитаза - будь такой у героя Денни Гловера из фильма "Смертельное оружие - 2", не пришлось бы ему всю ночь сидеть на горшке. Да, чуть не забыл: при наличии ноутбука интернет в номере бесплатный, о чём свидетельствует соответствующая табличка, прикрепленная к шнуру с разъёмами RJ-45. Если же ноутбука нет, в фойе есть зона свободного Wi-Fi доступа, а вот использование стационарных компьютеров возле стойки портье влетит в копеечку - придётся выкладывать по 10 долларов за каждые 15 минут.
Про интернет я выяснил уже на следующий день, когда наконец сумел продрать глаза: как ни хотелось мне поскорее пойти смотреть город, следовало учитывать, что я не спал ночь, потом весь день провёл в полёте, да впридачу сбил себе часовые пояса. Опять же, лёг я в три по-местному, так что раньше полудня вставать не имело смысла; таскаться по местности в сонном состоянии - то ещё удовольствие.
Теоретически три дня в Гонконге распределить несложно; для себя я выделил несколько важных достопримечательностей, обязательных к посещению - знаменитый Пик, осмотр острова Лантау с большой статуей Будды и Ocean park близ южного побережья. Соответственно, каждому из этих мест казалось разумным посвятить значительную часть светлого времени, а оставшиеся часы гулять по тому или иному району. Памятуя о том, что в парк развлечений надо ехать с утра во избежание толп китайцев, я, топая по Ватерлоо роуд, некоторое время выбирал между Лантау и Пиком, и решил дело в пользу последнего: прогулка по местности позволила бы мне окунуться в жизнь города, и тогда вечер оказался бы ознаменован видами с высот смотровой площадки. Не переставая восхищаться своей мудростью я вышел на главную магистраль Коулуна - Nathan Road.
Там-то и выяснилось, что над городом висит белёсая пелена, застилающая не только небо, но даже и верхние этажи домов. Сперва я списал это дело на загазованность - она и в самом деле была основательной; курили вот меньше, чем я ожидал, а выхлопные газы ощущались сильно. Чувствуя, что местность в безветрие грозит стать филиалом газовой камеры, я решил поскорее переправиться через пролив и погулять по острову Гонконг, а Коулун прикончить после завтрашнего вояжа на Лантау. К тому же по понедельникам светозвуковое шоу проходит на английском, так что вечерняя прогулка по Коулуну как раз и завершится возле набережной - логично, изящно и организованно. Дальше всё было просто: спуск в метро и посадка в поезд. Надо сказать, что приверженцы "Octopuss card" оказались совершенно правы, и карточка эта исключительно удобная в пользовании. Всё, что требуется, это приложить её к считывающему устройству на входе и проделать ту же операцию на выходе; в холодном остатке автомат выдаст стоимость поездки и сумму, на которую можно рассчитывать в будущем. Вояж в две остановки обошёлся мне в 6 монет, по утрате которых я оказался среди колоссальных построек района Admiralty.
Лучше всего для моих ощущений подходили слова "Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой": кругом были подпиравшие облака здания и это немного угнетало. Лишь пройдя километра два я обнаружил первое привычное взгляду строение - невысокий домик в колониальном стиле; нынче в нём обретается Законодательный совет. Дальше в свои права опять вступили небоскрёбы, простиравшиеся до горизонта.
Нужно заметить, что по ходу дела моё внимание привлекли странные люди, как-то ненавязчиво заполонившие территорию между City hall и Honkong Central station. Они сидели во дворе Выставочного центра, они оккупировали окрестности Почтамта, они рядами восседали возле выхода к паромам. Поначалу мне показалось, что это нищие или бродяги, но внимательный взгляд обнаружил, что граждане прилично одеты, у большинства под рукой сумки с покупками, а кое-кто смотрит кино по портативному DVD. Вызывал удивление и общий антураж - огромные пространства были застелены картоном, и народ сидел на экс-коробках как ни в чём ни бывало, причём большая часть сидельцев была разувшись и держала обувь на тротуаре. Подавляющее большинство "отдыхающих" составляли женщины, непринуждённо проводившие время за игрой в карты, беседами и созерцанием окрестностей, а в паре мест был устроен сеанс аэробики... Создавалось впечатление, что дамочки чего-то или кого-то ждут, и как бы не супругов с работы. Однако почему нужно сидеть посреди улицы не картоне, я в толк взять не смог...
Кусок территории между районами Central и Sheung Wan - чрезвычайно важное для путешественника место. Именно здесь находятся причалы паромов, в том числе тот пирс, откуда можно уплыть в Макао. Мне через две недели именно сюда предстояло вернуться перед вылетом из Гонконга, после чего разумной казалась идея оседлать аэропортовский экспресс, начинающий свой получасовой маршрут с подземного вокзала, накрытого сверху несколькими этажами супермаркета IFC. Беглый осмотр собравшихся под его крышей бутиков меня на покупки не вдохновил - виной тому и цены и ассортимент; только мурлыкающая из динамиков китайская музыка немного примирила меня с действительностью. Куда интереснее оказалось побывать на крыше здания, где среди деревьев устроен милый фонтанчик.
Если на одном конце вертикали можно было предаться задумчивости, то на другом жизнь била ключом - очередь желающих купить билет на аэропортовский экспресс систематически пополнялась всё новыми и новыми клиентами. Интересно, что на ряд рейсов можно зарегистрироваться и сдать багаж прямо на вокзале; список участвующих в этом деле авиакомпаний вывешен на страничке www.mtr.com.hk/eng/airport_express/complom_checkin.html . Другая полезная информация касается камеры хранения. Она расположена в правом крыле комплекса, если смотреть на стойку регистрации экспресса. Стоит удовольствие гулять по Гонконгу налегке 35 долларов за место на три часа, 50 - на сутки, 120, 200 и 280 монет за 2, 3 и 4 суток соответственно; максимальный срок хранения 10 дней.
Мне оставлять на сохранение было нечего и, собрав информацию, я с чистой совестью двинулся дальше, взобравшись на один из многочисленных пандусов. Эта особенность Гонконга меня, признаться, поразила: на уровне второго этажа многие здания опоясаны террасами, соединёнными между собой переходами, и связанными пешеходными мостами с соседями. Соответственно, наверху устроены магазины, рестораны, садики, так что можно делать покупки, питаться и гулять по району, не спускаясь на уровень мостовой. Я вскоре подобным манером прошёл больше километра, паря над улицами и ныряя в галереи. А в этот раз путь по пешеходным тропам выдался близким, всего лишь в три квартала, туда, где начинается знаменитый своей длиной эскалатор.
Читая его описания, я представлял себе нечто монументальное, в стиле хай-тек. На деле знаменитость оказалась чередой обшарпанных транспортёров, причудливо извивающихся среди домов. Нет, своеобразный шарм у этой цепочки был, но не такой, чтобы я кричал "Вот это да!!!" То в проёмах между стенами виднелись грязнющие дворы, то дорожка внезапно ныряла под трущобного вида кварталы, то из кафешек доносились странные запахи. Кстати, среди китайских вывесок мне на глаза попалась реклама украинско-русского ресторана "Ivan the Kozak". Пока я переваривал увиденное, эскалаторы внезапно кончились безо всякого предупреждения; впереди была каменная стена с проросшими на ней деревьями. Эта картина напомнила мне, что поблизости находится местный зоосад, а рядом с ним городской парк. Туда-то я и направился, ориентируясь по легко заметным указателям.
Надо сказать, что дублирование надписей на английском уж где-где, а в Гонконге выручает путешественника на все сто - в противном случае осматривать город было бы куда как сложнее: если в европейских странах худо-бедно можно понять общий смысл надписи (Венгрия тут, пожалуй, исключение), то с иероглифами просто беда... Возьмём, например, китайский телевизионный канал, транслировавший футбол. То, что одна из команд мадридский "Реал" я понял сразу, опознав игроков; оставалось решить, кто же представляет вторую сторону. Из надписей в углу экрана я сделал незамысловатый вывод - четыре иероглифа означают "Р-е-а-л", а пять... Нет, в самом деле, какая из команд "Примеры" укладывается в пять букв? "Хетафе"? Так там букв шесть... Только на следующий день из европейских новостей я узнал, что с "Реалом" играл "Вальядолид"…
Вот такие дела...
Как и обещали интернет-тексты, зоосад оказался полным ничтожеством, не говоря уже о ботаническом саде, совмещённым в тех же границах. Зверей было раз-два, и обчёлся, а практически всю коллекцию местной оранжереи можно было окинуть взглядом из одной точки - это вам не королевские сады Kew...
Куда больше меня порадовал Hong Kong park, распростёршийся, как явствует из данных сайта www.lcsd.gov.hk/parks/hkp/en/index.php на 8 гектарах. Его, как и ботзоосад со всех сторон окружают дороги, но обширная территория позволяет обрести какую-никакую, а тишину; периодически было слышно даже пение птиц - оказалось, часть парка отведена под места обитания пернатых: внизу ущелье с речкой, вверху кроны деревьев, а посередине деревянные мостки, по которым гуляющий пересекает птичьи владения извилистым маршрутом.
Удивительно, но почти все присутствующие снимали живность так старательно, словно никогда птиц не видели... Я же предпочёл фотографировать более крупные объекты, для чего взобрался на изящную башенку, взметнувшуюся в центре парка. С её смотровой площадки открывалась прекрасная панорама, вмещавшая в себя и зелень парка, и небоскрёбы по его границам. Добавлю, что подъём и спуск оформлены двумя спиральными лестницами в стиле замка Шамбор - закручены они вроде бы в одну и ту же спираль, но не пересекаются; у каждой внизу есть указатель "Только вход" и "Только выход" на английском и китайском. Впрочем, за последнее утверждение не ручаюсь: по дороге вниз мне попалась целая китайская семья, упорно прущая вверх по лестнице для спуска...
Вообще, парк, надо сказать, изобиловал аборигенами, а особенно много их было в районе "праздничного дерева", как я нарёк череду кустов с развешанными на них разноцветными ленточками. Рядом торчали несколько деревянных арок со свисавшими вниз композициями из металлических дисков с квадратной дыркой в середине. Вероятно, все эти причиндалы имели какой-то особый смысл, потому что китайцы, завидя их, немедля бросались фотографироваться рядом, оглашая окрестности радостными криками. А мне как раз взгрустнулось: лишний повод вспомнить, что едва-едва миновал Новый год по восточному календарю, а я буквально на день разминулся с праздничным фейерверком по этому поводу; представляю, какое было зрелище...
Дорога через недра пары торговых комплексов привела меня к штаб- квартире местной полиции, а не успел я её миновать, как оказался фактически в квартале "красных фонарей". Нет, с учётом местного колорита огни могли быть и каких-нибудь других цветов, но уж больно специфическая публика отиралась по округе. Я уж не говорю про сомнительного вида бары с плотными занавесками на входе и прочие атрибуты, создающие определённую ауру - типа толстых накрашенных девок в мини-юбках, то и дело попадавшихся навстречу.
Между прочим, обменниками, магазинами и забегаловками это район весьма насыщен, чего нельзя сказать о кварталах дальше, на восток. Чем ближе я подходил к району Causeway Bay, тем менее оживлённо становилось кругом. Лишь в выстроенных шеренгами небоскрёбах недостатка не было и, устав ощущать себя песчинкой мироздания среди этаких махин, я повернул к набережной.
Глубоко выдающийся в пролив Виктории полуостров перед небоскрёбом Central Plaza китайцы наметили под строительство Экспо-центра. Часть комплекса уже готова, а над остальным кипит работа. Впрочем, тишину и умиротворение можно найти, выйдя на променад, хвостом дракона обнимающий сушу. Для нужд туриста у этой полоски земли тройное предназначение - с террас открывается прекрасный вид на берег Колуна; считается, что вечером, во время лазерного шоу одна из точек наилучшего обзора находится именно здесь; наконец, желающие могут заснять на память монумент Blooming Bauhinia, распуcкающийся золотой цветок, установленный на площади в честь воссоединения Гонконгом с Китаем. Этих желающих, к слову, было хоть отбавляй, так что пришлось немало потрудиться, чтобы запечатлеть памятник без сопровождающих китайских лиц.
День меж тем потихоньку клонился к завершению, и предстояло решить, что делать вечером. Перед вылетом я внимательно отследил прогнозы на различных сайтах - все они дружно обещали Гонконгу солнце... И солнце действительно имелось. Во всяком случае угадать, в какой оно стороне, не составляло труда... Ничуть не сложнее было угадать, где другой берег пролива, а вот разглядеть что-нибудь на нём можно было с трудом. Мало-помалу меня стал побирать чёрт, потому что ехать на Пик в таких условиях смысла не имело: вместо поразительных панорам Гонконг обещал серую мглу. После некоторых раздумий я направился к пристани паромов, собираясь добраться до Коулуна и обшарить тамошние магазины.
Переправочные терминалы по обе стороны пролива мало чем отличаются друг от друга - ряды автоматических турникетов пропускают обладателей проездных, а кассир в будке принимает плату в 2,2 доллара наличными. Для удобства пассажиров в коридоре висит табло, сообщающее сколько времени осталось до очередного отправления; обычно перерыв составляет несколько минут. Пока длилось ожидание, я изучил прибранный буклет компании "Star ferry", из которого явствовало, в частности, что 8 корабликов обслуживают 2 маршрута, покрыв за прошлый год в общей сложности 286020 километров, и принеся фирме 3,6 миллиона долларов чистой прибыли. Не успел я порадоваться за контору, как обнаружил, что календарные 12 месяцев принесли паромам 2 столкновения с другими кораблями, а средний возраст судов - 46 лет... Тут как раз подвалил очередной "долгожитель"; процедура посадки и высадки едва ли не молниеносна: стоит пароходику причалить, как по одной стороне трапа с него уносятся прибывшие, а перед другой бьют копытом отправляющиеся. Занятно, что наибольшим спросом пользуются скамейки в открытом салоне посерёдке, и именно туда в первую очередь рвутся туристы. Между тем, например, на корме народу почти нет, а рамы легко опускаются вниз, открывая простор для фотографирования. Можно даже рассесться с комфортом, если знаешь, что спинки скамеек легко перекидываются с одной стороны на другую.
Пока я снимал панораму с причала, пока ждал кораблика, пока шла переправа вечер всё увереннее вступал в свои права, и пока небоскрёбы южного берега подмигивали узорами, северный встретил паром морем огней. Зайдя за буклетами в центр туристической информации, что слева от выхода с причала, я поспешил окунуться в шумное многолюдье Canton Road. Когда я оттуда вынырнул, выяснились две вещи: 1) с виду красивые и современные, внутри торговые комплексы далеки от совершенства, особенно в местах общего пользования - предыдущий посетитель кабинки, видимо, так тужился, что истратил все силы и спустить воду не смог (хотя, возможно, это был своего рода протест против колониального наследия, висящего гирями на ногах прогресса); 2) ассортимент магазинов совсем не так широк, как ожидалось; 3) с техникой вообще как-то худо, если брать модели известных торговых марок. То есть всякого добра типа "Suny" или "Pilip" было навалом, а радующих глаз вещей - шиш да кумыш. Кроме того, осмотру лавок здорово мешали подозрительные личности, то и дело выныривающие откуда ни возьмись, и предлагающий купить поддельные часы. Короче говоря, "шопинг" мне быстро наскучил, и я поспешил на набережную.
Где-то в дебрях Рунета я читал, что, дескать, снять нормально световое шоу нет никакой возможности... Адептам этой точки зрения могу посоветовать отправиться на питерскую "Юнону" или, скажем, её аналог в Москве, где приобрести пару нормальных рук вместо собственных, от рождения никуда не годных. С нормальными руками хорошо выходят даже обычные кадры, снятые - ха-ха! - на скорую руку, не говоря уже о тех, когда аппарат опёрт на тумбы или ограждения (если с собой нет штатива), чем избегается неизбежное дрожание объектива, сказывающееся на снимке при увеличенной выдержке... Вспышка в ряд случаев даёт хорошие результаты, но злоупотреблять ей я бы не советовал...
Собственно, кроме прекрасных фотографий хвалёное шоу мне ничем не запомнилось. Оно, конечно, получше Херамотова будет (речь о том убожестве, которое устроили на позорном праздновании 300-летия Петербурга), но я ожидал что-то феерическое, со всякими прибамбасами и на полчаса минимум. Реально всё действо заняло 12 минут, включая "разминку" прожекторов. А ведь в Интернете действо так расписывалось, так расписывалось - Часть 1. Пробуждение! Часть 2…
Теоретически между отелем и набережной ходит бесплатный для постояльцев шаттл. Однако уточнить его расписание я поутру забыл, равно как и выяснить, где конкретно остановка в обратный путь. Ну да ехать до Монгкока было буквально пять минут, так что вскоре я уже заваливался спать, надеясь, что завтрашний день пройдёт более продуктивно.
Как выяснилось при подготовке путешествия, большинство гостиниц Гонконга предоставляют питание за отдельную - и немаленькую! - плату. "Mongkok Kowloon" в этом плане исключением не был, требуя за завтрак по 140 долларов. Ладно хоть постояльцам выдавался специальный купон, дающий скидку в полтинник. За оставшиеся деньги гость отеля получал доступ к шведскому столу, местами даже обильному. То есть в больших количествах имелись суши, рис и прочее восточное добро, а вот тривиальные сыр и колбаса сиротливо жались по углам. Тем не менее не составляло труда насытиться сосисками или мясом, залить это дело соками, отведать выпечки под свежесваренный кофе и закончить трапезу фруктами; арбуз мне понравился, дыня была так себе, а ананасы откровенно разочаровали.
Ещё больше мне испортил настроение туман, предательски ползавший по улицам. С другой стороны, сквозь облака просвечивало солнышко и вся обстановка выглядела многообещающе, особенно с учётом приличного ветра. Меж тем на повестке дня оставались всё те же Лантау, Пик и Парк; тут мне с чего-то помстилось, что на побережье ветер туман разгонит, и, значит, нужно двигаться к Лантау.
Поначалу казалось, что я прав: прибыв на станцию Tung Chung я обнаружил достаточно неплохую видимость и несколько сотен оптимистов из местных, упакованных в змеистую очередь. Вся орава, включая меня, постоянно следила за тянущимися над проливом кабинками, вожделея приятного осмотра окрестностей. Конечно, самые нестойкие периодически отваливали в сторону автобусной остановки, чтобы добраться до подножия Большого Будды по земле, но основная масса продолжала стоять насмерть. Тем временем, хоть ветер постепенно крепчал, туман реже не становился; где-то на втором часу стояния перестала быть видна следующая от станции опора канатки, и стало понятно, что ничего хорошего поездка не сулит. Уходить, впрочем, было обидно, да и всё равно других планов на сегодня не было - Пик однозначно отпадал, а в Океанский парк ехать уже не имело смысла.
Желающие прокатиться на Лантау с помощью канатной дороги могут выбирать между несколькими билетами. Во-первых, поездки в одну сторону кому-то может хватить за глаза и за уши - 58 долларов. Вояж в оба конца будет стоить на 30 долларов дороже. Есть также комплексный билет за 145 монет, позволяющий не только проехаться на подвесной дороге взад-вперёд, но и посетить две экспозиции, и так далее; подробности на страничке http://www.np360.com.hk/html/eng/booking/prices.html
Изначально я собирался культурно провести время и осмотреть всё, что только возможно, но к моменту покупки билета настолько пал духом и замёрз, что желал лишь поскорее разделаться с островом. В общем к часу дня утренние надежды рассеялись, а туман сгустился настолько, что не видно было впередиидущей кабинки...
Пройдя пару от станции высадки - хоть шаром покати, едва ли пара человек собирается в обратную дорогу - пару сотен метров мимо сувенирных магазинов и кафешек я добрался до подножья монумента и там-то все надежды насладиться зрелищем рухнули окончательно: снизу виднелись первые два пролёта лестницы, а сам Будда даже не угадывался во мгле...
По идее подъём к статуе бесплатен, но при входе могут предложить раскошелиться на 23 монеты; эта сумма даёт право войти в расположенный внутри пьедестала музей, а потом похлебать травяного чаю в близлежащем монастыре Po Lin. Такого рода изыски никогда не входили в число моих любимых, так что я, угрюмо покачав кассирше головой, устремился к ступеням...
Путеводитель утверждал, что восхождение приведёт путешественника к самой большой статуе Будды из тех, что установлены под открытым небом. Вблизи, непосредственно под листьями лотоса, на которых восседает божество, можно было разобрать очертания громадной фигуры, равно как и статуи, протягивающие бывшему принцу подношения, но не более того: 24-метровая махина в 202 тонны весом открывалась взгляду лишь формально. Что до окрестностей, то они терялись среди серости, а пронизывающий ветер никак не желал разгонять хмарь.
Куда больше энтузиазма лично у меня вызвал монастырь, потому что близ него горели жертвенные свечи и даже имелся костерок в обширной чаше. Именно это местечко вызывало наибольший интерес туристов, старательно делавших вид, будто они не погреться пришли, а изучают буддийские обряды. Немало народу набилось и в помещения монастыря, благо там было теплее, чем на улице. В другой день я бы изучил залы вдумчиво, ведь одни только сложные переплетения каменных драконов были достойны восхищения, но общая толкотня заставляла подумывать об отъезде. И не меня одного: пройдя мимо столовой, где за плату в 60-100 долларов желающие могли отведать вегетарианское меню, я обнаружил, что дополнительным аттракционом Лантау вызывался быть мелкий дождичек. Тут уже и священный огонь не мог выручить - народ начал бодро формировать длиннющую очередь на отъезд. Хорошо хоть автобусы приходили каждые пять минут, да ещё пускали в них главным образом обладателей "Octopuss card", а наличность в качестве оплаты билета за 16 долларов (23 в выходные дни) как-то совсем не котировалась. Как ни странно, несмотря на обилие желающих свалить с острова водитель с контролёром вовсе не набили салон битком, к большому моему счастью: я впервые видел автобус с пятью рядами сидений заместо привычных четырёх; экономия места достигалась, ясен пень, сокращением размеров - для китайцев, может быть, они были в самый раз, а вот своему потенциальному соседу я бы не позавидовал. Так или иначе, но ко мне никто подсесть не решился и спустя сорок минут поездки по серпантинам я снова стоял возле станции Tung Chung.
Очередь желающих воспользоваться канатной дорогой к моему возвращению сократилась ненамного, так что немало народу по- прежнему надеялось насладиться поездкой над холмами. Мне же больше всего хотелось где-нибудь погреться, и это "где-нибудь" немедленно нашлось в виде многоэтажного торгового комплекса. Между прочим, в его подземном этаже устроен внушительных размеров продовольственный супермаркет, где имеется большой выбор продуктов и напитков, в том числе экзотических. Если учесть, что комплекс работает до 23.00, представляется хорошей идеей заехать в него перед ночным рейсом и купить китайское печенье или там пиво как сувенир; заодно можно и остатки долларов потратить...
Как уже говорилось, сразу несколько автобусов соединяют станцию с аэропортом, а метро за полчаса доносит пассажира до центра города. Мне по идее следовало сделать пересадку на Lai King, но я так рассудил, что новым путём можно увидеть чего-то новое, и двинул прямиком до Olympic.
Нельзя сказать, что новый путь обогатил меня изысканными впечатлениями; ну разве что кладбище китайское припоминается, устроенное из-за дороговизны земли уступами. А так всё те же небоскрёбы, порой приличного вида, порой обшарпанные. Вот после высадки мне пришлось пережить небольшое приключение: как говорится, "нормальные герои всегда идут в обход" - ну неинтересно идти по улице А до угла Б, где свернуть на проспект В. Соответственно, решив изучить поближе жизнь внутри городских кварталов я, пересекая детскую площадку, забрёл в какой-то молл, а потом случайно выбрался на обнесённую забором территорию кондоминиума; охранники, глядя как уверенно я пру вперёд, вежливо расступились и потом мне пришлось долго искать какой-нибудь выход из-за решёток. Наконец, в стене обнаружились ворота, через которые кто-то из жильцов как раз заходил, а я, воспользовавшись оказией, выскользнул на свободу...
С того места, где я оказался, была отлично видна громада "Langham Palace hotel", прекрасный ориентир, расположенный аккурат возле станции Mongkok - и дальнейший путь оставался делом техники. Всё бы ничего, да я, расслабившись, едва не попал под автобус, ведь в Гонконге транспорт ходит по левой стороне, как принято в Британии. "Вот интересно, - подумалось мне, когда испуг прошёл, - после окончательного присоединения Гонконга к Китаю будут ли новые власти менять движение с лево- на правостороннее?"
Из раздумий меня вывел многоголосый гомон вокруг. Складывалось ощущение, что закончился рабочий день и клерки всех сортов вывалились на улицы. При виде этой толпы охотно верилось, что город населяют семь миллионов человек. Яблоку и впрямь негде было упасть в людском водовороте и, начиная от Shanghai street мне пришлось всю Argyle идти по мостовой, благо она представляло собой сплошную пробку. Таким макаром я, замёрзший, разбитый и удручённый, в половину шестого прибыл в отель...
Впрочем, через час горячий душ, крепкий чай и тёплый свитер вернули мне пристойное настроение, при наличии какового сидеть в номере было как-то несолидно. Соответственно, я решил испытать отельский шаттл-сервис, и выяснил, что это не совсем подходящая штука. Да, конечно, каждые полчаса 23-хместный автобус строго по расписанию отъезжает от гостиницы, но вместе с тем он теряет массу времени, простаивая в заторах, потому что сперва везёт постояльцев к метро "Mongkok", а уж потом выбирается на боковую трассу и едет к набережной. Выходит гораздо быстрее дойти до подземки и воспользоваться ею...
В ожидании светозвукового шоу я немного прошёлся по Sailsbury road, мимо пышущих огнями отелей и футуристических зданий гонконгских музеев; между делом выяснилось, что по средам вход в них бесплатен - может, кому-нибудь пригодится. Возможно также кому-нибудь пригодится информация о том, что звуковое сопровождение феерии огней над проливом моно слушать по радио на волне FM 103.4 MHz - об этом я узнал на сайте www.tourism.gov.hk/symphony/english/details/details.html .
Кстати, в этот заход я в основном смотрел, а не фотографировал: опыт поездок отчётливо доказывает - или наблюдать или снимать, и то и другое зараз делать хорошо не получается. И без меня фотографирователей было пруд пруди, а особенно занятным стал эпизод с проходом по проливу круизного лайнера: пока с берега лихорадочно снимали махину, борт корабля ежесекундно озарялся фотовспышками, запечатлевавшими берег...
Как оказалось, самой продуктивной частью этого дня стал вечер. За какие-то считанные минуты я миновал утопавший во тьме городской парк и оказался в сплетении улиц района Yau Ma Tei, где жизнь прямо-таки кипела: магазинчики и ресторанчики сливались в сплошной поток торговли. Среди прочих заведений мне запомнились видеолавочки, где вовсю продавали новейшие западные фильмы. Довольно значительную часть ассортимента составляла всевозможная э-э-э... ну, в общем, эротика, по 13-20 монет за диск. Среди прочего добра периодически старые фильмы в стиле "кунфу", разное "ретро" и т.п. Но самое интересное было впереди: несколько темноватых переулков занимали палатки гадальщиков. Там и сям виднелись фигуры аборигенов, желавших узнать насчёт будущего; как правило они с напряжённой спиной внимали мастерам гадального дела, многозначительно бубнившим пророчества. Больше всего мне приглянулся один дяденька, видимо наиболее "продвинутый", который гадал с помощью ноутбука!
Чуть поодаль от "гадальни" роился народ, посещавший, как оказалось вскорости, грандиозную барахолку, занимавшую несколько улиц. На установленных там и сям лотках валялась всяческая электроника, трусы и тапочки, деревянные скульптуры, джинсы, бижутерия, спортивные костюмы и так далее. Слегка ошалев от торгового гомона я всё же сориентировался и купил несколько симпатичных фигурок китайского стиля - на сувениры...
На третий день пребывания в Гонконге как-то потихоньку сдвинулись и Океан-парк, и посещение Пика. Оба этих места требовали времени, так что я постановил подняться пораньше, в районе восьми утра, чтобы вскорости выступить. Первое дело вполне удалось, в отличие от второго: выглянув спросонья в окно, я понял, что "Гонконг" в переводе с мандаринского диалекта означает "Много-много китайцев, живущих в тумане". Сквозь серую мглу не были видны даже соседние здания, и, памятуя о вчерашней катастрофе, я счёл за благо лечь спать, чтобы снова не попасть впросак. В результате проспал я почти до десяти и чуть не опоздал на завтрак. Нет, не то, чтобы в половину одиннадцатого питающихся выкидывают в холл пинками, но пополнять ассортимент перестают и кое-что убирают в подсобку. Набранное же заранее можно есть довольно долго, и вот за трапезой я обнаружил на улице некоторые перемены. Не то, чтобы туман совсем рассеялся, но стало возможным разглядеть даже дома в соседнем квартале. Этим следовало воспользоваться, и вскоре я топал вдоль Ватерлоо роуд, намереваясь погулять по Коулуну. Как бы поощряя это моё намерение, погода улучшалась на глазах, и не успел я пройти и пары кварталов, как вовсю засветило солнце. У меня даже возникла мысль вернуться и переодеться во что-нибудь лёгкое, а потом я вспомнил про предстоящий подъём на Пик и счёл за благо оставить свитер при себе, элементарно запихнув его в рюкзачок.
Удачно поменяв доллары по курсу 7,7 на углу Натан и Ватерлоо, я бодро дошлёпал до храма Tin Hau; это строение приглянулось мне ещё в самый первый день, но тогда снимать его было несподручно из-за скверного освещения, а при солнце барельеф с драконами и окружающие храм цветы смотрелись великолепно. Ещё более удачными вышли кадры во внутренних помещениях, где проникавшие сверху лучи смешивались с дымом курильниц, создавая тонкий визуальный эффект - казалось, духи взбегают в небеса по нитям света...
Следующим объектом посещения стал Kowloon City Walled Park. Вопреки ожиданиям в нём ничего завораживающего не оказалось. Иметь 14 гектаров зелёных насаждений в центре густонаселённого района, конечно, хорошо, но ни террасные сады, ни заводь с птицами не повергли меня в восторг. Более радостные чувства вызвали в моей душе виды Гонконга с набережной: треклятый туман исчез, словно его и не было никогда, а небоскрёбы смотрелись очень даже здорово - и издали, и вблизи, когда я пароходиком переправился через пролив.
Внутренне я понимал, что погода уже устоялась и вряд ли к вечеру город снова накроет мгла, но желание поскорее забраться на Пик и снять панорамы было почти непреодолимым. Лишь чудовищным усилием воли я заставил себя продолжить осмотр территории, сплетением улиц продвигаясь в район храма Man Mo; путеводитель утверждал, что построенный 170 лет назад, он лучше всего даёт представление об атмосфере Гонконга. Как бы не так - найти нужное место труда не составило, зато потом пришлось потрудиться, соображая, с какой стати замызганная халупа обозначена как достопримечательность - лучшие времена храма определённо были позади, о чем почему-то не догадывалась толпа народу, осаждавшая ворота в заборе.
Утешением мне стала улочка, набитая антиквариатом. Были тут и чёрно-белые фотографии Брюса Ли, и всякие ожерелья, и книги на разных языках, и даже древний патефон. Мне лично приглянулась деревянная фигурка дракона, которую я и купил, истратив 30 долларов.
Меж тем пробило половину четвёртого и настало время поспешить к остановке Пикового трамвая. Попасть к ней проще простого, ведь она расположена близ западного выхода из Городского парка; я приметил место ещё в первый день, обратив внимание на впечатляющую очередь, человек в пятьсот. Впрочем, повторять великое предлантаунское стояние я не собирался, приготовившись воспользоваться тайным оружием: как явствовало из информации с сайта www.madame-tussauds.com.hk/eng/t_general.asp граждане, купившие комбинированный билет "Трамвай + Музей Тюссо", проходят на посадку без очереди. Я же нацелился на ещё более хитрый комбобилет, включавший также и пропуск на смотровую площадку Пика, так называемую Галерею. Три человека, стоявшие передо мной, достаточно быстро - для китайцев - завершили своё общение с продавщицей и через пару минут мой кредитный счёт обеднел на 145 долларов, а я получил заветный квиток. К сожалению, тут выяснилось, что покупатели "комбо" всё равно вливаются в общую толпу перед посадкой, но хоть основного расхода времени избежать удалось.
Чтобы будущим пассажирам не было скучно отбывать законные сорок минут в ожидании очередного рейса, вдоль стен тоннеля устроена небольшая экспозиция об истории дороги. Мне больше всего запомнилась картина, где был изображён белый человек, восседающий в паланкине, несомом китайцами. Тут семейство сзади опять начало голосить, и мне сразу подумалось, что прежнее, колониальное устройство мира имело свои неотъемлемые преимущества...
Нынешнее же положение вещей было какой-то скверной пародией на прошлое: всем влезшим в салон места не хватило, так что кое-кто стоял всю дорогу, и этими кое-кем были, в основном, туристы: штурм прибывшего вагончика был проведён аборигенами не уменьем, а числом; последний раз такой хаос на посадке я видел в порту Акабы. Естественно, европейцы в свалку не полезли, зайдя последними, и, невзирая на пол и возраст, натурально остались без мест...
Познакомившись за время путешествий с различными фуникулёрами, от Праги до Бергена, я был настроен несколько скептически в отношении восторгов от подъёма на Пик и был приятно удивлён - эффект "наклонных" домов, о котором так много говорится, действительно присутствовал. Наверное тут дело в устройстве пути: где-нибудь в Лиссабоне вагон изначально сделан уступами и предназначен для дороги с определённым уклоном. Пиковый же трамвай - самый обыкновенный трамвай, который запросто едет и по наклонной плоскости, и по ровному месту. Оттого-то, мне кажется, окружающие дома кажутся завалившимися назад; этакий оптический обман. Даже жаль, что значительный отрезок дороги закрывают деревья и кусты...
По прибытии вся китайская толпа дружно рванула в помещения стеклянного комплекса, венчающего холм - несколько этажей магазинов и кафе завершаются смотровой площадкой. Было заманчиво последовать общему примеру, но билет на самый верх действителен лишь на один заход, а мне хотелось увидеть Гонконг в ночном освещении. Соответственно, дневные панорамы я решил поснимать с других точек, благо таковых немало вдоль дороги, теряющейся среди деревьев, если при выходе с трамвая сразу двинуться вправо. Причём только первые пятьдесят метров пути заняты снимающими, а дальше можно найти неплохие места вообще без единого фотоконкурента - такое ощущение, что люди боятся оторваться от толпы...
Вернуться к толпе, впрочем, было необходимо, потому что время до заката я давно задумал скоротать в музее восковых фигур. К сожалению, (вот уж невезенье!) часть экспозиции проходила обновление, так что знаменитостей было меньше, чем следовало, хотя тоже немало. Среди прочих можно вспомнить Саддама Хуссейна, Беназир Бхутто и принцессу Диану; в том же зале торчал отчего-то Горбачёв... Значительное место было уделено лидерам Китая, начиная от Сунь Ятсена. Увы, немало персонажей было мной так и не опознано, поскольку в мире китайского шоу-бизнеса я полный профан - судить о популярности той или иной фигуры можно было по гроздьям аборигенов, волнами облеплявших своих идолов. Точно могу сказать про Энди Лау и Джеки Чана. Между прочим, с последним, равно как и с парой Бред Питт + Анжелина Джоли, а также Бекхэмом, фотографироваться можно только за отдельную плату. Более того, Чайника снимать нельзя вообще: только я в фойе нацелился на него, как тут же подскочила обслуга с криками "Ноу фото!" Но я всё равно изощрился и получил несколько удачных кадров. Во всяком случае они вышли не хуже, чем официальная съёмка, которую проходят все посетители; по выходе им предлагается купить маленький фотобрелок (90 долларов) или фото в рамочке (200 долларов)...
Под стать "восковым" грабителям и цены в остальных помещениях, но на постройке над обрывом, между нами говоря, свет клином не сошёлся: в паре шагов на юг расположен громадный торговый комплекс, включающий книжные, промтоварные и продуктовые магазины, плюс кафе и рестораны. А с близлежащей террасы открывается вид на западную часть залива, и только громадная гора мешает увидеть закат. Вот после него и следует лезть на смотровую площадку, потому что именно тогда Гонконг предстаёт во всём великолепии - гирлянды огней простираются аж до горизонта, и, пожалуй, только в этом время отчётливо видно, до какой степени вертикально ориентирован город...
Вполне естественно, что этакие виды хочется показать родственникам, друзьям и знакомым, и примерно та же мысль приходит в голову всем присутствующим, так что к парапету местами просто не пробиться. Самое интересное, что мало у кого получается что-то приличное: съёмку надо вести на длительной выдержке, а без штатива это обычно дело дохлое. Делюсь ноу-хау - по краям площадки стоят без дела платные бинокли с плоской крышкой, и с их помощью снимки выходят хоть куда...
Наверное, я провёл бы не один час в созерцании панорам, если бы не пронизывающий ветер, от которого не спасал даже срочно надетый под куртку свитер. Волей-неволей пришлось покинуть верхотуру, проведя на ней не больше сорока минут. Кстати, хорошей альтернативой пребыванию на свежем воздухе может быть трапеза в ресторане "Babba Gump" уровнем ниже: его застеклённая галерея надёжно укроет от стихии, не скрывая в то же время видов. Что до названия, то я, стоя внизу в ожидании посадки, обратил внимание на рекламу ресторана с таким названием, но подумал, что это просто шутка. Оказалось, оформление ресторана действительно стилизовано под знаменитый фильм "Forrest Gump" - вот ведь потеха...
Последний номер программы ожидал меня возле конечной остановки трамвая: едва ли не половина населения Гонконга явилась прокатиться вниз. Постояв пару минут в очереди, я прикинул, сколько ещё придётся провести наверху, махнул рукой и решил спускаться пешком. Не скажу, что дорога была приятной, но через четверть часа уже шёл по Kennedy road, некоторое время ощущая некоторую дрожь в коленках: порой дорога с Пика шла под углом 45 градусов...
Основательно набитый состав метро донёс меня до родного Монгкока, где, как всегда, толкся народ - поистине прав был тот острослов, который сказал: "Всемирный голод наступит тогда, когда китайцы научатся есть ложками..." Ну это он со зла - бывают места, где жителей Поднебесной немного; вот, скажем, когда я направляясь в аэропорт утром четвёртого дня прибыл на станцию Tung Chung, у станции фуникулёра не было ни души в противоположность той чудовищной толпе, что торчала там двумя днями раньше...
"Ладно, - думал я, пока самолёт до Манилы пробивал дорогу вверх сквозь серую мглу, - с Гонконгом не сложилось, так может загадочные Филиппины окажутся милостивее..." Да и с бывшей английской колонией мы вроде как не совсем попрощались: через десять дней мне предстояло в неё вернуться, и пусть только на несколько часов, но всё же...
И тем, и другим ожиданиям сбыться было не суждено, но об этом - свой рассказ...
P.S. Фотографии Гонконга можно посмотреть тут - www.vazlav.narod.ru/hongkong/hongkong.htm