баннерная реклама :)

Главная » Железнодорожный рынок» Железные правила железнодорожных путешествий

Железные правила железнодорожных путешествий 

До отправления поезда осталось пять минут. Провожающих просим выйти из вагона, а отъезжающих — занять свои места. Граждане провожающие, не забудьте передать билеты отъезжающим...

Все наперед знают, что будет дальше: звяканье ложечек в стаканах, долгие вагонные споры, причудливые коллажи сновидений под стук колес и волнующее прибытие к месту назначения. Каждый чувствует себя большим знатоком железнодорожных путешествий, однако в нестандартной ситуации (потерял билет или отстал от поезда) любой растеряется. И напрасно, так как проблемы имеют типовые решения, прописанные в Правилах перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте. Рассмотрим различные ситуации, которые могут возникнуть как перед отъездом, так и в дороге.

Поездная лихорадка

Предположим, вы вынуждены отменить поездку и желаете вернуть проездной документ в кассу. (Сразу договоримся о терминологии: стоимость билета — цена места в общем вагоне. Стоимость проезда — сумма стоимости билета и доплаты за спальное место (плацкарты).) Возвратив проездной документ не позднее чем за восемь часов до отправления поезда, вы получите обратно полную стоимость проезда. Менее чем за восемь, но не более чем за два часа до "старта" — стоимость билета и половину стоимости плацкарты. За два часа и в течение 12 часов после отправления поезда — только деньги за билет. Также стоит иметь в виду, что сборы, взимаемые при продаже проездных документов, пассажиру не возвращают.

Накануне отъезда обнаружилось, что билет потерян или испорчен, к примеру его случайно разорвали или прокрутили в стиральной машине вместе с любимыми джинсами. Не расстраивайтесь, такое может случиться с каждым, железнодорожники все предусмотрели. "Для восстановления утерянного проездного документа, оформленного на проезд от и до станции РЖД в поезда и вагоны формирования российских железных дорог, пассажир должен обратиться в кассу с паспортом. В системе АСУ "Экспресс", по которой оформляют все проездные документы, будет осуществлен поиск данных пассажира. Если система подтвердит покупку билета, утерянный документ восстановят", — объяснили в Федеральной пассажирской дирекции (ФПД). Если билет был выписан вручную, следует обратиться в кассу в день отправления поезда или накануне (кроме выходных и праздничных дней), сообщить фамилию, имя, отчество, паспортные данные, еще желательно помнить номер поезда, дату отправления, вагон и место. В обоих случаях второй раз платить за билет не придется — только штраф за его восстановление.

Помните, что ошибки в проездном документе не допустимы, поэтому обязательно проверяйте фамилию и паспортные данные. (См. правило № 1.)

Опоздание на поезд и опоздание поезда

Представьте, что поезд — страшно подумать! — ушел без вас. Чтобы вернуть стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты или поменять билет на другую дату, доплатив только стоимость плацкарты, в запасе у вас 12 часов (при проезде в поездах и вагонах других государств — три часа), а если задержала болезнь или несчастный случай, и тому есть документальное подтверждение, — пять суток. "Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ производят при предъявлении удостоверяющего личность пассажира документа, номер которого указан в билете. Доверенное лицо должно предъявить в кассу нотариально заверенную доверенность, подтверждающую право на возврат ему денежных средств", — уточнили в ФПД.

При опоздании на поезд дальнего или местного следования из-за задержки пригородного поезда вам переоформят проездной документ на ближайший поезд или вернут полную стоимость проезда, если вы представите соответствующую справку и билетик на электричку.

Если ваш вагон отцепили в пути из-за технической неисправности, не уподобляйтесь рассеянному с улицы Бассейной. К поезду должны прицепить другой вагон или разместить пассажиров на свободные места, в том числе и на места в вагонах более высокой категории (в этом случае доплату не взимают, а при переводе в вагон более низкой категории разницу в стоимости проезда возвращают). (См. правило № 2.)

Те, кому не нашлось места в том же поезде, должны быть отправлены с ближайшим по времени отходящим поездом по переоформленным билетам.

Если вы "завиcли" на полпути из-за перерыва в движении поездов по не зависящим от железной дороги обстоятельствам, вам должны возвратить стоимость проезда за непроследованное расстояние; при ситуации, сложившейся по вине железной дороги, — полную стоимость проезда. Возврат причитающихся пассажиру денег производят по его письменному заявлению с отметкой представителя администрации станции. Деньги выплачивает та железная дорога, на которой прервалась поездка. (См. правило № 3.)

Кстати, если по вине железной дороги пассажир опаздывает, к примеру, на самолет, — также действует вышеописанное правило, никакой дополнительной компенсации не выплачивают. Но вы вправе потребовать возмещения иных причиненных вам убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

И наконец, если ваш поезд отменен или его отправление задерживается, вы можете стребовать с перевозчика полную стоимость проезда.

Долгие проводы — лишние слезы

И вот вы сели в поезд. Если, невзирая на увещевания вагонного радио, вы все-таки забыли взять билет у провожающих, то вас можно отнести к категории "заяц". Вам придется уплатить штраф плюс стоимость проезда в полном размере по квитанции разных сборов. Но, если билет умудрился потерять проводник, составляют акт, который подписывают начальник поезда и проводник, и дальше проблему решают без вашего участия.

Может статься, что на вашем месте уже сидит (а возможно, и лежит) какой-нибудь самозванец. Вероятно, он купил билет с рук, и его обманули. "В случае продажи нескольких проездных документов на одно место начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводник вагона принимают меры к предоставлению пассажирам мест в поезде", — гласят правила. Кстати, при невозможности предоставить место в вагоне той же категории вам обязаны предложить место более комфортное без взимания доплаты. А если вы согласились ехать в вагоне более низкой категории, вам должны вернуть разницу в стоимости. Что до возврата денег — все расчеты производят задним числом на основании акта, подписанного начальником поезда.

Если вы единственный претендент на свое койко-место, но хотели бы перейти на свободное место в вагон более высокой категории — нет проблем. Доплачивайте разницу в стоимости проезда (от той станции, где вы перешли в другой вагон) и наслаждайтесь комфортом.

Сон об уходящем поезде

"Один и тот же сон мне повторяться стал: мне снится, будто я от поезда отстал", — сетовал поэт Юрий Левитанский. Что делать, если кошмар стал явью: заламывать руки в отчаянии или ловить такси и догонять состав? Ответ неправильный! Нужно обратиться к начальнику станции и попросить его связаться с начальником поезда. Дальше события развиваются следующим образом: пассажиру (то бишь вам) письменно сообщают о том, на какой станции с поезда сняты ручная кладь и (или) билет (тот, что остался у проводника). На основании уведомления, если проездной документ остался в вагоне, вам выдают бесплатно новый билет в общий или спальный вагон без предоставления места до станции, на которой вас ждет багаж или проездной документ. Там вы воссоединяетесь со своими вещами и в соответствии с актом о снятии ручной клади или билета переоформляете проездной документ на следующий поезд до станции назначения. Если вы отстали от поезда, но билет остался у вас, то, следуя уведомлению о снятии ручной клади, срок действия проездного документа продлевают на проезд до станции, на которой снят багаж, и оттуда — на основании акта — до станции назначения.

Путешественника, занемогшего в пути и требующего серьезного лечения, могут снять с поезда. В этом случае возвращают стоимость проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты (чтобы продолжить поездку, необходимо приобрести новый проездной документ за полную стоимость). Пассажир вправе отказаться от возмещения. Тогда на билете делают отметку об остановке и составляют соответствующий акт. В течение десяти суток можно обратиться в кассу и продлить срок действия проездного документа или получить новый, доплатив стоимость плацкарты. "В экстренных случаях (например, пассажира увезли на скорой) при отсутствии соответствующей отметки на проездном документе пассажир имеет право в течение пяти суток предъявить в кассу акт о прерывании поездки по болезни и справку из медучреждения для продления срока действия билета или получения нового бесплатного. При этом также придется доплатить стоимость плацкарты. На руках при посадке в поезд должен быть новый проездной документ и акт, являющиеся основанием для совершения поездки", — пояснили в ФПД. Если вы не желаете, чтобы багаж следовал до станции назначения, его выдадут на станции, где вас сняли с поезда. В случае невозможности выгрузки он следует до ближайшей станции и с первым попутным поездом бесплатно возвращается обратно.

Деньги за непроследованное расстояние выплатят и тогда, когда при пересечении границы вас сняли с поезда из-за возникших проблем с таможней. Хотя железная дорога не несет ответственности за невыполнение пассажиром паспортно-административных и таможенных правил, "в претензионном порядке при предъявлении проездного документа с отметкой об остановке за непроследованное расстояние выплачивают стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты", отмечает Федеральная пассажирская дирекция. А вот если вас высадила из поезда милиция, деньги не вернут. Нечего хулиганить, в общем...

Не стоит сильно расстраиваться и проспав свою станцию. "В случае если пассажир проехал свою станцию по вине проводника (проводник не предупредил за 30 минут), составляют соответствующий акт за подписью начальника поезда, проводника вагона и пассажира. Документ дает право возвратиться до станции назначения бесплатно", — объяснили в ФПД.

Оставили в вагоне свои вещи? Бегите к начальнику станции! (См. правило № 4.)

На дальней станции сойду

Оказывается, путешествуя по железной дороге, вы обладаете куда большей свободой, чем может показаться. Например, вы имеете право выезжать поездом, отходящим ранее того, на который приобретены билеты (при условии, что до его отправления осталось менее 24 часов). Проездной документ, приобретенный через систему "Экспресс", вы можете переоформить при наличии мест на любой поезд или вагон, доплатив необходимую сумму. Билет, проданный по ручной технологии, удастся перекомпостировать только на поезд или в вагон, следующий в беспересадочном сообщении, формирования той же железной дороги, на которую изначально был куплен билет. Если вы следуете в поезде и вагоне той же категории и по тому же маршруту, то ранее приобретенный проездной документ сохраняет действие.

При переоформлении билета на поезд или в вагон более высокой категории или на другой маршрут с вас взимают разницу в стоимости проезда, в вагон более низкой категории или по более короткому маршруту — разницу возвращают. Возможно перекомпостировать детский билет на проездной документ за полную стоимость.

Бывает и так: вышел человек покурить на каком-нибудь полустаночке, залюбовался пейзажем и захотел остаться... Специально для таких романтиков припасен следующий абзац: "Пассажир имеет право в пути следования сделать одну остановку с продлением срока годности проездного документа на срок до десяти суток. В течение четырех часов с момента прибытия на станцию поезда пассажир может получить обратно стоимость проезда (кроме стоимости плацкарты) за непроследованное расстояние или предъявить свой билет администрации вокзала для проставления отметки об остановке". При желании возобновить поездку нужно лишь доплатить стоимость плацкарты. Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны разрешено делать две дополнительные остановки сроком до десяти суток каждая. Впрочем, существует одно но: нет никакой гарантии, что в ближайшие дни в проходящих поездах окажутся свободные места. "Преимущественного права приобретения билета такой пассажир не имеет, кроме лиц, которым законодательством Российской Федерации предоставлено это право (инвалиды, участники ВОВ, Герои Советского Союза и др.). В случае отсутствия мест на конкретный поезд пассажиру предлагают выбрать поезда других сообщений и категорий, курсирующие в выбранном направлении (по выбранному пассажиром маршруту)", — предупреждают в ФПД.

Если вы едете за границу, то и в этом случае имеете право прерывать поездку на попутных станциях любое количество раз и на любой срок, при условии, что этому не препятствуют паспортно-административные правила, а также оплачена перевозка багажа. Помимо всего прочего в ходе поездки вам разрешено изменить маршрут. (См. правило № 5.)

В общем, свои права нужно знать. Тогда, глядишь, и симптомы дорожной лихорадки исчезнут, и кошмары об уходящем без вас поезде мучить перестанут...

Правило № 1. При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе, при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в проездном документе (билете), оформленном на станциях, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, пассажир к посадке в поезд не допускается.

Правило № 2. Пассажир, уплативший за пользование постельным бельем, получает новый комплект бесплатно на основании акта, оформленного за подписью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда и заверенного штемпелем станции (вокзала), на которой произведен вынужденный перевод пассажира.

Правило № 3. Если поезд прибыл на станцию назначения с опозданием более часа, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Правило № 4. Если пассажир, прибывающий на станцию своего назначения, выйдя из вагона, обнаружит, что им в вагоне забыты вещи, он должен обратиться к начальнику станции (вокзала). Начальник станции (вокзала) по письменному заявлению пассажира о случившемся немедленно подает служебную телеграмму (телетайпрограмму, телефонограмму) в адрес начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда или начальника ближайшей станции по ходу следования поезда, где продолжительность стоянки поезда не менее десяти минут, с указанием в этой телеграмме номера вагона и места, которое занимал пассажир, с описанием забытых вещей и с требованием пересылки их к месту нахождения пассажира. Все расходы, связанные с возвратом вещей в таких случаях, оплачивает их владелец.

Правило № 5. Если изменение маршрута происходит на станции по пути следования, то с пассажира взыскивается разница между стоимостью проезда по первоначальному и новому маршруту по доплатной квитанции. Если при изменении маршрута меняются дороги следования, то доплатная квитанция выдается и в том случае, когда стоимость проезда по новому маршруту ниже стоимости проезда по маршруту, указанному в билете. В доплатной квитанции указываются дороги следования по новому маршруту.

Туризм и отдых

Просмотров 1654