баннерная реклама :)

Статьи по туризму


Главная » Общие советы» Страна неиссякаемых фантазий

Страна неиссякаемых фантазий 

Помните, у Михаила Задорнова был монолог про нашу изумительную страну? Про то, какие мы удивительные и сколько в нашей повседневной жизни необъяснимых вещей, которых не встретишь больше нигде. Между тем, если говорить о жизни курортной, то к отдельной категории совершенно точно можно отнести турок: то, что они придумывают в сфере туриндустрии, порой изумляет даже самых бывалых вояжеров. Причем с каждым годом эти фантазии становятся изысканнее.

Начало начал

Солнечные турецкие берега европейцы полюбили как-то сразу. И ведь было за что. Сыграли роль и ласковое море, позволяющее открывать купальный сезон уже в начале мая, и сами пляжи — такие ухоженные и доступные, и неповторимая турецкая баня с ее почти ритуальными массажами и пилингами. Оценили отдыхающие и инжир с медовым вкусом, и рахат-лукум с необычными ингредиентами. Проницательные турки любовь эту заметили и, конечно, откликнулись: мгновенно включили фантазию, нашли необходимые финансы и начали свои курорты отстраивать и совершенствовать — так, чтобы и уровню европейскому соответствовали, и национальный колорит передавали.

На фасадах свежевыстроенных отелей турки рисовали милые европейскому глазу звезды. Звезд было много. Даже чересчур. И в общем не всегда они соответствовали истинному положению вещей. Это было свое представление о звездности: стилизованный антураж, блеск и изобилие аксессуаров. К примеру, турки точно знали, что по международной классификации гостиниц в номере люкс должно быть 12 вешалок и как минимум два телефона: один — в спальне, другой — в ванной. В новоиспеченных турецких отелях так и было. При этом один из аппаратов мог быть не подключен к сети, но внешне не к чему даже придраться.

На самом деле турки старались. Они хоть и не всегда обращали внимание на исправность работы телефонов и кондиционеров, зато, например, по территории некоторых гостиниц на диво отдыхающим величаво разгуливали павлины. Действительно, далеко не в каждых турецких пяти звездах ежедневно меняли постельное белье, зато делали это фантастически виртуозно: из ночных рубашек и футболок постояльцев скручивали невероятные сердца, розы и лилии, а саму кровать часто посыпали еще и лепестками свежих роз и лилий. Туристы такими изысками восхищались, фотографировали на память и уже готовы были простить все остальное.

К сердцам тех, кого не покорили цветы на постели, искали другие пути. Один их них был давно проверенный — через желудок. Питание стало тем самым пунктом сервиса, в котором Турция точно превзошла многих конкурентов. Пока в Европе отдыхающие радовались шведским столам и свежей клубнике на завтрак, турки поражали изобилием. Придумали систему почти безлимитных яств all inclusive, конечно, не они — они ее повсеместно внедрили, расширили и углубили. Так, именно здесь появились приставки super, mega и ultra all inclusive.

Подробнее об этом поведала Татьяна Чувилкина, заместитель генерального директора по PR компании "Натали Турс": "В общем-то, это была вынужденная мера. Особенность большинства турецких отелей в том, что за пределами их территорий, как правило, ничего нет, то есть пойти поужинать ни в какой другой ресторан, кроме гостиничного, нельзя. И вот поэтому в Турции была успешно внедрена система all inclusive — когда ресторан хоть и один, зато вся еда перед тобой, ее много, брать можно, сколько хочешь, и доплачивать ни за что не надо. Туристам такая система питания очень понравилась. В первую очередь, нашим и немцам, у которых так сильна любовь к халяве. Сначала система подразумевала неограниченную бесплатную еду, потом в нее включили напитки турецкого производства и добавили приставку super, а позже в систему стали входить и напитки иностранного производства, и это стало называться ultra all inclusive. Это был такой настоящий санаторно-курортный отдых — когда по возвращении с пляжа тебя ждало гарантированное питание на выбор".

Это и правда был настоящий праздник: 33 блюда под всевозможными соусами и приправами, столько же закусок, сладостей, фруктов и напитков. Пиво лилось рекой, из салатов строили пирамиды, из фруктов сооружали сказочных лебедей, а многоярусные торты поражали разнообразием начинок. Любому нормальному человеку при виде всей этой красоты попробовать хотелось всего хотя бы по маленькому кусочку. Таким вот нехитрым образом находчивые турки в буквальном смысле слова прикормили добрую половину курортников-иностранцев. Но на этом не остановились. Чтобы поддерживать эту взаимовыгодную любовь на должном уровне, они стали каждый год придумывать что-то новое, порой такое, что еще лет пять назад представить было довольно сложно.

Как это по-русски?

Среди хлынувшего потока иностранных туристов наших заметили сразу. Белокурые красотки с легкостью разбивали сердца турецким мачо, а богатыри из российских глубинок подкупали куражом и умением гулять на широкую ногу. И вот ради общения с нами, такими прекрасными, турки сделали, казалось бы, невозможное. "Они выучили русский язык! И, безусловно, это самое большое дело, которое турки сделали специально для нас. Для российских туристов, в большинстве своем языкам не обученным, это было настоящим подарком", — рассказывает Татьяна Чувилкина.

Сначала были имена. Конечно, девичьи. Особенно полюбилось имя Наташа. Его турки научились произносить с невероятной нежностью. Потом выучили еще одно — Настя. И в глазах читалось настоящее недоумение, когда российские красотки не реагировали ни на то, ни на другое. После Наташи, Насти и традиционных приветствий в турецком лексиконе появилось слово "кожа". Турки даже научились его писать. И вскоре у каждого уважающего себя кожаного магазина красовалась соответствующая вывеска на русском. Торговых точек таких в Турции появилось великое множество. Приличные сумки и перчатки, плащи и дубленки в них можно было приобрести по ценам, сравнимым с ценами "Лужников". Пройти мимо такого могли разве что ленивые. Но для них придумали дополнительный сервис — бесплатное такси. И даже не в один, а сразу в несколько магазинов. Причем покупать что-то сходу было вовсе не обязательно. В первый визит турки демонстрировали товар лицом, устраивая забавные дефиле с участием посетителей, затем подбирали интересующую модель, рассказывали (разумеется, на русском) про цены и скидки, болтали за жизнь и поили за счет заведения живительным яблочным чаем. Клиенту оставалось выбирать, наслаждаться и думать. Думать, сколько угодно. Когда клиент созревал совершить покупку, такси снова было к его услугам.

Позже примерно по той же схеме в турецких кварталах появились еще несколько знакомых нам вывесок: "Золото", "Текстиль", "Лукум". Да и вообще русская речь прочно вошла в обиход. Если на заре становления турецких курортов на нашем языке говорили разве что гиды из Казахстана и аниматоры в хороших отелях, то сейчас он слышен повсюду — начиная от ресепшена, заканчивая дьюти-фри.

Прочно вошло в турецкий лексикон и слово "чаевые". Его стали даже слишком часто эксплуатировать. Например, в древнем городе Мира, на родине одного из самых почитаемых святых Николая Чудотворца перед храмом, построенным в его честь, есть площадь. На ней стоит памятник Санта-Клаусу. Здесь же местные жители устроили развалы со всевозможными иконами и мешочками со святой землей, ковриками, кружками и даже бейсболками с изображением святого. Обычная картина на площади: к утомленным солнцем, но вдохновленным экскурсией иностранцам бегут местные детки-ангелочки. С криками "презент" они насыпают в ладони доверчивым туристам по горке национальных амулетов — синеньких стекляшек с глазиком, а потом также бойко и почти без акцента начинают твердить слово "чаевые". Учитывая атмосферу местности, стоит признать: ход почти беспроигрышный.

Вообще в Турции есть что посмотреть. Помимо родины Николая Чудотворца это и Эфес с развалинами храма Артемиды и домиком, где свои последние годы провела Дева Мария, и уникальный белоснежный водопад Памуккале, и затопленный город Кекова. Однако все перечисленные экскурсии довольно длительные, и ехать на них с детьми тяжело. Есть еще, правда, любимые туристами экстремальные рафтинг и джипинг с гарантированной порцией адреналина, но и на них детей берут в лучшем случае лет с восьми. Между тем и из этой ситуации был придуман гениальный выход.

О нем — Татьяна Чувилкина: "Турки стали строить отели на больших территориях — благо земля позволяла, и здесь у них было все — полный цикл развлечений с утра до вечера. Опять же — это был выход из ситуации, когда никакой инфраструктуры за пределами отелей не было. Оставалось одно — устроить все по максимуму на самой территории. И турки устроили. Они организовали отличную анимацию. С детьми занимались целыми днями, и это было действительно очень весело и на очень приличном уровне. Родителям тоже было куда приложить силушку и энергию: волейбол, футбол, аквааэробика, дискотеки. И, что характерно, все это было на русском!"

Словом, турки быстро сообразили, что нам нужно для полного отдохновения. А как точно они поняли наши музыкальные вкусы, как грамотно на дискотеках и в автобусах они чередовали Таркана с Мадонной и Наташей Королевой! А уж под ностальгическую песенку кота Леопольда на детской площадке мини-диско готовы были пуститься в пляс и сами родители.

Гастрономические вкусы загадочных русских турки тоже раскусили довольно быстро. Для кого в первую очередь, думаете, в турецких отелях стали жарить пончики? А макароны?

Вершины прогресса

Итак, курортников в Турцию ехало все больше, и процесс этот был уже необратим. Да и турки, что называется, вошли во вкус. "Ну, во-первых, строятся отели совершенно невероятных размеров, — рассказывает Татьяна Чувилкина. — Всевозможные "Кремлины", "Мэджики" и "Пэласы" — это уже не 300 и не 500 номеров, а 700–800 и даже больше. Конечно, иногда на таких гигантских территориях по-прежнему хромает сервис, но, надо признать, турки над этим работают".

В подтверждение тому слова Романа Рыбакова: "Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что в 90 % случаев качество турецких отелей и их сервиса соответствует заявленным звездам. Все больше и больше строится отелей уровня Hi Class и эксклюзивных бутик-отелей с совершенно невообразимой, красивейшей архитектурой и безупречным сервисом. И даже если где-то в Турции отели иногда и вешают себе чуть больше звезд, чем есть на самом деле, разница практически не заметна".

Более того, это уже не просто шикарные пятизвездные отели. Турки пошли дальше и придумали свои строительные ноу-хау. Тему эксклюзива продолжает Александр Преображенский, коммерческий директор компании "Магазин путешествий 2000": "Один турецкий отельный магнат показывал мне проект отеля нового типа. Один из прибамбасов заключался в том, что номера в нем будут двигающимися, то есть они будут поворачиваться окнами по воле жильца: утром — к морю, вечером — к закату. Это будут номера овальной формы, и половина овала как раз будет сдвигаться, превращая стену в сплошное окно. Тот человек уверял меня, что строительство отеля начнется в ближайшее время. И, зная его, я ему верю. Турецкие отели сейчас вообще задают стандарты отелестроительства. Конечно, это стандарты для пляжных отелей. Хотельеры других стран называют такой стиль китчем в архитектуре, но вынуждены тянуться к туркам. Объясняется это просто: все чаще от отдыхающих в каких-нибудь европейских пляжных отелях можно услышать: "Да, это не Турция..."

Находки касаются и гостиничной инфраструктуры. Об одной из них поведал Роман Рыбаков: "Не так давно в Кемере открылся отель, в котором есть такая интересная штука, как фитнес-центр под открытым небом. Находится он в сосновом лесу, накрыт красивейшими шатрами. А суть в том, что туристы могут заниматься на тренажерах на свежем воздухе. Впрочем, такая модель фитнес-центров внедряется уже и в других отелях. Все чаще те же беговые дорожки выносят прямо на пляжи. Бежишь по ним, и возникает иллюзия, что бежишь прямо по морю".

Дошел прогресс и до уже привычного all inclusive. В частности, турки придумали, как можно его разнообразить. "Ну, конечно, стоит признать, что рано или поздно любой all inclusive приедается, это все-таки еда не для гурманов, — говорит Татьяна Чувилкина. — Многие европейцы такую систему и вовсе не признают. Они в большинстве своем привыкли по вечерам посещать рестораны, причем главное в этом процессе для них — именно приятно провести вечер, откушав изысканных блюд, а не просто сытно наесться. И вот, что придумали турки: они организуют на территории отеля несколько ресторанчиков с различной кухней. В них, правда, нужно записываться заранее, но зато есть возможность каждый день ужинать разнообразной едой".

Интереснее и комфортнее стали и экскурсии. На рафтинг теперь легко можно поехать с детьми — надо только написать расписку об осознании всей ответственности. И если раньше об одной из самых захватывающих турецких забав на память предлагали лишь пару цветных фотоснимков, то теперь весь процесс пишут на видео, монтируют, аранжируют музыкой, спецэффектами и продают на сверхудобном DVD. В результате турист получает отличное кино с собой в главной роли.

Не забыли, разумеется, и про сами пляжи. И тут турки тоже постарались угодить самым придирчивым. Побережья со слишком крупной галькой или неудобными спусками в море они просто закатали в бетон, поставили удобные лесенки, как в бассейнах, а сверху такие пляжи-платформы заботливо засыпали песком. Кому не по нраву искусственные изыски, предлагают любую альтернативу — можно поехать в Белек или Сиде, которые всегда славились песчаными берегами, или загорать и на разноцветной гальке — она в Турции вовсе не колючая, и ходить по такой очень даже полезно.

Да что там говорить! Турция с ее неподражаемыми бочками на деревенских крышах и шпилями минаретов, британскими газонами и американскими хитами на дискотеках не перестает удивлять. Ее гостеприимные и находчивые жители делают все, чтобы мы, уставшие от своих мегаполисов, чувствовали себя на турецких берегах как дома. Так оно в общем и происходит. Многое в Турции нам уже кажется до боли родным. И даже бронзовую фигуру главной местной исторической личности — Мустафы Кемаля Ататюрка — многие российские туристы поначалу принимают за нашего вождя революции.

Туризм и отдых

Просмотров 783