Мышкарями в просторечии называют жителей славного города Мышкин Ярославской области. История города сложилась как-то очень затейливо, уютно. Густо пересыпана байками, фантастическими подробностями. Судите сами: все начинается с того, что, дескать, мышь спасла жизнь уснувшего на берегу Волги князя. Пробежала у лица, пощекотав хвостиком аккурат в тот момент, когда подползала к спящему воину змея. Князь возблагодарил Бога за спасение. Поставил на берегу Волги часовню во имя Бориса и Глеба. Мышь тоже не была обижена. Вокруг храма сложился город. Получил название Мышкин. По административной реформе эпохи Екатерины Второй в 1777 году городской статус был подтвержден. С 1778 года герб города украшают две картинки: вверху "ярославский" медведь с топором, внизу - мышь обыкновенная. Прославился город своими ремеслами, а также тем, что уроженец села Каюрова Мышкинского уезда Петр Арсеньевич Смирнов создал русскую водку. Само собой, сегодняшний Мышкин и мышкинцы очень хотят симпатичную свою историю, живописные виды, самобытную архитектуру сделать прибыльной статьей турбизнеса. В 1990-е годы над концепцией развития "комплекса культуры" города Мышкин работал видный историк архитектуры, профессор МАРХИ, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Его идеи экономической и культурной самостоятельности города нашли в свое время среди мышкинцев горячую поддержку. Несмотря на противодействия районной администрации, творческая энергия жителей по развитию туристического сервиса дала свои результаты. В городе открыто аж двенадцать музеев народного искусства и ремесел. Самую богатую коллекцию в 15 тыс. экспонатов имеет Народный этнографический музей, основанный коллекционером В.А. Гречухиным. Гордостью мышкинцев является и Дом ремесел, созданный энтузиазмом мастера - золотые руки Василия Теркина. В Доме имеются мастерские: керамическая, кузнечная, токарная. Подростки из Мышкина, окрестных сел и даже Ярославля специально записываются к Теркину в подмастерья. Для туристов мастер и ученики во всех материалах делают кукольных мышей. Себе подмастерья куют мечи для игр в жанре фэнтези (типа толкиенистских). Музеи Мышкина, в том числе Музей мыши, Музей валенок, Картинная галерея очень обаятельны. Но минус у всех один: экспозиции являются плодом просвещенного дилетантизма. Платформой современного плана развития туризма они пока быть не в состоянии. Вообще выбор стратегии туристического развития для города, жителей, администрации очень важен. Да, конечно можно завлекать пресыщенных туристов с проезжающих теплоходов сувенирами, массовиками-затейниками и строящимся прямо у пристани домом отдыха "Мыши" с сауной и VIP-услугами. Однако этот путь малоперспективный хотя бы потому, что рассчитан он на прием случайных туристов с теплоходов, а волжский круизинг сегодня переживает не лучшие времена. Заинтересовать возможной альтернативой развития культурной жизни Мышкина и попытался первый артфестиваль "Modus Agendi - образ действий", организованный Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, Нижегородским филиалом ГЦСИ, международной художественной ассоциацией ESCALE, московским фондом ЭРА, ярославским центром современного искусства "Арс-форум". Автор идеи фестиваля художник Владимир Куприянов корректно понял специфику культурного диалога Мышкина и мира: чтобы избежать анекдотических ассоциаций с Нью-Васюками, культурная политика Мышкина должна быть не безадресная, а точечная. Нацеленная на отдельные профессиональные, социальные группы, которые могут рассматривать город и окрестности как базу для творческих экспериментов, своего рода артлабораторию. Куприянов давно знает и любит Ярославскую губернию. В селе Поречье Ростовского уезда создал мощную информационную кампанию в защиту разрушенной церкви Петра и Павла. Удалось привлечь спонсоров, и благодаря строительной фирме "Губернский город", храм сегодня восстанавливается. Параллельно Владимир путешествует по области. Изучает жизнь, природу. Фиксирует увиденное на пленку. Делает передвижные выставки, встречи, собирающие разобщенных по волжским селам и городам художников, архитекторов, просто любящих искусство людей. Теперь вот решился на фестиваль и формат ему выбрал самый адекватный: workshop - занятие искусством как семинар, обмен идеями, открытый процесс. Арендовали полуразрушенный дом отдыха "Охотино" с симпатичными деревянными домиками на противоположном Мышкину берегу, где открывается фантастически красивый волжский Belle Vue. В течение недели художники из разных стран изучали, придумывали, работали. Ударной группой стали ярославские студенты-архитекторы и... французы, испанцы, немцы, японцы, поляки из марсельской ассоциации SPRAY, делающие программы под названием ESCALE. Дружелюбные, позитивные, легкие на подъем художники из марсельской ассоциации действуют так: по звонку мобильного или по письму на интернет-"мыло" отправляются в разные точки мира, чтобы сделать что-то сходное с жанром флеш-моб. Такая интервенция силами искусства фокусирует неповторимость выбранного места. В Картинной галерее Мышкина с реалистическими картинами местного заслуженного художника они разместили маленькие инсталляции - почти незаметные, мышьи следы. Инсталляции честно предъявляют интерес французов к вернакулярной языковой среде, артефактам быта россиян. Остроумной вышла композиция из белых мраморных слоников, крадущихся, словно мыши, по дощатым полам галереи в окружении осыпавшихся бумажек - лепестков с афоризмами и изречениями. Ярославцы (группа ОПА - Объединение практикующих архитекторов) путь к парому выложили старыми уличными вывесками и сделали альтернативную топографию Мышкина. Из выбранного ими главным художественным материалом мусора они сконструировали забавные объекты, которые будут существовать столько, сколько позволят им жители города, стихии и время. Эта экологичная адаптация искусством сложившейся среды отличает все проекты фестиваля. Их незаметность, возможно, свидетельствует о желании художников прежде всего разобраться не с выбранной для экспериментов территорией, а с самими собой, своей внутренней реакцией на предлагаемые правила игры. Апофеозом фестиваля стал перфоманс на берегу Волги именитых москвичей Германа Виноградова и Сергея Летова. Художник и музыкант славили стихии мироздания. Летов играл на саксофоне медитативные мелодии, абсолютно аутентичные шуму ветра, плеску прибоя и движению плывущих по небу облаков. Виноградов музицировал на конусах, цилиндрах, гантелях. Творил на планшетах портреты четырех элементов. Декламировал футуристические "Письма с Мадагаскара" Ляли Бубрик и Люли Бибрик. А в конце нагой уплыл в речную даль. Тем самым красноречиво сформулировал послание фестиваля: хочешь что-то понять - смири гордыню, растворись... Время новостей
|
Просмотров 991 |