баннерная реклама :)

Статьи по туризму


Главная » Из жизни» Страна неиссякаемых фантазий

Страна неиссякаемых фантазий 

Помните, у Михаила Задорнова был монолог про нашу изумительную страну? Про то, какие мы удивительные и сколько в нашей повседневной жизни необъяснимых вещей, которых не встретишь больше нигде. Между тем, если говорить о жизни курортной, то к отдельной категории совершенно точно можно отнести турок: то, что они придумывают в сфере туриндустрии, порой изумляет даже самых бывалых вояжеров. Причем с каждым годом эти фантазии становятся изысканнее.

Начало начал

Солнечные турецкие берега европейцы полюбили как-то сразу. И ведь было за что. Сыграли роль и ласковое море, позволяющее открывать купальный сезон уже в начале мая, и сами пляжи - такие ухоженные и доступные, и неповторимая турецкая баня с ее почти ритуальными массажами и пилингами. Оценили отдыхающие и инжир с медовым вкусом, и рахат-лукум с необычными ингредиентами. Проницательные турки любовь эту заметили и, конечно, откликнулись: мгновенно включили фантазию, нашли необходимые финансы и начали свои курорты отстраивать и совершенствовать - так, чтобы и уровню европейскому соответствовали, и национальный колорит передавали.

Развитие турецкой туриндустрии началось около 25 лет назад. Первый популярный курорт образовался на самом протяженном побережье Турции - в Анталии . А первыми, кто его особенно полюбил, были немцы. Настоящий же туристический бум и соответственно бум гостиничного строительства начался в Турции лет десять назад. Продолжается он и по сей день. Достаточно сказать, что ежегодно на анталийском побережье строят порядка 30–40 отелей различной категории звездности, рассчитанных на любой достаток.

На фасадах свежевыстроенных отелей турки рисовали милые европейскому глазу звезды. Звезд было много. Даже чересчур. И в общем не всегда они соответствовали истинному положению вещей. Это было свое представление о звездности: стилизованный антураж, блеск и изобилие аксессуаров. К примеру, турки точно знали, что по международной классификации гостиниц в номере люкс должно быть 12 вешалок и как минимум два телефона: один - в спальне, другой - в ванной. В новоиспеченных турецких отелях так и было. При этом один из аппаратов мог быть не подключен к сети, но внешне не к чему даже придраться.

На самом деле турки старались. Они хоть и не всегда обращали внимание на исправность работы телефонов и кондиционеров, зато, например, по территории некоторых гостиниц на диво отдыхающим величаво разгуливали павлины. Действительно, далеко не в каждых турецких пяти звездах ежедневно меняли постельное белье, зато делали это фантастически виртуозно: из ночных рубашек и футболок постояльцев скручивали невероятные сердца, розы и лилии, а саму кровать часто посыпали еще и лепестками свежих роз и лилий. Туристы такими изысками восхищались, фотографировали на память и уже готовы были простить все остальное.

К сердцам тех, кого не покорили цветы на постели, искали другие пути. Один их них был давно проверенный - через желудок. Питание стало тем самым пунктом сервиса, в котором Турция точно превзошла многих конкурентов. Пока в Европе отдыхающие радовались шведским столам и свежей клубнике на завтрак, турки поражали изобилием. Придумали систему почти безлимитных яств all inclusive, конечно, не они - они ее повсеместно внедрили, расширили и углубили. Так, именно здесь появились приставки super, mega и ultra all inclusive.

В общем-то, это была вынужденная мера. Особенность большинства турецких отелей в том, что за пределами их территорий, как правило, ничего нет, то есть пойти поужинать ни в какой другой ресторан, кроме гостиничного, нельзя. И вот поэтому в Турции была успешно внедрена система all inclusive - когда ресторан хоть и один, зато вся еда перед тобой, ее много, брать можно, сколько хочешь, и доплачивать ни за что не надо. Туристам такая система питания очень понравилась. В первую очередь, нашим и немцам, у которых так сильна любовь к халяве. Сначала система подразумевала неограниченную бесплатную еду, потом в нее включили напитки турецкого производства и добавили приставку super, а позже в систему стали входить и напитки иностранного производства, и это стало называться ultra all inclusive. Это был такой настоящий санаторно-курортный отдых - когда по возвращении с пляжа тебя ждало гарантированное питание на выбор.

Это и правда был настоящий праздник: 33 блюда под всевозможными соусами и приправами, столько же закусок, сладостей, фруктов и напитков. Пиво лилось рекой, из салатов строили пирамиды, из фруктов сооружали сказочных лебедей, а многоярусные торты поражали разнообразием начинок. Любому нормальному человеку при виде всей этой красоты попробовать хотелось всего хотя бы по маленькому кусочку. Таким вот нехитрым образом находчивые турки в буквальном смысле слова прикормили добрую половину курортников-иностранцев. Но на этом не остановились. Чтобы поддерживать эту взаимовыгодную любовь на должном уровне, они стали каждый год придумывать что-то новое, порой такое, что еще лет пять назад представить было довольно сложно.

Как это по-русски?

Среди хлынувшего потока иностранных туристов наших заметили сразу. Белокурые красотки с легкостью разбивали сердца турецким мачо, а богатыри из российских глубинок подкупали куражом и умением гулять на широкую ногу. И вот ради общения с нами, такими прекрасными, турки сделали, казалось бы, невозможное. Они выучили русский язык! И, безусловно, это самое большое дело, которое турки сделали специально для нас. Для российских туристов, в большинстве своем языкам не обученным, это было настоящим подарком.

Сначала были имена. Конечно, девичьи. Особенно полюбилось имя Наташа. Его турки научились произносить с невероятной нежностью. Потом выучили еще одно - Настя. И в глазах читалось настоящее недоумение, когда российские красотки не реагировали ни на то, ни на другое. После Наташи, Насти и традиционных приветствий в турецком лексиконе появилось слово "кожа". Турки даже научились его писать. И вскоре у каждого уважающего себя кожаного магазина красовалась соответствующая вывеска на русском. Торговых точек таких в Турции появилось великое множество. Приличные сумки и перчатки, плащи и дубленки в них можно было приобрести по ценам, сравнимым с ценами "Лужников". Пройти мимо такого могли разве что ленивые. Но для них придумали дополнительный сервис - бесплатное такси. И даже не в один, а сразу в несколько магазинов. Причем покупать что-то сходу было вовсе не обязательно. В первый визит турки демонстрировали товар лицом, устраивая забавные дефиле с участием посетителей, затем подбирали интересующую модель, рассказывали (разумеется, на русском) про цены и скидки, болтали за жизнь и поили за счет заведения живительным яблочным чаем. Клиенту оставалось выбирать, наслаждаться и думать. Думать, сколько угодно. Когда клиент созревал совершить покупку, такси снова было к его услугам.

Позже примерно по той же схеме в турецких кварталах появились еще несколько знакомых нам вывесок: "Золото", "Текстиль", "Лукум". Да и вообще русская речь прочно вошла в обиход. Если на заре становления турецких курортов на нашем языке говорили разве что гиды из Казахстана и аниматоры в хороших отелях, то сейчас он слышен повсюду - начиная от ресепшена, заканчивая дьюти-фри.

Прочно вошло в турецкий лексикон и слово "чаевые". Его стали даже слишком часто эксплуатировать. Например, в древнем городе Мира, на родине одного из самых почитаемых святых Николая Чудотворца перед храмом, построенным в его честь, есть площадь. На ней стоит памятник Санта-Клаусу. Здесь же местные жители устроили развалы со всевозможными иконами и мешочками со святой землей, ковриками, кружками и даже бейсболками с изображением святого. Обычная картина на площади: к утомленным солнцем, но вдохновленным экскурсией иностранцам бегут местные детки-ангелочки. С криками "презент" они насыпают в ладони доверчивым туристам по горке национальных амулетов - синеньких стекляшек с глазиком, а потом также бойко и почти без акцента начинают твердить слово "чаевые". Учитывая атмосферу местности, стоит признать: ход почти беспроигрышный.

Вообще в Турции есть что посмотреть. Помимо родины Николая Чудотворца это и Эфес с развалинами храма Артемиды и домиком, где свои последние годы провела Дева Мария, и уникальный белоснежный водопад Памуккале, и затопленный город Кекова. Однако все перечисленные экскурсии довольно длительные, и ехать на них с детьми тяжело. Есть еще, правда, любимые туристами экстремальные рафтинг и джипинг с гарантированной порцией адреналина, но и на них детей берут в лучшем случае лет с восьми. Между тем и из этой ситуации был придуман гениальный выход.

Турки стали строить отели на больших территориях - благо земля позволяла, и здесь у них было все - полный цикл развлечений с утра до вечера. Опять же - это был выход из ситуации, когда никакой инфраструктуры за пределами отелей не было. Оставалось одно - устроить все по максимуму на самой территории. И турки устроили. Они организовали отличную анимацию. С детьми занимались целыми днями, и это было действительно очень весело и на очень приличном уровне. Родителям тоже было куда приложить силушку и энергию: волейбол, футбол, аквааэробика, дискотеки. И, что характерно, все это было на русском!

Словом, турки быстро сообразили, что нам нужно для полного отдохновения. А как точно они поняли наши музыкальные вкусы, как грамотно на дискотеках и в автобусах они чередовали Таркана с Мадонной и Наташей Королевой! А уж под ностальгическую песенку кота Леопольда на детской площадке мини-диско готовы были пуститься в пляс и сами родители.

Гастрономические вкусы загадочных русских турки тоже раскусили довольно быстро. Для кого в первую очередь, думаете, в турецких отелях стали жарить пончики? А макароны?

Вершины прогресса

Итак, курортников в Турцию ехало все больше, и процесс этот был уже необратим. Да и турки, что называется, вошли во вкус. "Ну, во-первых, строятся отели совершенно невероятных размеров, - рассказывает Татьяна Чувилкина. - Всевозможные "Кремлины", "Мэджики" и "Пэласы" - это уже не 300 и не 500 номеров, а 700–800 и даже больше. Конечно, иногда на таких гигантских территориях по-прежнему хромает сервис, но, надо признать, турки над этим работают".

Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что в 90 % случаев качество турецких отелей и их сервиса соответствует заявленным звездам. Все больше и больше строится отелей уровня Hi Class и эксклюзивных бутик-отелей с совершенно невообразимой, красивейшей архитектурой и безупречным сервисом. И даже если где-то в Турции отели иногда и вешают себе чуть больше звезд, чем есть на самом деле, разница практически не заметна.

Более того, это уже не просто шикарные пятизвездные отели. Турки пошли дальше и придумали свои строительные ноу-хау. Тему эксклюзива продолжает Александр Преображенский, коммерческий директор компании "Магазин путешествий 2000": "Один турецкий отельный магнат показывал мне проект отеля нового типа. Один из прибамбасов заключался в том, что номера в нем будут двигающимися, то есть они будут поворачиваться окнами по воле жильца: утром - к морю, вечером - к закату. Это будут номера овальной формы, и половина овала как раз будет сдвигаться, превращая стену в сплошное окно. Тот человек уверял меня, что строительство отеля начнется в ближайшее время. И, зная его, я ему верю. Турецкие отели сейчас вообще задают стандарты отелестроительства. Конечно, это стандарты для пляжных отелей. Хотельеры других стран называют такой стиль китчем в архитектуре, но вынуждены тянуться к туркам. Объясняется это просто: все чаще от отдыхающих в каких-нибудь европейских пляжных отелях можно услышать: "Да, это не Турция..."

Находки касаются и гостиничной инфраструктуры. Об одной из них поведал Роман Рыбаков: "Не так давно в Кемере открылся отель, в котором есть такая интересная штука, как фитнес-центр под открытым небом. Находится он в сосновом лесу, накрыт красивейшими шатрами. А суть в том, что туристы могут заниматься на тренажерах на свежем воздухе. Впрочем, такая модель фитнес-центров внедряется уже и в других отелях. Все чаще те же беговые дорожки выносят прямо на пляжи. Бежишь по ним, и возникает иллюзия, что бежишь прямо по морю".

Дошел прогресс и до уже привычного all inclusive. В частности, турки придумали, как можно его разнообразить. Ну, конечно, стоит признать, что рано или поздно любой all inclusive приедается, это все-таки еда не для гурманов. Многие европейцы такую систему и вовсе не признают. Они в большинстве своем привыкли по вечерам посещать рестораны, причем главное в этом процессе для них - именно приятно провести вечер, откушав изысканных блюд, а не просто сытно наесться. И вот, что придумали турки: они организуют на территории отеля несколько ресторанчиков с различной кухней. В них, правда, нужно записываться заранее, но зато есть возможность каждый день ужинать разнообразной едой".

Интереснее и комфортнее стали и экскурсии. На рафтинг теперь легко можно поехать с детьми - надо только написать расписку об осознании всей ответственности. И если раньше об одной из самых захватывающих турецких забав на память предлагали лишь пару цветных фотоснимков, то теперь весь процесс пишут на видео, монтируют, аранжируют музыкой, спецэффектами и продают на сверхудобном DVD. В результате турист получает отличное кино с собой в главной роли.

Не забыли, разумеется, и про сами пляжи. И тут турки тоже постарались угодить самым придирчивым. Побережья со слишком крупной галькой или неудобными спусками в море они просто закатали в бетон, поставили удобные лесенки, как в бассейнах, а сверху такие пляжи-платформы заботливо засыпали песком. Кому не по нраву искусственные изыски, предлагают любую альтернативу - можно поехать в Белек или Сиде, которые всегда славились песчаными берегами, или загорать и на разноцветной гальке - она в Турции вовсе не колючая, и ходить по такой очень даже полезно.

Да что там говорить! Турция с ее неподражаемыми бочками на деревенских крышах и шпилями минаретов, британскими газонами и американскими хитами на дискотеках не перестает удивлять. Ее гостеприимные и находчивые жители делают все, чтобы мы, уставшие от своих мегаполисов, чувствовали себя на турецких берегах как дома. Так оно в общем и происходит. Многое в Турции нам уже кажется до боли родным. И даже бронзовую фигуру главной местной исторической личности - Мустафы Кемаля Ататюрка - многие российские туристы поначалу принимают за нашего вождя революции.

Туризм и отдых

Просмотров 745