В тосканском городе Сиена царит сплошное Средневековье: дома хранят образ XII–XIII веков, люди живут по законам контрады (старинного районного образования), на центральной площади дважды в год устраивают "Пальо" - пришедшие из далекого прошлого скачки без правил. Сиенцы - потомки МарсаПредание гласит, что Сиену основали Сенио и Аскио - сыновья Рема и, соответственно, племянники его брата Ромула. Спасаясь от преследования дяди, убившего их отца, близнецы укрылись на тосканском холме, на котором и был построен город, получивший название Сиена - от имени Сенио. А сиенцы, вдохновленные этой историей, считают себя потомками бога Марса, ведь, по легенде, Ромул и Рем были зачаты весталкой и этим воинственным богом. На протяжении многих веков Сиена соперничала с Флоренцией. Кульминацией этой борьбы стало сражение при Монтеаперти 4 сентября 1260 года. Сиенцы одержали тогда триумфальную победу, которой потомки гордятся до сих пор и ежегодно отмечают ее, воображая себя участниками той незабываемой битвы. После разгрома флорентийцев наступило время расцвета Сиены, но в XV веке она окончательно перешла под власть могущественной соседки, правда, свободолюбивые сиенцы никогда не могли с этим смириться. Контрада - это святоеСовременная Сиена - очаровательный, небольшой, с населением всего 59 тысяч человек, тосканский городок, расположенный на холмах между долинами трех рек. Его исторический центр, окруженный древними крепостными стенами, - практически полностью пешеходная зона и сплошная святая древность. Прогуливаясь по старому городу, продираясь через лабиринт его узких улочек, я часто видел на домах разноцветные флаги с различными полосами, клетками, волнами. Праздник, что ли? Ан нет. Флаги, как рассказал гид, обозначают владения контрад - районных сообществ. В память о прошлом вся Сиена, как и в Средние века, поделена на эти самые контрады. Отношение к ним у сиенцев особое, прямо-таки святое. Лишенные после победы Флоренции реальной возможности управлять родным городом, они перенесли свою любовь к свободе и самостоятельности на контрады, внутри которых можно было самовыражаться. Районные сообщества появились в Сиене на рубеже XII–?XIII веков как децентрализованные органы городской коммуны. Они собирали налоги, обустраивали дороги, следили за общественным порядком. В XIV веке в Сиене насчитывалось 43 контрады, к XVI столетию их число сократилось до 23, а после 1675 года осталось только 17. Столько их и сегодня. Отношения между контрадами разные: между одними - мир и дружба, между другими - словно кошка пробежала. Хотя брак между жителями различных районов не запрещен, такой союз не одобряется. После распада "смешанных" браков девочка остается с матерью, мальчик - с отцом. Перейти в другую контраду невозможно. У каждого района свои традиции, церковь, святой покровитель, символ, герб, флаг, парадная одежда и наименование. Большинство из них повторяют названия представителей фауны - Улитка, Гусь, Пантера, Слон, Орел, Гусеница, Дикобраз, Жираф, Баран, Единорог, Сова, Дракон, Волчица. Есть еще Дерево, Волна, Башня, Раковина. Откуда взялись эти имена? По одной из версий - от названий красочных платформ, которые строили для показа в традиционных процессиях соперничающие друг с другом контрады. Сегодня контрады не обладают административной властью, их сфера - социальные и культурные вопросы. Много внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения в уважении к традициям и обычаям предков. За тем, чтобы они неукоснительно выполнялись, следит специальный орган - Общество контрады, которое его члены поддерживают ежегодными взносами. Каждое общество имеет свое помещение, в котором есть зал для собраний, танцев, бар, кухня, музей, где хранятся старинная парадная одежда и завоеванные на "Пальо" призы. Здесь частенько собираются жители района просто так, чтобы пообщаться, и по различным общественным поводам. Кухня - это вотчина "женсовета", который отвечает за торжественные ужины и пиры накануне и после "Пальо". Получается довольно интересная модель общества, где коллективные ценности превалируют над индивидуальными, где люди не разрозненные винтики, а единая команда. Исторические традиции и ритуалы помогают им крепить это единство. Модель, конечно, не идеальная, но многое в ней достойно внимания. Внутри раковиныВсе туристские ручейки непременно стекаются на центральную площадь Сиены - Пьяцца-дель-Кампо. Здесь всегда многолюдно. Кто-то, сидя за вынесенными на улицу столиками ресторанов, любуется творениями средневековых зодчих, кто-то обосновался у фонтана, а студенты устраивают игры прямо в центре площади. Многие считают Пьяцца-дель-Кампо одной из красивейших площадей в Европе. И это действительно так. По своей форме она напоминает открытую створку раковины. Брусчатка образует девять расходящихся веером секторов в память о Совете Девяти, управлявшем городом в XIII–XIV веках. По периметру площадь застроена дворцами разных стилей, но дисгармонии от этого не ощущается. На Пьяцца-дель-Кампо разворачивались все самые важные события в истории города. В раннем Средневековье здесь начали проводить "Пальо" в честь Девы Марии, а в XV веке пришедшие вместе с флорентийцами испанцы устраивали бои быков. Сегодня скачки, которые по своей сути являются апофеозом постоянного соперничества между контрадами, для сиенцев главное событие в году. Самое красивое здание на площади - Палаццо Публико, строительство которого, вероятно, было завершено в 1310 году. Первый этаж дворца занимает муниципалитет, а туристам разрешается бродить по верхним этажам и любоваться одной из самых богатых в Тоскане коллекцией фресок и живописи. Кстати, соперничество между Сиеной и Флоренцией увенчалось архитектурной победой сиенцев именно на Пьяцца-дель-Кампо. Примыкающая к Палаццо Публико башня Манджа, названная так в честь звонаря по прозвищу Манджагваданьи, что значит "Пожиратель", вознеслась на высоту 102 метра. Это стало унижением для Флоренции, которая гордится своими многочисленными башнями, но такой высокой похвастаться не может. С верхней площадки Манджи, куда ведут 500 ступенек, вся Сиена как на ладони. Примирение христианства и исламаВ Сиене много такого, к чему можно приложить эпитеты "великолепный", "грандиозный", "уникальный". В этом ряду и в числе первых - Кафедральный собор. Храм был освящен 18 ноября 1179 года, но еще несколько столетий его достраивали и реконструировали, пока он не обрел нынешний потрясающий вид: резной фасад, строгая квадратная в сечении колокольня. Кафедральный собор Сиены - это как раз тот случай, когда христианская религия примирилась с мусульманской: европейская архитектура соседствует здесь с арабскими мотивами, которые выражены черно-белыми горизонтальными полосами на внешних стенах и на величественных пилонах внутри храма. Интерьер собора не менее прекрасен, чем фасад. Божественная сила святой Екатерины СиенскойУ каждого города есть свой гений. В Сиене это святая Екатерина, прославившая ее на всю Италию . В лабиринте сиенских улиц в районе Фонтебранда находится дом, где Екатерина родилась. В базилике Сан-Доменико сегодня хранятся ее череп и палец, являющиеся для католиков святыми реликвиями. История жизни Екатерины удивительна. В семье она была 25-м ребенком. В шесть лет девочке явился Христос, после чего она стала слышать неземные голоса. Став взрослой, до конца жизни вела аскетический образ жизни - питалась только святыми дарами, спала лишь полчаса в двое суток, много молилась и ухаживала за чумными больными. Выросшая в бедной семье, Екатерина вела переписку с римскими папами и королями, одновременно могла диктовать сразу три письма, давала советы городским правителям. Но самое главное ее деяние для итальянцев состояло в том, что благодаря ее моральной силе и убежденности папство вернулось из Авиньона в Рим. Умерла святая в 33 года от физического истощения. В 1939 году церковь провозгласила ее покровительницей всей Италии. Сегодня дух этой посланницы иного мира витает над Сиеной и окрестными землями. И сиенцы уверены, что именно святая Екатерина помогла городу благополучно пережить многочисленные войны и катаклизмы и сохранить свою средневековую первозданность. Туризм и отдых
|
Просмотров 746 |