Кровожадный господарь как двигатель румынского туризма
|
|
Равно как гостей Брюсселя за каждым углом поджидает писающий хулиган, так и путешествующих по Румынии всюду сопровождает граф Дракула. Виновниками подобной популярности этих субъектов во многом можно считать производителей сувенирной продукции. Ведь что нашему брату-туристу надо? Расскажите ему пару любых легенд — от приторно-романтичных до удивительно нелепых, приправьте их секретами, где и по каким правилам надо загадывать самые сокровенные желания, и он будет готов скупить все и вся на память о местном герое, даже если тот самодур и вампир. Это ведь только после возвращения начинаешь осознавать, что в очередной раз притащил домой тысячу ненужных мелочей, которые годятся лишь для сбора пыли. Правда, в последнее время путешественники стали более практичными и разборчивыми. Возможно, поэтому в сувенирных рядах они предпочитают большей частью глазеть, чем покупать. Во всяком случае, в Румынии дела обстоят именно так. В целом сувенирных базаров в этой стране предостаточно, а если еще учесть и сравнительно небольшую плотность турпотока, то и вовсе окажется, что "купцов" тут значительно больше, чем желающих что-нибудь приобрести. Впрочем, румыны не унывают: улыбаясь они ненавязчиво демонстрируют свой товар, сдабривая общение с туристами смесью румынского, английского и немецкого. По какую сторону Карпат вы бы ни оказались, ассортимент сувенирных лавок во многом будет схож. Впрочем, в этом есть один несомненный плюс: независимо от маршрута вы имеете равную возможность познакомиться с местными промыслами и традициями. В Румынии везде, где ступает нога туриста, предлагают купить незамысловатые народные инструменты, вышитые скатерти, одежду, керамику, изделия из кожи и шерсти. Кажется, что здесь готовы исполнить любой каприз путешественника. Смущает, пожалуй, только одно: куда ни кинешь взор, практически на всех сувенирах портреты Влада Цепеша — валахского господаря, более известного в миру под именем Дракулы. Не увидишь их разве что на текстильных изделиях с национальными орнаментами. Конечно, не верится, что румынская земля скупа на таланты и традиции, но отчего-то все в местной туристической индустрии вертится именно вокруг личности кровожадного графа: названия поездок и ресторанов, изображения на традиционных футболках, брелоках, чашках, повествования гидов. Даже среди румынских вин вы легко отыщете бутыли с надписью "Вампир" — не берусь судить о вкусе, но вид насыщенной темно-багровой жидкости впечатляет и без дегустации. Можно смело утверждать: имя Дракулы стало своеобразным пропуском в эти карпатские земли. Румынский пограничник, услышав, что мы едем до Сучавы, а не (как все нормальные люди) до Бухареста, даже подозрительно поинтересовался целью поездки. — Туризм, — ответили мы. — Дракула? — уточнил он на всякий случай. Мы радостно закивали: Дракула, Дракула! И были отпущены с миром. Лично для меня настоящим долгом чести стало досконально выяснить, кто же такой этот граф, невольно протежировавший нас на границе Европейского союза. Как уже было упомянуто, под столь известным именем скрывается не кто иной, как Влад Цепеш — жестокий господарь (правитель, а в переводе с греческого — деспот) Валахии, одного из княжеств, вошедших позднее в состав единой Румынии. Достаточно прожить в ней всего несколько дней, и вы будете по уши напичканы всевозможными устрашающими легендами о жизни данного господина. Можно ли оправдать его кровожадность ревностной справедливостью и жесткой принципиальностью — сказать трудно. Это скорее вопрос к специалистам по психиатрии. Но румыны и по сию пору признают, что такого порядка, как при Цепеше, страна никогда больше не знала. Ведь Дракула с преступниками особо не церемонился: чуть что — сразу на кол. Кстати, за это он и получил в народе свое прозвище — Цепеш (по-румынски — сажающий на кол). Мировая известность к Владу пришла с появлением на свет романа ирландца Брэма Стокера "Дракула", в котором переплелись история и мифы, позволившие говорить о Трансильвании как о загадочном уголке Европы. Но, конечно, бояться и тем более расстраиваться не стоит. Ведь страна знаменита не только как родина легендарного вампира. Румыния — это еще и кудрявые склоны Карпат, и симпатичные улыбчивые люди, и недорогие и вкусные вина, и уютные средневековые городки, и многочисленные горнолыжные курорты. А если вы проявите определенную настойчивость, то обязательно привезете домой какой-нибудь оригинальный сувенир, который вы не уберете в дальний угол, а будете демонстрировать всем своим друзьям и рассматривать сами, вспоминая об интересном путешествии. Разборчивые туристы приобретают вино, изделия из кожи и шерсти, керамику. Многие покупают у местных крестьян копченый сыр (килограмм стоит около шести евро). Замечу, что решение сделать подобный подарок собственному желудку требует определенной смелости. Дело в том, что аккуратные коричневые головки сыра без оболочки хлебосольный румынский торговец взвешивает голыми руками, на эти же весы потом отсчитывает сдачу, из тех же не слишком чистых рук готов накормить вас своей продукцией, дабы вы ни на миг не засомневались в ее качестве. И только аппетитный запах, источаемый этим гастрономическим чудом, заставляет махнуть рукой на такую антисанитарию. Из вин наиболее популярны напитки марок "Катнари" и "Мурфатлар" — весь спектр от сухих до сладких. Очень даже недурно и трансильванское розовое. Совершенно невысокие цены на вино (стоимость бутылки от двух до четырех евро в супермаркетах, от трех до пяти евро — в маленьких магазинчиках и от шести до десяти евро — в ресторанах) позволяют путешественнику составить собственное мнение о качестве продукции местного виноделия. Умеют в этих краях производить и более крепкий алкоголь, но, по всей видимости, до уровня нашей 40-градусной водицы он все же пока не дотягивает — во всяком случае, румыны, направлявшиеся к нам в страну, очень интересовались у румынских таможенников нормой на ввоз русской водки. Здешняя керамика скорее всего не покорит вас изяществом форм и росписи, но от нее веет домашним теплом — вы почувствуете, что приобрели на память настоящий hand made, причем за смешные деньги. Конечно, немало туристов все-таки привозят домой "кусочек" Румынии с изображением Дракулы. Но мне почему-то кажется, что в багаже путешественников было бы куда больше сувениров, если бы вместо кровожадного господаря на них был изображен какой-нибудь простой карпатский житель либо силуэт древней крепости или города. Такие изделия попадаются, но их выбор невелик. Что же касается путеводителей по местным достопримечательностям на русском языке, то их просто не существует в природе, во всяком случае, пока. Ассортимент сувенирных лавок далеко не единственная и не главная проблема румынского туризма. Люди уполномоченные, а потому обязанные что-то изменить в данном вопросе (и это, заметьте, касается далеко не одной Румынии), не должны забывать, что сфера путешествий — такая же часть экономики, как торговля или нефтедобыча. Потребность в нефти со временем может исчезнуть, а вот желание посмотреть белый свет у человека будет всегда. Поэтому туробъекты вполне справедливо требуют от властей "финансового внимания". Не только природное богатство, но и памятники истории и культуры делают страну привлекательной для гостей. Надо отдать румынам должное — достопримечательности они кропотливо восстанавливают. Конечно, и сами по себе древние стены могут принести стране определенную прибыль, но все-таки при продуманном использовании доходы будут существенно выше, а впечатления гораздо полнее. Одна из самых горячих туристических точек Румынии — замок Бран, который отчего-то принято считать резиденцией графа Дракулы. Был ли он ею на самом деле, гадать не будем — просто примем как факт. Но иностранцы, движимые любопытством, приезжают в Бран в обязательном порядке. Это, пожалуй, единственное место, которое со всей очевидностью подтверждает: в стране есть туристы. Разноголосая речь витает у подножия холма: вот с уважением к себе продефилировали бюргеры; вот просеменили вслед за гидом японцы; вот суетливым горохом рассыпались по площади израильтяне и россияне. Кто-то, сбившись в стайки, с нетерпением ожидает очереди на экскурсию, кто-то, освободившись из легендарных застенков, снует по обширному базару в поисках сувениров. Следует признать: бизнесмены, придумавшие открыть около замка комнату страха с тоннелем привидений, по-настоящему преуспели. Однако этим фантазия румынских деловых людей и ограничивается. А ведь если хорошо подумать, то простор для ее полета в пределах страны куда как велик. Вполне заслуживает внимания, например, крепость Рышнов. Сейчас по причине дурных дорог туристам приходится добираться до нее на своих двоих, а это около 700 метров в гору. Где-нибудь в Германии, в окрестностях Нойшванштайна например, всех желающих за символическую плату домчали бы в старинной конной повозке — и это отнюдь не кич, а элемент туристической привлекательности. В Румынии дефицита тягловой силы вроде бы не замечено, но почему-то местные жители забыли, что на лошадях можно не только пахать… Другой пример — Сучавская крепость. Хорошо восстановленное укрепление… и не более того. Все остальное (знакомство с историей, соблюдение чистоты) — на совести туристов и гидов. А ведь если подумать, местная легенда о многолетнем удачном выпуске фальшивых монет и сегодня вполне могла бы принести Румынии немалый куш. Действительно, почему бы и не установить здесь автомат, чеканящий в качестве сувениров те самые деньги? А всем желающим (конечно, не бесплатно) выдавать "сертификат фальшивомонетчика", как делают, например, в венгерском Эгере? Безусловно, пока нельзя ожидать от оных действий "золотого дождя" (если учитывать невысокую плотность турпотока), но курочка, как говорится, по зернышку клюет… У меня сложилось впечатление, что Румыния не отличается агрессивным поведением на рынке туристических услуг — она излишне сдержанна в плане рекламы и пропаганды собственной привлекательности. И это более чем странно, ведь на самом деле ей есть что показать. Ее попытки заявить о себе могли бы быть более убедительны. Так или иначе, но количество гостей, посещающих страну, никак не тянет на поток. Пока это всего лишь ручеек, вытекающий из моря потенциальных возможностей. Туризм и отдых
|
Просмотров 914 |