Лучшая панорама литовской столицы открывается со смотровой площадки башни Гедиминаса, расположенной на вершине Замковой горы. Вашему взору предстанет весь Старый город — утопающие в зелени садов шпили и купола храмов, средневековые крыши и ультрасовременные небоскребы вильнюсского Сити. Княжеский сон С высот Замковой горы, куда вы подниметесь в кабинке фуникулера, видны кафедральный собор с колоннами и колокольня с часами XVII века — место встречи вильнюсских влюбленных. Справа — возведенный в романском стиле костел Святых Петра и Павла. Слева — костел Святой Анны, шедевр поздней готики, о котором Наполеон сказал, что хотел бы поставить его на ладонь и увезти в Париж. Среди старинных построек Вильнюсского университета громоздится барочный фасад костела Святых Иоаннов, в стороне от него — униатский храм Святой Троицы, за ним — Святая Тереза и Святой Казимир, чуть дальше — православная Пятницкая церковь и монастырь Святого Духа. В незапамятные времена на месте готической башни Гедиминаса шумел густой лес. Однажды, задремав под деревом во время охоты, великий князь увидел во сне странного зверя — закованного в доспехи волка c поднятой мордой, оглашавшего воем всю округу. Верховный жрец (а Литва тогда была языческой) поведал, что железный волк — это замок, который надлежит построить на вершине холма, а вой — слава, разносящаяся о нем по всему миру. Так, согласно преданию, в 1323 году был основан Вильнюс . Правда, археологи говорят, что задолго до появления Гедиминаса на том месте уже стоял деревянный город. А первое упоминание о Литве (Lituae) можно найти в Кведлинбургских анналах под 1009 годом. Потому-то, вероятно, специальная комиссия и выбрала Вильнюс культурной столицей Европы на 2009 год. В преддверии 1000-летия Литвы здесь уже реализован проект "Искусство в чуждом пространстве", прошли Дни музыки и Ночь европейской культуры. Этой осенью горожан и гостей Вильнюса ждет еще Международный фестиваль света, организаторы которого надеются с помощью фейерверков и лампочек зажечь добрые огоньки в сердцах людей. Спустившись с Замковой горы, вы легко найдете дорогу, ведущую к городским воротам Остра брама (в XX веке их стали называть еще Ворота Зари). В Средние века за проход через арку нужно было заплатить небольшой налог или, за неимением денег, принести овальный камень для мощения улицы. Этими самыми булыжниками и выложена улочка Аушрос Варту, ведущая к часовне с чудо-творной иконой Остробрамской Божьей Матери. Она написана по редкому канону: на почерневшей от времени дубовой доске Святая Дева изображена без младенца Иисуса. Уникальный образ одинаково почитают и католики, и православные — поляки и русские, литовцы и белорусы. В начале XVI века икону, охранявшую город, помещали на наружной стороне ворот. Лучшие вильнюсские ювелиры украсили ее позолоченный оклад драгоценными камнями, а из Ватикана прислали корону — знак официального признания чудотворности. Монахи-кармелиты построили часовню прямо над проемом городских ворот, поэтому и в наши дни люди, проходя под сводами арки, обнажают головы. Стены часовни от пола до потолка покрыты необычными серебряными украшениями — ручками, ножками и сердечками. Это дары тех, кто просил у Пречистой Девы исцеления и получил его. Постояв возле иконы несколько минут, любой — верующий или атеист — испытывает необъяснимую легкость и душевный подъем. Девочка с кошкой и мальчик с галошейСтолица Литвы — это не только памятники истории, но и современная архитектура, придающая городу стиль и динамику будущего. На правом берегу реки Нерис выросли офисные здания из стекла и бетона, среди которых выделяется 148-метровый небоскреб коммерческого центра. Гуляя по улицам, вы убедитесь в том, что Вильнюс по-европейски чист и уютен. На каждой остановке общественного транспорта висит расписание движения (соблюдается минута в минуту), в троллейбусах звучит классическая музыка. В ключевых точках города установлены световые табло с картой данного района и отмеченными на ней музеями, магазинами, заправками — это очень помогает ориентироваться. Центральная улица — проспект Гедиминаса — ведет к зданию Сейма. В январе 1991 года, когда литовские депутаты провозгласили независимость республики, а советские танки штурмовали вильнюсскую телебашню, тысячи жителей встали на защиту своего парламента. В память о том времени на площади оставлены баррикады из бетонных блоков с колючей проволокой и надписями вроде такой: "Генералов — в зоопарк". Вместе с тем на Зеленом мосту, перекинутом через реку Нерис, стоят, как на московской станции метро "Площадь Революции", пафосные скульптуры советских времен — отлитые из бронзы рабочие, колхозники, военные, студенты. А недавно в Вильнюсе появились новые памятники, живые и человечные, каждый со своей историей. В районе бывшего еврейского квартала вы увидите две фигуры: мужчину в старомодной шляпе и девочку с кошкой на руках. Так выглядит памятник благородному доктору Цемаху Шабаду, посвятившему свою жизнь лечению бедняков и сирот. Рассказывают, что однажды он вытащил пинцетом рыболовный крючок, застрявший в языке у кошки. Этот эпизод и запечатлен в черном металле. По словам Корнея Чуковского, не раз бывавшего в Вильнюсе, именно врач Цемах Шабад стал прототипом главного героя в сказочной поэме "Доктор Айболит". Другой памятник посвящен Ромену Гари, писателю и дипломату, во время Второй мировой войны служившему в авиации. Он родился в Литве в начале прошлого века, а через некоторое время семья переехала во Францию. Ромен Гари стал генеральным консулом и единственным в мире литератором, дважды получившим престижную Гонкуровскую премию. О своем вильнюсском детстве писатель рассказал в автобиографическом романе "Обещание на рассвете". Одна из глав посвящена тому, как девятилетний мальчик в доказательство своей любви к соседской девочке съел каучуковую галошу. Вот почему изображенный скульптором маленький персонаж прижимает к груди полузабытую нынче галошу с бархатной подкладкой. Богемная республика Ужупис — обитель художников, музыкантов и поэтов — называют вильнюсским Монмартром. Сразу за мостиком через речку Вильняле стоят разрисованные домики, во дворах красуются авангардные скульптуры, а в центре квартала высится 11-метровый постамент, увенчанный фигурой ангела с трубой. В свое время Ужупис (в переводе в литовского — "заречье") был районом трущоб и пристанищем маргиналов. Низкая стоимость аренды чердаков и подвалов привлекла сюда представителей творческих профессий. В каждом доме появились мастерские и галереи, и со временем Ужупис стал культовым и очень престижным районом. Земля подорожала в несколько раз, но богемный дух и атмосфера свободы сохранились. Лет десять назад обитатели Ужуписа объявили себя независимой республикой. Не то чтобы всерьез, но и не совсем в шутку. В этом крохотном государстве есть конституция, президент, валюта и даже газета. Заречье — абсолютно либеральная и терпимая страна. Вы можете исповедовать любые принципы при условии, конечно, что они никого не делают менее счастливым. Первая статья основного закона разрешает любому человеку жить возле реки Вильняле, а реке Вильняле — протекать возле любого человека. Среди других статей есть, к примеру, такие: "Человек имеет право лениться", "Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту должна ему помочь", "Человек имеет право быть наивным и вообще ничего не понимать", "Человек имеет право с наступлением холодов улететь вместе с дикими гусями в дальние страны". Согласно конституции президент Ужуписа обладает пожизненной властью, но при нем существует королева, которую избирают ежегодно. На гербе Ужуписа изображена утка — самая распространенная на берегах местных рек водоплавающая птица. Флаг республики — белое полотнище, а на нем ладонь с растопыренными пальцами. В зависимости от времени года рисунок дополняют то осенним листком, то Вифлеемской звездой, то весенней пташкой, то пышным цветком. Свой главный праздник — День независимости — Ужупис отмечает 1 апреля. Мэр Вильнюса участвует в параде жителей Зареченской республики, за что получает право выпить бесплатно кружку пива. В этот день закрывают все мосты, ведущие в район, и туристы с большой охотой покупают визу, дающую возможность пересечь границу мифической страны. Люди со всего города приходят сюда, встречаются, обнимаются, пьют вино, целуются. По территории республики водят экскурсии, показывают домик, где рос Феликс Дзержинский, бывший монастырь бернардинок и единственный костел, где богослужение идет на белорусском языке. Литва без цеппелиновКак и в любом аквапарке, в вильнюсском Vichy есть аттракционы любой степени экстрима: водные спуски с разнообразными эффектами и горка длиной около километра, вихревая ванна и массажный душ, водометы и туннели, бассейн с морскими волнами и быстрая речка, бани пяти типов и снежная комната с постоянной температурой –10°C. Но абсолютно неповторимым его делает то, что здесь все пропитано духом экзотической Полинезии: оформление, музыка, сувениры, одежда работников и блюда в соломенной хижине ресторана. Вход представляет собой полутемную пещеру с подсвеченными изображениями осьминогов и затонувших кораблей. Выше размещена пляжная зона, на следующем уровне — вулканы. Каждые два часа по всем этажам проходит красочное шествие туземцев в набедренных повязках с бусами из ракушек. Так начинается полинезийское шоу с зажигательными танцами под звуки барабанов. После его окончания желающие могут сфотографироваться в обнимку с темнокожими аборигенами далеких тропических островов. Замок Тракай — старая столица Литвы — расположен на острове в 28 километрах от Вильнюса, посреди озера Гальве. Несмотря на недавнюю реставрацию, в нем возникает полное ощущение Средневековья: вот-вот затрубят охотничьи рога и выскочат борзые собаки, спешащие на охоту. Просторный внутренний двор окружен стенами из красного кирпича, над которыми возвышается донжон — островерхая центральная башня. В бывших казематах можно увидеть найденный в Тракае клад — глиняные горшки с золотыми монетами. И везде музеи — с оружием и доспехами, посудой и мейсенским фарфором, картами и печатями, костюмами и курительными трубками. Тракай интересен и тем, что тут живут караимы — черноглазые потомки хазар, завезенных некогда князем Витовтом из Крыма. Караимы исповедуют учение еврейского проповедника Анана бен Давида и отмечают как иудейские, так и мусульманские праздники. Они не признают Талмуд священной книгой, но Израиль принимает их на постоянное местожительство так же, как евреев. При этом сами караимы себя евреями не считают. Их жизнь пропитана тюркским духом. К примеру, в молельном доме (он называется "кенасса") пол покрыт коврами и при входе, как в мечети, нужно снимать обувь. Караимы завезли в Литву семена необыкновенных огурцов и хорошо зарабатывали на ярмарках, торгуя овощами и соленьями. Находясь в Тракае, обязательно попробуйте коронное блюдо караимской кухни — кибин, сочный пирог из слоеного теста с начинкой из рубленого мяса. В качестве закуски вам подадут знаменитые соленые огурцы, салат с селедкой или имам баялду — тушеные овощи. На первое предложат чамур-долму — суп с пельменями. Среди горячих блюд —кебаб (шашлык из молодой баранины), начиненная фаршем долма, чанах (тушеная курятина с овощами в горшочке) и запеченный лосось из окрестных озер. А на сладкое можно заказать яблоко в тесте с джемом из розовых лепестков. Теперь вы понимаете, что Литва — это не только традиционные картофельные цеппелины? Туризм и отдых
|
Просмотров 755 |