баннерная реклама :)

Статьи по туризму


Главная » Из жизни» Черногория: морская и горная

Черногория: морская и горная 

Название страны говорит само за себя. Там, где кончается море, сразу же поднимаются высоченные горы, которые становятся еще выше и круче по мере удаления от побережья. Покрытые снегами скалистые пики, бездонные пропасти, бьющие из расщелин водопады — все это по красоте и величественности ничуть не уступает пейзажам Швейцарских Альп.

Адриатическое побережье Черногории признано самым экологически чистым районом Средиземноморья. В живописных бухтах и фьордах, среди которых изумительный Которский залив, врезавшийся вглубь побережья на несколько десятков километров, красуются древние города, основанные еще иллирийскими пиратами и римлянами. Херцегнови, Рисан, Пераст, Котор, туристическая столица побережья Будва … Все они имеют первозданный средневековый облик. В каждом из них можно прогуляться по древним улочкам и площадям, где православные церкви мирно соседствуют с католическими, или взобраться на стены старой крепости, напоминающей о чужеземных завоевателях — венецианцах, французах, австрийцах и турках, некогда владевших этими местами.

Совсем другая картина в городе Ульцинь, что на самом юге страны на границе с Албанией. Иногда кажется, что это Ближний Восток — десятки мечетей, усиленные динамиками голоса муэдзинов, белые фески местных жителей. Долгое время Ульцинь был главным опорным пунктом Османской Турции на черногорском побережье, отсюда характерный восточный колорит. К тому же около 80 % населения — албанцы, большинство из которых мусульмане. При этом отношения у албанцев с черногорцами вполне добрососедские.

Краеведы рассказывают, что якобы именно здесь был продан в рабство автор "Дон Кихота" Мигель Сервантес, захваченный в плен алжирскими пиратами. В старой крепости сохранилась площадь, где продавали рабов, а в городе до сих пор живут их потомки — маленькая община настоящих негров, чьих предков привезли сюда те же пираты.

Вся эта экзотика делает Ульцинь весьма привлекательным курортом. К тому же здесь 13-километровый песчаный пляж. Черногорцы утверждают, что это самая длинная песчаная коса в мире. И вот парадокс: несмотря на то что большинство населения Ульциня мусульмане, прямо под городом разместилась Ада Бояна — одна из самых обширных нудистских резерваций. Нудизм — тоже своего рода экзотика, и прежде всего для самих черногорцев. Патриархальность нравов еще существует, особенно на селе, однако она не помешала всем приморским городам стать современными курортами. Среди них и всемирно известный "Святой Стефан" — шикарный отель в крепости XV века, стоящей на небольшом острове.

От крепости, конечно, осталась только наружность. Внутри — роскошные номера, бассейны, прочие удобства и излишества. Там любят отдыхать голливудские звезды, политики самого высокого ранга и прочие именитые личности типа Клаудии Шиффер. Впрочем, в комфортабельных отелях, пусть и не таких богатых, в великолепных пляжах и, естественно, магазинах, кафе и ресторанах, как национальных, так и вполне космополитичных, нет недостатка и на других черногорских курортах.

Ну а для тех, кто вынужден сосредоточиться на собственном здоровье и не может уделить должного внимания разнообразным и очень вкусным блюдам местной кухни, замечательному красному вину "Вранац", виноградному, грушевому или яблочному лозо (ракии), всегда в наличии целебный воздух, сероводородные морские купания и минеральные источники. Кроме того, неподалеку от Херцегнови находится курорт Игало — один из крупнейших в мире центров физиотерапии, волновой терапии и реабилитации.

Черногория — не только зоны отдыха побережья. Без чего она совершенно немыслима, так это без горных православных монастырей. Пива, Мораче, Столпы Джурджа, Савина и знаменитый Острожский монастырь, названный так в честь святого Василия Острожского, чудотворца и исцелителя.

Такое впечатление, что святая обитель просто висит на высоченной скале и добраться до нее невозможно. Но туда все-таки ходит большой туристический автобус, который непонятно как умещается на узеньком серпантине и не только не валится в бездну, но еще и вписывается в повороты, ухитряясь разъезжаться со встречными машинами. Черногорские водители — это какие-то акробаты на колесах. Сами шоферы утверждают, что благодарить следует святого Василия — это из-за его покровительства на пути к монастырю ни разу не произошло ни одной аварии.

Монастырь состоит из двух частей — Верхнего и Нижнего Острогов. До Нижнего Острога, расположенного на высоте 800 метров над уровнем моря, можно доехать только на туристическом автобусе. До Верхнего Острога, что на высоте более 1000 метров, курсирует микроавтобус, так как дорога туда настолько узка, что мастерство водителей уже не помогает.

Под суровыми взглядами смуглых монахов с иконописными византийскими лицами посетители, пригибаясь и крестясь, входят в низкие двери, целуют крест у священника, угрюмо спрашивающего: "Ортодокс?" ("Православный?") — и прикладываются к кресту, вмурованному рядом с ракой, где покоятся мощи святого Василия. Однако инославных христиан вроде бы тоже не гонят.

Конечно, послушники не просто так строили свои монастыри высоко в горах: во-первых, это самое подходящее место для монашеского уединения, во-вторых, здесь было легче укрыться и отбиться от турок. К тому же в Черногории мало равнин.

Те, кто хоть однажды видел горы этой страны, подтвердят, что они ничем не уступают швейцарским. Но есть в Черногории то, чего нет даже в Швейцарии, — это гигантские каньоны, глубина которых на отдельных участках достигает 1300 метров. Реки Тара, Пива и Морача, спускаясь на равнину, расщепляют горы на протяжении десятков километров, создавая совершенно уникальный и таинственный мир. Ощущения от движения по цепляющемуся за склоны ущелий серпантину, пожалуй, сильнее, чем в Оберланде, тем более что горные дороги в Черногории гораздо уже швейцарских.

После одного из крутых поворотов горного серпантина, проложенного вдоль каньона реки Тара, перед глазами внезапно возникает потрясающий арочный мост, перекинутый с одного скалистого берега пропасти на другой. Сейчас помимо основного предназначения его можно использовать для захватывающего туристического аттракциона — джампинга: человека за ноги привязывают к пружинящему резиновому тросу, и он летит вниз головой с умопомрачительной высоты. К экстремальным разновидностям туризма в Черногории относятся с большим вниманием — в каньонах проложены маршруты для рафтинга, в большом почете альпинизм и горные велосипеды, зимой — горные лыжи.

У моста дорога раздваивается, и одна из ее ветвей ведет в Черногорский Атос — самый высокогорный район страны. В Черногории 48 вершин, высота которых превышает 2000 метров над уровнем моря. Одни из них острые, скалистые, другие напоминают огромные купола или гигантских мифологических чудовищ. Венчает все это великолепие, покрытое вечными снегами и сосновыми лесами, гора Дурмитор (2525 метров). Центр заповедника Дурмитор — курорт Жабляк (1465 метров) — самый высокогорный город на всем Балканском полуострове. Прежде всего это зимний горнолыжный курорт с отлично оборудованными трассами и подъемниками. Горнолыжный сезон продолжается вплоть до конца апреля, а кое-где можно кататься и в июне.

Весной и летом в Жабляке скучать тоже не приходится — альпинизм или просто прогулки по маркированным горным тропам, походы в ледниковые пещеры со сталагмитами и сталактитами, купание в Черном озере, что в трех километрах от Жабляка (всего в Черногорском Атосе 18 озер). Черное озеро плещется в живописной котловине у ледниковой подошвы Меджеда — одной из вершин горного массива Дурмитор. Собственно, это не одно, а два озера — Большое и Малое, соединенные узкой протокой. Уровень воды в обоих водоемах не всегда одинаков, и тогда протока превращается в перемычку, через которую вода из Малого озера перетекает в Большое, образуя подобие водопада. Местные жители называют Черное озеро глазами гор и утверждают, что оно самое красивое в Черногории.
В Жабляке к услугам туристов отели, кемпинги, что-то вроде туристских лагерей с небольшими деревянными домиками, колоритные ресторанчики и харчевни, где потчуют домашними блюдами. Обязательно подчеркнут, что все кушанья — домаче, то есть из своих собственных продуктов. И не только кушанья, но и вино, и забористое лозо.

Но вот все съедено и выпито, пейзажи осмотрены и сфотографированы, можно возвращаться на побережье, чтобы всего через несколько часов снова окунуться в прозрачные воды Адриатики.

Туризм и отдых

Просмотров 877