Египет: у берегов великой реки
|
|
Так уж сложилось, что все впервые приезжающие в Египет бредят пирамидами и сфинксами. Это нормальное явление, ведь то, что прорекламировано на весь мир, не может не притягивать любопытных вояжеров. На самом деле в стране полно и других достопримечательностей, одна другой интереснее. А что вы хотели? Как никак древнейшая цивилизация. Египет — то место, где каждый найдет нечто любопытное именно для себя. Хочется экзотики, национальных танцев и блюд? Пожалуйста. Душа требует приобщения к дикой жизни кочевников? Нате вам. Хотите увидеть мумии, пирамиды, настенную живопись, храмы и гробницы? Без вопросов. Египтологи неустанно пополняют эти бесценные коллекции все новыми и новыми открытиями: то гробницу обнаружат, то наконец сообразят, как оказаться внутри усыпальницы. Потому страна столь привлекательна для туристов и река гостей не мелеет круглый год. Несет меня река Для меня Египет — прежде всего страна на Ниле. Значит, и изучать ее нужно, путешествуя по великой реке. По этой длинной ленте движутся десятки, а то и сотни судов, так что в зависимости от толщины кошелька можно выбрать теплоход любой комфортабельности. Лично видел, как пара иностранцев требовала подобрать им чуть ли не речной замок, непременными атрибутами которого должны быть ресторан, бассейн и зал приемов. Мы послов принимать не собираемся и согласны на плавучую гостиницу попроще, было бы где поесть, поспать, потанцевать. Все равно в конечном счете окажемся в одном месте — суда отправляются из Луксора и движутся вверх по течению, завершая путь в Асуане. Либо наоборот: они плывут вниз по течению, и тогда сходишь на землю в Луксоре. Кому как удобнее. Бывает, водное путешествие начинают в Каире или Хургаде. Знатоки советуют выбирать для круиза весенние, осенние и зимние месяцы — летний зной на воде переносить тяжело. Плавание позволяет лучше узнать страну — есть время рассмотреть берега, а когда ступишь на сушу, погулять возле древних памятников. Всего несколько дней прошло, а можно говорить, будто ты уже кое-что видел в этой стране. Каждый день — новые открытия. И все время чувствуешь себя погруженным в египетскую культуру, хотя рядом идет обычная жизнь. Поначалу радостно улыбаешься окружающим, машешь людям на берегу, фотографируешь пальмы и города. Успокоившись, начинаешь наслаждаться солнцем и небом. И ждать: что там дальше по плану? Живое и мертвое — в одном флаконе В круизе по Нилу самое яркое впечатление производит Луксор . Хотя для меня он по-прежнему не что иное, как древние Фивы, — был столицей и остался ею (не спорю, возможно, кто-то со мной не согласится). Сами древние египтяне именовали ее Уасетом, а для жителей Фив столица была просто Городом. Впрочем, как это место ни названо, я считаю его центром древнейших сооружений в мире — Луксорского и Карнакского храмов. На их фоне под открытым небом чувствуешь себя крошечным человечком — к какой статуе ни примеряешься, любая возвышается где-то над тобой. Дилемма — откуда начать: то ли с "города мертвых", то ли с "города живых". Пожалуй, стоит выбрать западную часть Луксора — интересно ведь, как там древние мертвецы поживают. А заодно морально подготовимся к посещению храмов. В этой половине Фив некогда была царская резиденция. Уже издали заметны стоящие на западном берегу Нила колоссы Мемнона, которые на самом деле не что иное, как увековеченный в песчанике фараон Аменхотеп III. С 20-метровой высоты эти гиганты взирают на путешественников. Хотя взирают ли? Лица-то сбиты, даже сложно понять, куда исполины смотрят. Колоссы, словно состоящие из сплошных мышц, находятся на границе желтой пустыни и зеленых полей. Глядя на мощные фигуры, испытываешь сожаление, ведь это все, что осталось от поминального храма фараона. Мы с трудом достаем до верхушки основания, на котором стоят ступни восседающих на троне гордых гигантов. Один из туристов, явно русский и к тому же взбодренный выпивкой, пробрался за ограждение и взгромоздился-таки на постамент и пристроился к ногам фараона поживописнее, чтобы можно было запечатлеть сей эпохальный момент. На западном побережье вообще целый заупокойный комплекс — царственный некрополь. Но сохранились храмы фараонов плохо. Среди множества погребенных мужчин есть несколько женщин. А вот и единственная в Египте женщина-фараон Хатшепсут. Ну как не посетить ее знаменитый террасный храм в комплексе Дейр-аль-Бахри? Тем более что это самое грандиозное строение возле скалы. Ниши, ниши, ниши — и так целых три этажа. В некоторых углублениях стоят уцелевшие фигуры. Конечно, туристы радостно красуются в пустующих нишах, но их фигуры смотрятся жалко рядом с каменными соседями — слон и моська, да и только. На этой же стороне реки — Долина царей (и цариц). Из мест, которые действительно хочется посетить, — гробница царицы Нефертари. Попасть внутрь великолепного памятника удается не всем и не всегда. Влага, выделяемая дыханием туристов, губит росписи, так что пускают сюда посетителей группами по десять человек и лишь на десять минут. Дожидаемся своей очереди и маленьким победным отрядом маршируем внутрь. Живопись на стене, звездный купол над погребением — красиво и торжественно. В последнее время это место — просто хит. Храмовый город Катер переправляет нас на другую сторону Нила — в "город живых". Жемчужины восточной части Луксора — Карнакский и Луксорский храмы. Жемчужины довольно крупные: храмы простираются на сотни метров вдоль реки-кормилицы. Луксорский храм Амона-Ра — сплошные колонны и святилище. Грандиозно, но после того, как, миновав сфинксовую аллею, увидишь Карнакский храм, главную святыню Египта, первый памятник уже не представляется столь великим. Карнак, растянувшийся на полтора километра, быстро не обойдешь. Какой там храм! Это целая комплексная система, я бы даже сказал — город в городе. Похоже, каждый фараон считал своим долгом что-то добавить: руку приложили и Тутмосы, и Рамсесы, и Птолемеи. Век за веком постройки расширялись, и сегодня Карнак имеет целых три части, посвященные богу Амону-Ра, его жене и сыну. Подобная тройственность вообще характерна для египетских святынь. Не знаю, как другим путешественникам, а мне запомнился центральный храм бога солнца. На границах его территории установлены пилоны. Между ними умещаются дворы и дворики, обелиски и столбы. Пройти к гранитному святилищу, которое спряталось за последним пилоном, можно, миновав пару гигантских столбов из розового гранита. Жилище "солнечного" бога представляет собой череду залов с колоннами и святилищами. Говоря о колоннах, я в первую очередь имею в виду Великий гипостильный зал — на этом огромном пространстве за вторым пилоном колонн не счесть. Да и не надо — гид сообщил: их 144 штуки. Один недоверчивый турист из нашей группы начал было пересчитывать частокол потолочных опор, да увлекся разглядыванием изображенных на них тростниковых зарослей и рисунков. Рисунок на колонне неслучаен, он отражает историю рождения божества: считается, что именно в таких зарослях родился Амон. Этот лес колонн, грандиозный и хорошо сохранившийся, как и многие древнеегипетские сооружения, подавляет своей мощью. Глядя на храм снаружи, невозможно поверить, что внутри можно увидеть бесконечную череду грандиозных столпов. Есть здесь и иные колонны. Скажем, дюжина монолитных цветков папируса. Именно так выглядит другая группа. Когда-то их украшали цветные рельефы и золото, но сегодня можно увидеть лишь остатки былой роскоши. Впрочем, рассказать обо всем, что есть в Карнакском комплексе, не получится — не хватит слов. Двигаемся прямиком к священному озеру возле храма. Небольшая "лужица" мне не так интересна, как огромный и не менее священный гранитный скарабей, который стоит на берегу озера. Важно успеть загадать желание — говорят, магический жук его исполнит. Шепчу о самом сокровенном, поглядывая на остальных, — нечего отвлекать скарабея от моих надежд и чаяний. Ну вот, миссия выполнена. Новая старая столица Увидев экс-столицу Египта, не могу отказать себе в удовольствии посетить ее преемницу. Если хотите, считайте это простым человеческим любопытством. Тем более что в Африке города крупнее Каира не найдешь. Некоторые особо спешащие и уверенные в себе путешественники надеются изучить нынешнюю столицу страны буквально за день. Как бы не так — на однодневной экскурсии мало что увидишь и к тому же сильно устанешь. А отдав чуть больше денег, можно избавиться от жуткой гонки и получить в подарок несколько часов спокойствия и чудесную ночь. Утренний въезд в Каир шокирует. Попутчики морщат носы — город грязный, полно недостроенных сооружений. Как местные живут в таких условиях? Ладно, не будем отвлекаться, здесь наверняка есть много интересного, что сгладит первое впечатление. Я не ошибся. Полная противоположность окраине — квартал миллионеров, который мы увидели уже на обратном пути. Улицы и дома выглядят соответствующим образом: вокруг роскошь, богатство и красота. Досталось и нам от местных щедрот — гид, показывая на торговца с осликом, нагруженным фруктами, посоветовал отовариться мандаринчиками. Спасибо ему — такой вкуснятины я еще не пробовал. Мы не спешим покидать этот город — в Каире много мест, не посмотреть которые было бы непростительной глупостью. Первое — Национальный музей Египта, где посетителей встречают сфинксы, похожие на лежащих обезьян. Несмотря на утро, народу тут больше, чем хотелось бы. Удовольствие ходить в толпе весьма сомнительное, посему отцепляемся от группы и осматриваем попавшиеся на глаза достопримечательности в одиночестве. В любом случае все увидеть нереально (ну нет у нас столько времени), а так хотя бы можно задержаться у понравившихся древностей. И информацию получишь — рядом непременно окажется группа с гидом, так что главного не пропустишь. Что здесь есть? Ценности Древнего Египта. Особая гордость музея — вещи из гробницы Тутанхамона. А мне, как абсолютному дилетанту, был интересен зал с мумиями. Одно непонятно: почему экспонаты находятся в таком полумраке (может, постоянный свет действует на них разрушающе?). Так что приходится либо догадываться о деталях, либо ходить со своим фонариком. Как шахтеры, мы освещаем все вокруг себя. За пару часов, проведенных в музее, турист получит лишь самое общее представление о скопившихся здесь богатствах. Следующий пункт назначения — пирамиды. Гиза, где как раз и находятся самые знаменитые пирамиды и Сфинкс, практически сливается с Каиром. Не буду описывать эти достопримечательности (кто не видел их хотя бы в кино или альбомах?), скажу лишь, что на фотографиях и в фильмах пирамиды и сама каменная полуженщина-полульвица выглядят более сохранившимся. В реальности статуя мифического существа — довольно тяжеловесное сооружение, тем не менее кажущееся зыбким в мареве волн жара, поднимающихся от раскаленных песков. Можно погулять вокруг тройки величественных пирамид под пристальным взглядом стражей порядка, похожих на наших десантников в беретах. Если грандиозные сооружения уже воспринимаются как знакомая обыденность, то бедуины, которые тусуются в этом хлебном месте, поражают. Довольно наглые, они делают бизнес обескураживающими способами: один из них подбежал к немецкому туристу, схватил за руки и сунул ему в карман какие-то предметы. Как оказалось, сувениры, причем несчастному немцу пришлось выложить за них солидную сумму. Так что лучше держаться от подобных "торговцев" подальше. И фотографировать их не стоит — заметив наведенный объектив, они тут же начинают требовать выкуп. Более приятное зрелище — лазерное шоу. Подобных развлечений в Египте несколько: "Звук и свет" есть в Луксоре и Асуане, однако самое грандиозное проходит у подножия пирамид. Только нужно спланировать поездку так, чтобы попасть на экскурсию в выходной — в воскресный вечер это красочное представление с музыкой и светом проводят на русском языке. Такой синтез древней и современной культур пробирает по-настоящему. Хочется продолжения "банкета" — не ложиться же спать в таком городе в такую ночь. К тому же жизнь в Каире после захода солнца становится еще активнее. Самое время попробовать местную кухню, например, во вращающемся ресторане, расположенном на вершине Каирской башни. Здесь можно и экзотических блюд отведать, и город с высоты птичьего полета посмотреть. Кроме того, стоит побывать в магазинчиках и посмотреть на экзотические танцы. Кому-то интересен танец живота, но я предпочитаю танец суфиев. За этим впечатляющим зрелищем идем в медресе Эль-Гури, дважды в неделю здесь показывают танец дервишей — танура. Вход сюда бесплатный, главное успеть попасть, пока места не кончились. Кажется, будто кружиться во множестве юбок легко, но специалисты называют этот танец одним из самых сложных. Попробуй-ка покрутись 15 минут с бубнами в руках, когда на поясе висит десятикилограммовая (!) тяжесть развевающихся тканей. Восточные сказкиПродолжение экзотики — базар ремесленников. Говорят, этот самый большой восточный рынок не меняется вот уже несколько веков. Здесь можно отыскать любую изюминку Египта. Но сразу предупреждаю: ничего действительно ценного тут не найти, причем ассортимент товара у торговцев не слишком различается (особенно это касается сувениров). В одной лавчонке я хотел приобрести алебастровые фигурки, и каково же было мое изумление, когда я понял: они вырезаны из мыла. А выглядят точь-в-точь как алебастровые. Отличить можно, направив внутрь статуэтки луч фонарика (алебастр должен светиться). Что еще тут продается? Шиша, как называют здесь кальяны (многие не медные, как положено, а из жести), золото и серебро низкого качества, рисовый или банановый папирус, блюда с чеканкой, музыкальные инструменты. Выбирайте, что хотите, и торгуйтесь, торгуйтесь, торгуйтесь. Как на любом восточном базаре, это жизненно важный процесс. Сбиваем цену с чувством, с толком, с расстановкой. Мой приятель рассказывал, как, присмотрев дорогую вещь, устраивал поэтапные "торги": сходит сегодня, полюбуется на будущую покупку, попьет с торговцем чайку каркадэ, поговорит, придет на следующий день… И так до тех пор, пока цена его не устроила. Стоимость можно сбить раза в четыре, потому как начальная заломлена просто неимоверно. В итоге торговец все равно внакладе не останется. Улыбнется вам, как родному, и будет доволен. В Египте вообще много улыбаются. Главным образом мужчины, хотя эмоции женщины, спрятавшейся под хиджабом, все равно особо не разберешь. Египтяне — открытые, обаятельные и предупредительные. Кстати, я заметил совершенно необъяснимую вещь: по непонятной причине они очень любят менять что-либо на наши шариковые ручки. Особенно местных восторгает, если на ручке есть какой-нибудь фирменный знак. По большому счету, каждый путешественник делает в этой волшебной стране собственные открытия. Не шучу, страна действительно волшебная — здесь тысячелетия назад зарождалась великая цивилизация, и сегодня царит завораживающая европейца восточная смесь архаики и современности. Туризм и отдых
|
Просмотров 723 |