баннерная реклама :)

Статьи по туризму


Главная » Из жизни» Хельсинки: тихий уголок Европы

Хельсинки: тихий уголок Европы 

Хельсинки – ближайший к Союзу Советских Социалистических Республик город, в котором в магазинах в отличие от Ленинграда или Таллина все было. Да и сейчас там, в этих огромных универмагах вроде Stockmann, есть если не все, то почти все. Как и в Москве или Екатеринбурге или соседнем с Финляндией Санкт-Петербурге. Жители близлежащих к российско-финской границе населенных пунктов РФ, отвечая на вопрос о цели визита, довольно часто отвечают: "Шопинг". Но наших людей сегодня в Хельсинки всерьез интересовать магазины, конечно, не могут. Как, впрочем, и музеи. Объектов культуры такого уровня, как Лувр или Эрмитаж, здесь нет. Скорее туристов из России привлекают недорогие авиарейсы в Париж или Рим из аэропортов Финляндии, а также паромы в Стокгольм и Таллин. Или отдых в коттедже на берегу одного из тысячи финских озер: по части отношения к природе нам еще надо многому научиться у своих соседей.

Что же касается каких-то там покупок, то совершенно точно, значительно больше, чем русских – шопинг в Хельсинки, сегодня финнов интересует дешевые российские топливо, водка и сигареты.

Заметим, наш человек, отправляясь в коттедж на озеро, желает, конечно же, не просто жить на фоне открыточных видов финской природы, но и оказаться среди вечно улыбающихся без всякого повода – Hei! Kiitos! – "фиников", отметить лишний раз, что они, в отличие от нас, пропускают на "зебре" пешеходов и бросают мусор в соответствующие баки. У нас с этим пока еще очень плохо. Так вот, российский турист, бегущий от "совка", если понимать под ним хамство и неаккуратность, в Финляндии скорее всего не разочаруется. Более того, в Хельсинки, в отличие от Копенгагена, не видать наперсточников, не попадаются проститутки то там, то здесь, не лежат в неестественных позах на вокзале принявшие чего-то не слишком полезного люди, на улицах города чисто не только в будни, но и в выходные.

Да, есть определенная привлекательность в этом тихом уголке Европы. Хотя, оказавшись возле президентского дворца, похожего на особняк московского купца средней руки, поневоле задумаешься: тут чистенько, да, но ведь это ну очень маленькая во всех смыслах страна…

Советские люди, замученные многолетним отсутствием колбасы и туалетной бумаги, могли, конечно, мечтать о том, чтобы жить в Хельсинки, где было и то и другое. Немало молодых привлекательных женщин Ленинградской области, мечтая о лучшей доле, вышли замуж за финнов. И все-таки нынче финский муж хоть и желанен русской красавице, но уже далеко-далеко не каждой из них. Сегодня, когда колбасная эмиграция не актуальна, немногие жители Санкт-Петербурга захотят променять роскошный Невский проспект на довольно унылую Рыночную площадь.

Гуляя с такими мыслями в этом интересном разве что продающейся свежей рыбой месте финской столицы, я вспомнил, что здесь где-то можно бесплатно взять на время велосипед. Найдя такой байк и вставив в замочек монету в два евро, получил в свое распоряжение аляповато раскрашенную машину, не такую легкую, как хотелось бы, но дареному коню… Вообще говоря, подобная система действует во многих городах ЕС, в том числе в столице Дании, но в Копенгагене движение во многих местах весьма суматошное и с непривычки можно за рулем не своего "велика" растеряться, Хельсинки же для любого велосипедиста – настоящий рай. Особенно это понимаешь в местных парках и на набережных.

Вдоволь накатавшись, приехав в центр, подивившись там причудливым (актуальное искусство!) белым скамейкам рядом с Музеем современного искусства, сделав очередной снимок – конная статуя маршала Маннергейма – национального героя Финляндии, объехав Главпочтамт и "пришпилив" свое транспортное средство возле Центрального вокзала, вспомнил, что читал где-то, будто эта внушительная по финским меркам станционная постройка кишмя кишела одно время шпионами. Ощущение, что в финском единообразии, казавшемся советским людям калейдоскопическим разнообразием, они были распознаваемы за версту. Впрочем, не знаю. Посмотрев вокруг, обнаружил киоски со всякой всячиной, которая, по рассказам питерского знакомого, ввергла году в 89-м одного его впервые выехавшего в капстрану родственника, слесаря Кировского завода, в состояние, близкое к умопомешательству, и которая сегодня кроме раздражения ничего не вызывает: и здесь та же самая кола, тот же самый орбит… Все то же самое, но только дороже. Глядя на злоупотребляющую пивом компанию молодежи, двух обсуждающих своих финских родственников полных женщин из Выборга, группу чернокожих жителей Хельсинки, подумал: ведь если бы не замечательные парки финской столицы (и вообще находящаяся в превосходном состоянии природа страны), уже ничто не возбуждало бы российский аппетит в Финляндии, столько лет по-соседски соблазнявшей своей "буржуазной роскошью".

Независимая газета

Просмотров 832