В 26 километрах к югу от Санкт-Петербурга, рядом с Царским Селом живет спокойной размеренной жизнью уютный Павловск. Несмотря на то что каждый день сюда приезжают толпы туристов, жаждущих увидеть знаменитый парк и дворец, город не теряет своего очарования. Наоборот, приумножает его, ежедневно влюбляя в себя многих людей. Дворец и парк составляют уникальный ансамбль, имеющий мировую славу, но есть и другой Павловск, не менее удивительный, — Павловск-город. Необычный и очень душевный. Добрый и сказочный, словно из детства, он напомнил мне чудесную страну Зазеркалье. По нему я и отправилась в небольшое путешествие, оставив прогулку по парку, в котором многие были счастливы заблудиться, напоследок. Город начинается с... вокзалаДоехать до Павловска можно автобусом или маршруткой от станций метро "Московская" и "Купчино", но лучше электричкой с Витебского вокзала. Не потому, что на дорогах пробки или в электричке уютней, а потому, что эта железная дорога — первая в России, и слово "вокзал", прочно утвердившееся в русском лексиконе, подарил нам именно город Павловск. На участке Санкт-Петербург — Павловск по проекту чеха Ф. А. Герстнера впервые в нашей стране была опробована железная дорога. Эксперимент проходил в 1837 году и показал, что для нашего климата и граждан этот транспорт вполне подходящий. Мудрый чех придумал построить в Павловске гостиницу для отдыха и развлечения пассажиров, благодаря чему и набил вагоны поездов до отказа. После загородной прогулки по парку люди направлялись в вокзал. Название было позаимствовано от английского "воксхолл" (увеселительное заведение недалеко от Лондона) и прекрасно прижилось. В концертном зале вокзала собиралась элита Петербурга. Под музыку Иоганна Штрауса, который на протяжении 15 лет почти каждый сезон дирижировал здесь оркестром, отдыхали многие знаменитые музыканты, писатели, художники. Современный вокзал — это строение середины прошлого века в стиле сталинский ампир. Красивое бледно-желтое здание своими колоннами предваряет архитектуру Павловского парка, вход в который находится прямо напротив. Но желание увидеть другой Павловск, малоизвестный и неисхоженный, оказалось слишком сильным, и я повернула от ворот направо. Тихие улочки, дома в два и три этажа, приветливые люди, уютные скверы закружили меня в вальсе под мелодии Штрауса, которые звучали в голове с момента приезда в город. Листва и птицы подпевали мне по дороге к замку Мариенталь. Таинственные развалины МариентальПро замок Мариенталь я узнала от одного питерского фотографа, который так был впечатлен этим местом, что, придя сюда в первый раз, не смог сделать ни одного снимка. "Ничего странного — он же фотограф", — размышляла я, как Алиса в книге незабвенного Кэрролла, на пути к замку. Развалины находятся на возвышении у слияния рек Славянка и Тызва в долине Мариенталь (долина Марии, названная так в честь императрицы). У замка есть и другое, более странное название — БИП. Некоторые историки расшифровывают эту аббревиатуру как Большая игрушка Павла. После 15 минут вальсирования по улочкам Павловска за высокими тополями показались стены и башни крепости. Облака над замком, который буквально утопал в зелени, придавали картине загадочный и волнительный вид. Повеяло стариной и грустью. Грустью по былому величию потешной крепости: 200 лет назад она вмещала целый гарнизон и выглядела куда более грозно. В те далекие времена ее окружали земляные укрепления, а пушечные залпы ласкали слух Павла Петровича, который уж очень любил военные игры. Перед замком стоит арка, которая прежде была неотъемлемой частью крепостной стены и въездных ворот. Теперь она одна держит оборону крепости, на которую нападают лишь редкие туристы и фотографы. В замке холодно и тихо. Грузные зубчатые башни и высокие стены хранят тайны магистра Мальтийского ордена, подземелий и дворцовых заговоров. Слышно только, как ветер гуляет в пролетах винтовых лестниц. Верхний слой краски облез, и кое-где виден красный кирпич. Что поделать — пожары и время неумолимы. Сейчас замок медленно, но верно восстанавливают и к 2010 году хотят вернуть ему былое величие. Огромный и одинокий Мариенталь возвышается на холме, омываемом речными водами, и тоскует о пушечных залпах, неприступных бастионах и прочей военной кухне. Так мне показалось. Оставив позади Большую игрушку Павла, я отправилась на поиски другого примечательного места города — усадьбы графини Самойловой. Усадьба эта тоже разрушена и представляет собой развалины еще более покинутые и забытые, нежели Мариенталь. Путь неблизкий — около трех километров в сторону Гатчины. Его можно преодолеть на автобусе или маршрутке, сказав водителю кодовое слово "Динамо" — это район, в котором находится поместье. Но если решиться пойти пешком, то в нескольких минутах ходьбы от замка БИП внимание обязательно привлечет еще одно строение необычной архитектуры — усадьба архитектора А. Брюллова, брата известного художника К. Брюллова. Построена она в 1839 году, скорее всего, под впечатлением архитектуры замка. Часть здания деревянная, а часть — краснокирпичная в виде четырехэтажной башни с зубцами наверху. Дом-крепость окружает дивный сад с декоративными каменными мостиками. Графские развалины Внушительных размеров графские развалины поднимаются из зарослей прямо у автобусной остановки "Динамо". При жизни графини Ю. П. Самойловой земли эти назывались Царской Славянкой. Екатерина I, получив от Петра I мызу Царская Славянка, подарила ее своему брату Карлу Скавронскому. А графиня, последняя из Скавронских, по наследственной цепочке вступила во владение усадьбой в 1829 году. Сквозь густые травы можно пробраться к крыльцу дома, которое сохранило не только свою форму, но и частично внутреннюю мозаику. Усадьба была построена из красного кирпича в итальянском стиле, кстати, по проекту А. Брюллова. Самойлова очень любила Италию и, прожив там некоторое время, пожелала и в России не расставаться с этой страной. Брюллов помог графине, поклоннице таланта его брата, воплотить замысел. Для внутренней отделки помещений он пригласил немецкого декоратора И. Дроллингера, который в то время жил в Петербурге. Даже разрушенные, стены источают ауру роскоши и изящества, которыми окружали себя люди, жившие здесь в XIX столетии. В годы войны поместье сильно пострадало, сейчас его собираются реставрировать. Церкви ПавловскаВ Павловске все кажется необычным, сказочным, небывалым. Город будто живет по своим неписаным законам. Церкви здесь тоже особенные, удивляющие, сочетающие на первый взгляд несочетаемое. Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины — первая в городе; она воздвигнута в честь небесной покровительницы супруги Павла. Закладка храма происходила в присутствии великокняжеской четы в 1781 году. В 1784 году он был освящен; тогда же начал работать госпиталь, размещенный в боковом корпусе. Простая и изящная церковь, построенная по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги в классическом стиле, поражает, как только входишь внутрь. На фоне настенной живописи, образов иконостаса и свечей красуются яркие разноцветные флаги — 14 штук. Сочетание удивительное. Белые стены и флаги создают ощущение праздника. Кажется, вот-вот зазвучит парадная музыка и появится император в окружении свиты. Дело в том, что при жизни Павел коллекционировал флаги и знамена наших войск и побежденных армий. Здесь, в церкви Святой Марии Магдалины, находится только часть восстановленной коллекции императора: десять флагов гатчинских полков и еще четыре флага — российский, Петербурга, императорский и Министерства иностранных дел. С 1917 года в судьбе церкви наступил сложный период. В ее здании долгие годы размещались фабрики, нанесшие сильный ущерб строению. Храм все же уцелел, и с 2000 года началась его реставрация. Во время восстановительных работ в купольной части открылась живопись, которая чудесным образом сохранилась, несмотря на пожар, сырость и многократные побелки. Специалисты датируют роспись XVIII — началом XIX века. Праздничное и величественное убранство церкви необыкновенно, как, впрочем, и многое в этом городе. Иногда Павловск называют жемчужиной Северной Венеции. Как драгоценный перл, сверкает он, отражаясь в водах Славянки. Обойдя замок Мариенталь, смотрящийся в зеркало реки, можно увидеть еще одну необычную церковь — Святого Николая Чудотворца. Рядом вновь развалины, но уже не крепости и не дома, а военной части, которая размещалась здесь еще до того, как появилась церковь. Она была построена в 1902 году в честь основателей Павловска Павла и Марии. Перед храмом белое изваяние женщины со склоненной головой. В церковной лавке объяснили, что статуя эта прежде "скорбела" в центре города у Могилы Неизвестного Солдата. Когда местные власти решили избавиться от скульптуры, ее забрал настоятель церкви. Теперь она, подобно греческой богине, встречает прихожан у входа в храм. В 1926 году он был закрыт, и лишь в 1991-м началась реставрация, которая длилась десять лет. Под куполом частично сохранилась нижняя часть живописного изображения четырех апостолов. К сожалению, лица их утрачены. Парковая медитацияПоявление города и его архитектура связаны с жизнью императорской четы. Земли эти императрица-матушка подарила Павлу по случаю рождения долгожданного внука — Александра. И Павел начал строить. "Павловское начато строить в 1777 году" — гласит надпись на стоящем в центре города памятнике в честь основания города. А началось все с парка. И вот я снова у его ворот. Остроумный охранник объяснил, что вход платный: студентам и пенсионерам скидки, а дети до четырех лет приравниваются к милиционерам — для них посещение бесплатное. Наконец я в парке. Сразу стало тихо. Парк как будто проглотил меня. Рядом за забором неслись машины, но их не было слышно, лишь шум ветра в листве и призрачная мелодия вальса в голове... Чтобы обойти все дорожки парка, понадобится не один день — их общая протяженность равна расстоянию от Питера до Москвы. Поэтому я решила позволить сказочной стране Зазеркалье самой показать мне свои сокровища. По лесной тропинке я вышла на дубовую аллею. Огромные вековечные деревья окаймляли гравийную дорожку, уходящую в неведомую даль. То слева, то справа из моря зелени всплывали призрачные дворцы и снова растворялись, освобождая место для других миражей. Встряхнув головой и протирая глаза, пытаясь избавиться от видения, я свернула на уютную дорожку, которая трансформировалась в аллею Жениха. Влюбленные пары медитативно бродили по парку в поисках живописных уголков и укромных лавочек. Зеленый лес, озеро, свежий воздух и улыбки людей окружили меня, чтобы подарить умиротворение. По зеркальной глади парковых озер, соединенных между собой протоками, вслед за неторопливыми утками проплывали лодки с отдыхающими. Неподалеку стояла лавка с каким-то товаром. Подойдя поближе, я поняла, что прилавок завален орехами. Над каждой кучкой табличка, рассказывающая об их целебных свойствах. Некоторые слова выделены и подчеркнуты — так продавец обозначает, чем можно, а чем нельзя кормить белок. Павловские белки никого не боятся и едят с руки. Вот только не все, арахис есть не стали — уж больно балованы они здесь. Дворец — парка венецОриентироваться в парке достаточно просто — везде есть указатели. А для посещения его отдаленных частей желающим предлагают велосипедные экскурсии. Прямо по курсу Большой дворец Павла I — алмаз парка. Золотисто-желтое здание с куполом и большим количеством колонн находится на возвышенности и хорошо видно отовсюду. Перед ним в центре мальтийского креста стоит император. В настенной росписи дворца тоже встречается мальтийский крест, что окутывает тайной образ Павла Петровича, магистра ордена. Интересно, что правил он ровно четыре года четыре месяца и четыре дня. Заговор погубил загадочного царя, и он оставил престол и любящую супругу. Она построила для Павла мавзолей в одном из тихих уголков парка. Охрана во дворце очень серьезная: даже бутылку с водой пронести нельзя — вдруг прольется на какой-нибудь ценный экспонат или паркет. Все надевают бахилы, чтобы полы из разных пород дерева сохранились как можно дольше. На втором, гостевом, этаже есть женская и мужская половины, соединенные танцевальным залом. Убранство комнат восхищает и выглядит по-царски — мебель, гобелены, статуи, картины, сервизы. Огромная кровать, на которой никто никогда не спал, стоит в гостиной как дань моде того времени. К сожалению, дворец сильно пострадал от пожара, учиненного фашистами, но реставраторам все же удалось многое восстановить. Тронные залы, картинная галерея, дворцовая церковь Петра и Павла, императорские покои, как сладкий мед, притягивают туристов. На первом этаже расположены личные комнаты членов семьи, на третьем — музей интерьера XIX века. Экскурсии проводят быстро, группы иностранцев буквально наступают друг другу на пятки. В будний день ажиотаж, конечно, поменьше. Обогнув дворец, по эффектной каменной лестнице под присмотром двух львов можно спуститься к храму Дружбы. Этот круглый павильон, похожий на античную ротонду, был построен для императрицы-матушки в знак любви и благодарности. Павильоны и скульптуры, мосты и башни, аллеи и сады сменяют друг друга, радуя глаз и волнуя сердце. Много мастеров трудилось над созданием этого дворцово-паркового ансамбля — Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, К. Росси и П. Гонзаго. И хотя работали они нередко в разное время, порой переделывая друг друга, им удалось выдержать единую концепцию и сотворить стройное произведение искусства. Светлые, красивые и незабываемые картины увидела я в Павловске. Трудно перечислить все, что явило мне Зазеркалье. Да и видим мы по-разному. Ведь Зазеркалье на то и волшебная страна, чтобы каждому подарить его счастливую сказку. Туризм и отдых
|
Просмотров 943 |