Семь кругов ада на пути к загранпаспорту
|
|
Чем ближе наступление зимних холодов, тем чаще посещают россиян мысли о приятном путешествии куда-нибудь далеко, где тепло, солнечно, обвевает солоноватый морской бриз и в маленьком пляжном кафе можно потягивать через соломинку экзотический коктейль. Турфирмы соблазняют уставших от серой рутины горожан глянцевыми проспектами, расписывая прелести отелей и предлагая заманчивые цены, и вся эта сказка кажется такой реальной, если у вас есть загранпаспорт. Оборотная сторона медали – бесконечные вопросы на форумах: "Четыре месяца не могу получить загранпаспорт, говорят, ответ на запрос не пришел", "То болеют, то заняты, то приезжайте через неделю", "В положении о выдаче ОЗП говорится, что оформление должно проводиться не более 30 дней. Почему на практике оно длится несколько месяцев?" Так, одна из жительниц Коломны уже пять месяцев не может получить загранпаспорт, приходя в паспортный стол при каждой возможности и мужественно выстаивая очередь с 06:00, но регулярно добиваясь только сообщения о том, что документ "не готов". Местное УВД жалуется, что сотрудников мало, а жители Подмосковья ходят к ним, как на работу. У знающих людей на все эти возмущенные реплики ответ один: ждите, другого выбора нет. После того как за последние два года процедура выдачи загранпаспортов в Москве подверглась изменения в связи с двумя преобразованиями в самом ведомстве, гражданам впору бы рассчитывать на явные улучшения. Они, может быть, и есть, только заметить их непросто. Два года назад, в 2004 г., под предлогом "оптимизации работы паспортно-визовой службы" прекратили свое существование все 35 столичных ОВИРов, передав свои полномочия и обязанности ПВО, то бишь паспортно-визовым отделам при РОВД Москвы. Реформа изменила многое, но в основном не то, что хотели ее инициаторы. Боролись с коррупцией, по уровню которой ОВИРы якобы оставили позади даже ГИБДД, с турфирмами, по договоренности делавшими своим клиентам загранпаспорта за большие деньги, с огромными очередями желающих отправиться за рубеж. Русский фольклор, как всегда, оказался прав: на то и напоролись. Вынуждены были признать, что перемены оказались недостаточно эффективными, и в январе 2006 г., отменили паспортно-визовые отделы и передали их функции Федеральной миграционной службе (ФМС). Заметили ли рядовые граждане, озабоченные оформлением документов, позитивные результаты? К сожалению, пока в глаза бросаются другого рода моменты: хвосты очередей все удлиняются; получить информацию по ряду вопросов можно только на месте, пробившись сквозь тесные ряды товарищей по несчастью; график работы отделов порой претерпевает странные метаморфозы, выражающиеся лаконичной формулировкой "Технический перерыв"; крохотная помарка в анкете может вернуть неаккуратного заполнителя в самое начало пути без каких-либо поблажек за выстоянные им километры очередей. И даже когда в конце заграничнопаспортного тоннеля начинает брезжить приятная перспектива получения вожделенных корочек, ожидание может оказаться не по силам даже самым терпеливым. Некоторые чиновники признают, что, хотя количество отделений выдачи документов по сравнению с 2004 г. выросло, число сотрудников явно не соответствует постоянно растущей армаде потенциальных путешественников. Отсюда и предварительная запись, и многочасовые очереди, и даже навевающие воспоминания о поликлинике талончики, и пресловутые "технические перерывы". Но стоит побеседовать с компетентным человеком, и картина кардинально меняется в лучшую сторону. "Количество людей, работающих в отделениях Федеральной миграционной службы, было увеличено в зависимости от заселенности того или иного района, - рассказывает корреспонденту "Yтра" руководитель пресс-службы московского Управления ФМС Залина Мусави. – В больших районах – Строгино, Митино, Люблино и других – сотрудников теперь гораздо больше, чем было раньше. Это позволило сократить очереди". Последние нововведения, по словам госпожи Мусави, подтолкнули руководство к упрощению процедуры выдачи паспортно-визовых документов, в том числе и загранпаспортов. "В Управлении создан Отдел координации зонального контроля, оказывающий помощь отделениям в том случае, когда они сами не справляются. В каждом из десяти округов столицы и в самом УФМС работают горячие линии, по которым можно проконсультироваться, узнать режим работы отделений и – в случае необходимости – пожаловаться", - объясняет руководитель пресс-службы. Кроме того, изменился и график работы отделений: теперь туда имеет смысл являться по вторникам и четвергам с 11:00 до 20:00, не забывая, впрочем, про часовой обеденный перерыв. Открыты они также в первую и третью субботу каждого месяца. Прослушанная информация действует весьма умиротворяюще. Лично я некоторое время назад преисполнилась оптимизма и, поскольку загранпаспорт, мягко говоря, стал необходим, позвонила в отдел ФМС своего района – узнать расписание его работы, чтобы мне зря не отпрашиваться со своей. Голос в трубке раздраженно посоветовал "прийти и посмотреть самой", потому что они "по телефону справок не дают". То есть получить информацию мне предложили сугубо эмпирическим путем, тыча пальцем в небо. Метод проб и ошибок для человека трудящегося и имеющего шанс выехать за границу только в строго определенные сроки отпуска – непозволительная роскошь. Но иного выхода я не видела (эх, знать бы мне тогда про эту самую горячую линию, только откуда?) и отправилась в ФМС наудачу, выбрав время в конце рабочего дня и рассчитывая, явившись на место в 18:30, хотя бы занять очередь. Теперь-то нам известно, что отделения открыты до 20:00, но просто мне не повезло: запертую дверь украшала табличка с надписью "Закрыто по техническим причинам". Всякое бывает, подумала я, решив попытать счастья завтра. На следующий день, снова презрев свои служебные обязанности, бегу по знакомому адресу и получаю новую порцию чтива на табличке – "Приходите завтра". Не стану утомлять читателя дальнейшим рассказом, ибо он однообразен, как песня забывчивого акына. Итог-то понятен, жаль только, что басенной таблички "Приходите вчера" мне увидеть так и не удалось. Зато теперь, зная про горячую линию, могу позвонить и пожаловаться. Во всяком случае, мне объяснят, почему отделение ФМС и его многочисленные работники никоим образом не виноваты в моих бесплодных паломничествах. Заявляли же представители ОВД журналистам, что "в очередях виноваты сами граждане, которые искусственно создают ажиотаж". Правда, есть заманчивые обходные пути, но все они проходят через кошелек. Набрав в поисковой системе Интернета заветные слова "получить загранпаспорт", видим: эту услугу предлагает целая плеяда фирм, в большинстве своем – турагентств. Тут сулят сделать все без очередей, утомительных визитов к инспектору и гнетущего ожидания, но – за деньги. Причем суммы, о которых так много говорили в 2004 г., с тех пор выросли в разы. Единственная "шпилька", вставленная реформой коммерческим фирмам, - это увеличение срока оформления. Если раньше паспорт вполне можно было сделать за пару дней, сейчас такая оперативность сопряжена с массой препятствий. И оплачивается соответственно. Прайс-лист у каждой такой конторы свой. Пытаясь сориентироваться в ситуации, ищем подходящие варианты. Вот, к примеру, всего $2500 - и бордовая корочка будет согревать вам руки уже через семь рабочих дней. Если есть время или нет таких средств, платите $1800 за две рабочих недели ожидания или $700 за три недели. Сущую "безделицу" - $250 – возьмут с вас после 35 дней напряженной работы с вашими документами. Грустно вспоминать, что всего пару лет назад за ту же сумму можно было обернуться раза в четыре быстрее. Хотя есть и более соблазнительные предложения, так и притягивающие взгляд. Судите сами: в некоторых конторах за три-четыре дня якобы можно обзавестись загранпаспортом "всего лишь" за $1100. Но, заглотив столь аппетитную наживку, порой действительно можно оказаться на крючке. Ибо то, что дешево, может быть очень сердито. Моему знакомому по имени Дмитрий, которого как-то отправили в срочную командировку, пришлось решать проблему с просроченным документом в рекордно краткий промежуток времени. Воспользовавшись Интернетом, он выбрал одну московскую фирму, посулившую исполнить его настойчивое желание за $430 и в течение 10-12 рабочих дней. Когда заявленный срок истек, Дмитрий набрал знакомый номер, и суровый мужской голос поведал ему грустную историю о том, что фирма собрала деньги и скрылась. "Сейчас такого быть не может!" – бодро твердят контактные лица организаций, чьи телефоны выдал мне поисковик. Мол, ?600 – и через месяц все в ажуре. На вопрос про вероятность получения "липового" товара сладкоголосые агенты оскорбляются и гордо заявляют, что у них "все схвачено": их люди крепко дружат с центральным паспортным столом Москвы и еще несколькими организациями, заслуживающими безоговорочного доверия. И, дав мне прочувствовать всю неоправданность моего скепсиса, подытоживают: "Не волнуйтесь". Сохранять спокойствие, как показывает практика, нерентабельно. Если гостям столицы, имеющим постоянную регистрацию за пределами Подмосковья, проблем не избежать в любом случае, то обладатели московской прописки, особенно те, которые со стажем, почему-то наивно полагают, что уж им-то загранпаспорт будут давать на льготных условиях. Возможно, оно и так, только обрадуют ли их даже эти "особые" правила? Тем более что срок постоянной регистрации в столице имеет принципиальное значение: прожил на месяц меньше, чем указано, - жди своего часа дальше, приходи потом. Одним словом, коль в вашей беспокойной душе зародился порыв отправиться за пределы родной страны, начинайте готовиться к делу заранее, чтобы "документальные" хождения по инстанциям не привили вам стойкое желание сидеть дома и никуда не ездить. Утро.Ру
|
Просмотров 818 |