Россияне перестают быть сухопутными млекопитающими. Спрос на морские круизы в этом году, по прогнозам, должен вырасти на 45%. Тем более что цены на такие путешествия постепенно снижаются — в отличие от стоимости наземных поездок. В начале 90-х годов прошлого века российский туристический рынок начинался именно с торговли круизами. Газеты и журналы пестрели рекламными объявлениями, предлагающими незабываемые морские путешествия на сказочных лайнерах, где в стоимость услуг не входило разве что птичье молоко. Тогдашние туроператоры, еще толком не понимавшие, какой именно отдых нужен россиянам, ориентировались в основном на опыт западных туристов. Там круизные перспективы выглядели просто великолепно — одна только Великобритания, например, сейчас отправляет в морские путешествия около 1 млн. человек в год. Но в России круизы в то время не прижились — продукт, стоимость которого начиналась с $3 тыс., оказался слишком дорогим для наших граждан. Операторам пришлось переориентироваться на более дешевые сухопутные направления. А первое представление о круизах как о слишком дорогом удовольствии настолько укоренилось в сознании россиян, что долгое время продажи таких поездок можно было пересчитать по пальцам. За прошедшие годы ситуация на мировом круизном рынке сильно изменилась. Самостоятельные компании объединились в холдинги и транснациональные корпорации. Например, недавно завершила слияние Star Cruises Group, частью которой стала компания NCL. Carnival Corporation, сейчас занимающая первое место в мировом круизном рейтинге, стала крупнейшим игроком также благодаря поглощению мелких фирм. "Глобализация выгодна туристам, — считает Наталья Андронова, заместитель директора компании "Атлантис Лайн" (является официальным партнером Carnival и Star Cruises в России, СНГ и странах Балтии). — Конкуренция между корпорациями, снижение затрат и издержек за счет эксплуатации современного флота, высокая вместимость новых лайнеров — все это снижает стоимость круиза для конечного потребителя. Кроме того, туристам предлагаются более высокие стандарты отдыха, маршруты составляются так, чтобы включать все самые интересные города, а даты начала круизов совпадают со временем массовых отпусков". Сейчас отправиться в морское путешествие можно уже за $1 тыс., а то и дешевле. При этом стоимость пребывания туриста на корабле уровня "пять звезд" будет гораздо ниже аналогичного по уровню наземного тура, поскольку все услуги на борту лайнера уже включены в стоимость пакета. Чтобы понять это, россиянам потребовалось немало времени. Спрос на круизы у нас начал стабильно расти лишь два года назад — по 15—20% за каждый. По мнению операторов, нынешний сезон должен оказаться еще более удачным: иностранные круизные компании начали считать наш рынок одним из самых перспективных, благодаря чему предложенные ими цены оказались на 10—15% ниже, чем в прошлом году. "Рост в этом году должен составить не менее 45%. 30-процентное увеличение объемов продаж можно будет уже назвать неудачей", — говорит Валентин Елисеев, генеральный директор круизного центра "Нептун" (приоритетный партнер Carnival в России и СНГ). Результаты прошедших майских каникул его прогнозы подтверждают: компания отправила в морские поездки несколько групп численностью от 40 до 160 человек. Другие операторы также подтверждают большое количество групп, которые летом отправятся в круизы по Средиземному морю и Северной Европе, а будущей зимой — по дальним экзотическим странам. По данным Российского союза туриндустрии, уже сейчас круизов продано на 45% больше, чем за весь летний сезон 2005 года. Самым большим спросом у наших туристов пользуются 10—12-дневные туры по Средиземноморью. Привлекает их возможность за одну поездку посетить несколько стран, а также вполне демократичные цены — примерно от $1300 за 12 дней. На любой кошелекМожно найти и пакеты подешевле. Например, стоимость восьмидневного круиза на лайнере Norwegian Jewel по Средиземному морю начинается с 23,8 тыс. рублей. За эти деньги турист получит каюту с санузлом, душевой кабиной, кондиционером, телевизором и феном. Правда, комнатка будет небольшая (всего 13 кв. м) и без окон. Если пассажир хочет любоваться морскими видами, не выходя из каюты, ему придется заплатить примерно на 3 тыс. рублей больше. Ну а если душа требует роскоши, то можно выбрать каюты на верхней палубе, объединенные внутренним частным двориком с зимним садом и бассейном. Правда, это обойдется уже в 129—172 тыс. рублей. Верхних ценовых планок для круизов практически нет. На современных лайнерах есть, например, многокомнатные сьюты площадью более 500 кв. м с джакузи, террасой и частной солнечной палубой, которые обходятся почти в 600 тыс. рублей. Даже если разделить эту сумму на шестерых человек, которые могут отдыхать в апартаментах, все равно получится, что позволить себе подобную роскошь могут менее 10% россиян. Тем не менее операторы утверждают, что наши туристы в первую очередь раскупают каюты самых высших категорий — на их долю приходится около 45% продаж. Услуги стюарда, круглосуточное питание, возможность пользоваться любым сервисом или оборудованием лайнера — все это предоставляется каждому пассажиру, вне зависимости от категории выбранной им каюты. Количество бесплатных услуг впечатляет: на современных кораблях есть бассейны, теннисные корты, волейбольные и баскетбольные площадки, казино, кинотеатры, салоны красоты, а кое-где — даже ледовые катки, поля для гольфа, стены для занятия альпинизмом и целые бульвары с магазинами и ресторанами. Развлечений тоже хватает — на лайнерах устраиваются шоу, концерты и театральные постановки, а аниматоры занимают гостей чуть ли не круглые сутки. За неделю отдыха воспользоваться всеми этими бесплатными услугами мало кто успевает. Не только ЕвропаВ последнее время круизы, предлагаемые на нашем рынке, условно разделяются на "российские" и "иностранные". Под "российскими" подразумеваются путешествия, которые осуществляются на судах, зафрахтованных нашими компаниями, с отечественной командой и анимацией, с экскурсионной программой, составленной с учетом именно нашего менталитета. Таких круизов год от года становится все больше. Но эксперты полагают, что по-настоящему российскими морские путешествия можно будет называть только тогда, когда лайнеры будут отправляться из наших портов. Это, кстати, сделает круизы и более массовыми — нынешняя необходимость добираться до какого-либо европейского порта и лишь оттуда отправляться в плавание увеличивает общую стоимость турпакета на $200—300. Впрочем, российские возможности позволяют устраивать круизы и внутри страны. Путешествия, например, по Волге или северным рекам очень популярны — спрос на них растет примерно на 20—25% в год. А круизы по Байкалу купить вообще практически невозможно — места на них расписаны на несколько лет вперед. Лайнеров, относящихся к классу плавучих курортов, у нас, естественно, нет, по Байкалу или Енисею ходят небольшие суда вместимостью 250—300 человек. Их каюты раскупают в основном иностранцы, тем более что удовольствие это недешевое (недельный круиз обходится в среднем в $2 тыс.). Крупнейшим российским круизным портом является Санкт-Петербург. В прошлом году он принял 364 океанских круизных лайнера, а в начале этого года уже поступило более 300 заявок от различных западных компаний на заход их судов. По данным Ростуризма, в 2006 году Питер посетят на 10—15% больше круизных туристов, чем в прошлом году. Для города это означает увеличение дохода и от оборота турфирм, обслуживающих иностранные суда и их пассажиров, и от портовых сборов, включающих в себя плату за стоянку судна, закупку топлива и продовольствия и т.д. В среднем Питер зарабатывает на круизах около $250 млн. в год. По мнению Андрея Березкина, зампредседателя комиссии по морскому и речному туризму морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, город мог бы принимать и больше, если бы не слабая портовая инфраструктура и несоответствие наших стандартов приема судов и туристов мировым аналогам. "Нужны новые инвестиционные проекты в этой области. Такие, как, например, "Морской фасад", который предусматривает создание нового пассажирского терминала с семью причалами для приема крупных лайнеров на северо-западе Васильевского острова. Его пропускная способность к 2011 году должна составить до 1,2 млн. пассажиров в год. В городской бюджет это будет приносить ежегодно около $56 млн., а в федеральный — порядка $69 млн.", — говорит Березкин. Но одним терминалом Питеру не отделаться: по прогнозам, количество круизных пассажиров в мире к 2010 году превысит 17 млн. человек. Профиль
|
Просмотров 1293 |