Совместить познавательный туризм с отдыхом на море — идеальный вариант отпуска летом. В качестве первого нами с подругой была выбрана Венгрия . Интерес к этой стране подогревался рассказами бывалых туристов о Будапеште , как об одном из красивейших городов Европы. Три в одномЧто можно навскидку сказать об этой стране и ее столице? Будапешт — это город на Дунае, страна бывшего соцлагеря, знаменитая своими "Икарусами", которые до сих пор бегают по нашим дорогам. Территория страны — чуть больше 90 тыс. квадратных километров, почти в два раза меньше Новосибирской области. Язык — непохожий ни на один европейский, относится к угро-финской группе. Страна пока только мечтает о Евросоюзе, поэтому денежной единицей здесь является не евро, а форинт. Районов в Будапеште не два (Буда+Пешт), а три. Третий — Обуда, в средние века был первым крупным поселением в этой местности. Именно в одном из отелей в Обуде поселили нашу группу по приезде в Будапешт. Автобусные туры чаще всего подразумевают посещение не только нескольких городов, но и стран. Вот и нам предстояло изрядно поколесить по Венгрии. А на посещение его столицы по программе отводилось два дня. Ну почему всего два дня? Восклицаю я уже после поездки, понимая, что много осталось за кадром и закрепить впечатления в ближайшее время вряд ли удастся. Преданья старины глубокойЗнакомство со столицей Венгрии местный гид Ласло начал с холмистой Буды и ее центра — Крепостного района. По нему можно ходить, как по музею: на территории в 28 га находятся более 700 памятников средневековья. Сколько же нужно времени, чтобы взглянуть на них, хотя бы мельком? ...От подножья Будайской крепости мы поднимаемся по широкой мраморной лестнице (а можно проехать на фуникулере), чтобы оказаться в окружении белокаменных кружев рыбацкого Бастиона. Свое необычное название сооружению дал располагавшийся здесь в средние века рыбный рынок. Поклонники глубокой старины, возможно, будут разочарованы: средневековым здесь остался только фундамент. В 1896 году известному в то время архитектору Фридешу Шулеку было дано "задание" соорудить в этой местности незабываемый вид, открывающийся из Пешта. И он преуспел в этом. Настолько, что этот романтический архитектурный ансамбль, который, правда, некоторые критики сравнивают с марципановым украшением свадебного торта, ЮНЕСКО включила в список мирового наследия. Мы продвигаемся вглубь крепости и оказываемся на ее центральной площади, чтобы еще раз замереть от восторга, на этот раз от вида церкви Матяша, величественной и утонченной, с колокольней, словно объятой каменными язычками пламени. Один из самых важных храмов Венгрии, который был местом венчания и усыпальницей многих венгерских королей, назван в честь одного из них — Матяша. Эту постройку XIII века турки во время нашествия превратили в мечеть, замазав все фрески, позже она попадала в цепкие руки иезуитов, была приходской церковью, многократно перестраивалась и реставрировалась. А свой нынешний вид "приобрела" во второй половине XIX века, что совсем не смущает туристов, которые часами толпятся вокруг нее. Старые купеческие дома, фонтан Матяша, изображающий охотничью сцену, церковь Марии-Магдалины, здание бывшего кармелитского монастыря, дворец Александра, парадные ворота Королевского дворца и сама королевская резиденция, дворец Президента Венгерской Республики — у парадных дверей никакой охраны, подходи, фотографируйся... И потрясающая панорама Пештской стороны города. Впечатление от увиденного не успеваешь "переваривать". Крепость осталась позади, и мы мчимся по Цепному мосту в сторону Пешта. О мостах в столице Венгрии следует сказать отдельно. Здесь их девять (и еще строятся новые), и каждый интересен по-своему. Цепной — самый красивый. С чугунными украшениями, "сторожащими" его по обе стороны львами. Этот мост является символом Будапешта. Почти не уступает ему изящный и словно парящий над волнами Дуная мост Эржибет. Все водные переправы города имеют более чем столетнюю историю, однако после того, как были в конце войны взорваны фашистами, отстроены заново. И не без помощи жителей страны. Чтобы возродить в прежнем виде Цепной мост, в декабре 1947 года была объявлена акция, суть которой сводилась к тому, что в новогоднюю ночь к каждому входному билету во всех увеселительных заведениях страны и счету в ресторане приписывали 1 форинт. На собранные средства мост через два года был отстроен и открыт. Париж Восточной ЕвропыИтак, мы в равнинном Пеште. Здесь тоже присутствует дух старины, но уже более близкой. Украшенные лепкой, мини-скульптурами, колоннами помпезные здания и дворцы. Единого стиля нет. Изысканная "мешанина" из готики, барокко, ренессанса. Неширокие и подчас даже кривые улочки, небольшие уютные площади. Самое знаменитое и потрясающее в Будапеште здание — Парламент, одно из самых больших такого рода зданий в мире. Издали оно действительно очень похоже на здание английского Парламента, но без Биг Бена. Здесь хранятся коронационная корона и прочие королевские регалии. В здание может войти любой желающий, но только с экскурсией и в определенные часы. "А сейчас мы выезжаем на проспект Андрашши — это наши Елисейские Поля, — комментирует Ласло. — Проспект, как и набережные Дуная в центре города, находятся под охраной ЮНЕСКО". За окном проплывают роскошные виллы, музеи, театры, огромные платаны, этим деревьям, оказывается, уже более 150 лет. Проспект был застроен в знаковые для венгров 90-е годы XIX столетия, когда в честь тысячелетия обретения ими новой родины в новой столице как грибы стали появляться новые кварталы домов, дворцы, архитектурные ансамбли. Кстати говоря, с тех пор не только проспект, но и здания всей исторической части Пешта, его планировка ни разу не перестраивались. Проспект Андрашши длиной всего 2,5 километра и "упирается" в площадь Героев. Красивую и очень торжественную. В ее центре — 36-метровая колонна, которую венчает символ победы архангел Габриэль. Это памятник Тысячелетия Венгрии. Позади него, в нишах двух полукруглых колоннад, — бронзовые статуи выдающихся деятелей венгерской истории. "Здесь те, кто действительно что-то сделал для народа", — подчеркивает наш гид, подробно рассказывая о деяниях каждой персоны. Расслышать то, что он говорит, не получается, потому что мимо нас один за другим проносятся, выделывая всевозможные кульбиты, молодые скейтбордеры, ролеры, велосипедисты. Ласло извиняюще улыбается, мол, что поделаешь, надо и их интересы уважать, завершает экскурсию и прощается с группой. А мы идем на пристань, где нас уже ждет прогулочный кораблик. Садимся на него и погружаемся в сказку, теперь уже вечернего Будапешта. При лунном свете он предстает еще интереснее и загадочнее дневного. Ярко освещенные мосты, в золотых и серебряных переливах дворцы, музыка, бокал шампанского в руках… Koszonom, Будапешт. Спасибо! Продлись, продлись, очарованье!Следующий день — свободное время. Иди куда хочешь. Мы захотели на остров Маргит, который является любимейшим местом отдыха будапештцев. Вообще-то он пешеходный, но если взять напрокат мини-кар, можно проехаться даже с ветерком. Сразу направляемся к двум припаркованным игрушечного вида машинкам. Увы, здесь требуются водительские права. А мы и на двойной четырехколесный велосипед согласны! Это была незабываемая прогулка. Чистейший воздух, пение птиц, изумрудная зелень лужаек, ухоженные газоны, цветники, фонтаны, важно разгуливающие в небольшом зооуголке павлины... Какие счастливые будапештцы: в этом раю могут бывать хоть каждый день! Два часа езды по острову на "железном" коне пролетели, как один миг. Чтобы вовремя "сдать" транспорт, надо было спешить, уже по-спортивному "давя" на педали. Несколько глотков воды, минута отдыха, и до свидания, гостеприимный Маргит. Нас ждет базилика Святого Иштвана — самая большая церковь Будапешта, место, где хранится национальная реликвия — Святая Десница — мощи правой руки первого венгерского короля Иштвана. Добрались мы до нее без особого труда, а вот внутрь церкви попасть не удалось. Чтобы загладить разочарование, решаем подняться на смотровую площадку Базилики, откуда, по отзывам, открывается чудесная панорама. Покупаем билеты, лифт везет нас вверх на несколько этажей. Куда же дальше? Смотрительница жестом указывает вглубь квадратной комнаты. В ней две двери. Заходим в левую — и, о боже, это не лифт, а ведущая вверх крутая винтовая лестница. Неужели эти ступеньки не закончатся? Закончились на счете 300. Выходим на площадку и оказываемся на уровне башни-колокольни. А вид на город действительно красив. Что еще надо обязательно посмотреть в Будапеште? Живописную крепость Вайдахуняда, она находится на территории городского парка. Здесь все, как в настоящем замке: мост, перекинутый через ров с водой, готические крепостные ворота. И особая неповторимость ансамбля строений: все они представляют архитектурные стили, бытующие в Венгрии на протяжении тысячелетия. Каждое сооружение: монастырь, часовня, рыцарский замок — является копией существующих или существовавших оригиналов. А еще здесь стоит побывать, чтобы дотронуться до скульптуры монаха Анонимуса, а точнее, до пера в его руке. При этом загадать желание, которое обязательно должно сбыться. Что мы и сделали. И судя по отполированному перу летописца, до нас эту процедуру повторила не одна тысяча человек. А теперь к метро — проехать по первой на европейском континенте ветке подземки. О билете — он, кстати, един для всех видов транспорта и стоит недешево, более двадцати рублей — надо побеспокоиться заранее. При входе в метро никаких турникетов нет, только маленькие стойки на перроне — с электронными компостерами. Но зайцами, неоднократно предупреждала наша гид, ездить не стоит, на линиях работает армия контролеров. Если поймают, придется платить штраф, аж 25 евро. Вагончики-старушки показались нам маленькими, почти игрушечными, и не только снаружи. Внутри каждого из них всего по 16 посадочных мест. А как же в час пик? Желтая ветка проходит под проспектом Адрашши, перегоны между станциями по этой линии самые короткие, через каждые 300 метров. Так что мы и оглянуться не успели, как доехали с одной конечной станции до другой. Вот и все, будапештский уик-энд закончился. Но не знакомство с Венгрией, потому что впереди нас ожидали не менее интересные открытия. Мы едем на Балатон. Но это уже другая история. Ведомости
|
Просмотров 933 |