Проплыть всю Англию на лодке
|
|
"Нет ничего – абсолютно ничего – примерно наполовину настолько же приятного, как просто путешествовать на корабле", – сказал главный герой книги английского писателя Кеннета Грехема "Ветер в ивах". Ну, а куда лучше ехать за подобными впечатлениями? Конечно же, в старую добрую Англию. Но на этот раз путешествовать будем не по морю, а "по суше", по густой сети старинных каналов, соединяющей практически все исторические и культурные центры Великобритании. Англия вся изрезана каналами: от Пеннинских гор на севере – до Оксфорда на юге, от Чеширской равнины на востоке – до Уэльских холмов на западе. В одном только Бирмингеме каналов больше, чем в Венеции! И, чтобы попасть в этот волшебный и во многом уникальный мир английских каналов, достаточно всего лишь взять отпуск (желательно подлиннее) и нанять лодку, байдарку, катер, баржу или плавучий дом. Все прелести подобного путешествия описаны еще более 100 лет назад Джеромом К. Джеромом в его бессмертном произведении "Трое в лодке, не считая собаки". Правда, сейчас путешествовать стало намного приятнее: горячая и холодная вода, душ, туалет, плита, телевизор, холодильник, постель, стереосистема – в общем, практически все, как дома. Откуда в Англии каналы?Когда в XVII веке в Англии началась Промышленная революция и местные капиталисты озаботились проблемой перевозки сырья и готовой продукции, железных дорог еще не было. Выход напрашивался сам собой: густая сеть рек и речушек, богатые традиции судоходства – вот оно, решение. За короткое время англичане понастроили по всей стране больше 64000 километров судоходных путей и пустили по ним баржи. А вдоль каналов были проложены дорожки, по которым шли лошади, эти самые баржи тащившие. Потом появилась железная дорога, первые паровые и дизельные двигатели, но англичане, чтящие традиции, каналы свои не забросили. А в последнее время, благодаря прокатно-лодочной индустрии, каналы и вовсе обрели новую жизнь. Сейчас эксплуатацией этой водной сети занимается преуспевающая компания "British Waterways", которая чистит, ухаживает, благоустраивает каналы и шлюзы, а также обслуживает сотни, если не тысячи, лодок. Кроме того, многие англичане имеют лодки в личном владении и плавают по каналам, как по делам, так и для развлечения. Мне, например, встретилась одна пожилая английская пара, которая каждое лето на месяц-другой закрывает свой дом, переселяется на лодку и, не торопясь, путешествует по стране. Побыть соседом Ее ВеличестваHouseBoat – это ультрасовременный комфортабельный дом на воде, который в дополнение ко всему еще и "умеет путешествовать", то есть оснащен двигателем и всем необходимым для длительного плавания. Только представьте: вы, сидя в уютном домашнем кресле на палубе или в каюте, сами планируете время, маршрут и места для стоянок и сами же все это реализовываете. Такой дом в Англии можно снять на время, как взять машину напрокат. Обойдется прокат "дома на воде" недешево: в зависимости от класса лодки и времени поездки вам придется выложить 550–1500 фунтов стерлингов. Правда, есть возможность сэкономить, разделив траты за аренду "хауза" между всеми членами экспедиции. Но, с другой стороны, разве не стоят этой суммы те впечатления, которые получите от вояжа? Вообразите себе: вы просыпаетесь утром от шума воды, бьющейся о борт и, выглянув в иллюминатор, видите стаи куропаток, лебедей и уток, ожидающих, чтобы Вы разделили с ними свой завтрак. Или в полдень наслаждаетесь аппетитным запахом бекона, подрумянивающегося на сковородке, и ароматом свежесваренного кофе перед тем, как продолжить плавание... А во время путешествия встречаете таких же счастливчиков, наслаждающихся жизнью на лодке. Согласитесь, ни одно сухопутное средство передвижения не обеспечит вам таких эмоций! Отправиться в путешествие можно практически из любой точки Великобритании. Плавание, например, от Бенсона до Виндзора и обратно займет не меньше недели. На любом маршруте вас ожидают живописнейшие пейзажи, так и манящие устроить пикник на природе, и масса достопримечательностей. К примеру, Виндзорский королевский замок – своего рода обитаемый музей, время от времени там живет королева Великобритании. Чтобы понять, дома ли ее величество, достаточно взглянуть на замковую башню – во время пребывания Елизаветы II там развевается флаг. Неподалеку от Виндзора высятся величественные стены Итона – самого привилегированного колледжа в мире. И все же исследование английских каналов лучше всего начать с Йоркширского водного пути Калдер – Хебл, самого, пожалуй, живописного маршрута в стране. Освоить автомобиль намного сложнееЗдешние шлюзы – отдельная тема. "Я, например, очень люблю шлюзы. Они приятно разнообразят плавание", писал вышеупомянутый Джером К. Джером. Это чистая правда, и у вас будет масса возможностей в этом убедиться. Сказать, что шлюзов на каналах много – значит не сказать ничего: только на пути от Бенсона до Виндзора их 36 штук. Все – ручные, то есть, никаких двигателей, как это было и 200 лет назад. И все содержатся в идеальном порядке. Сами шлюзы очень живописны: игрушечные домики локкиперов (смотрителей), аккуратно подстриженные газоны, стаи гусей, уток и цапель. Вообще, на Темзе и каналах очень много живности – в том числе и рыбы. Так что не забудьте захватить удочки. Шлюз – это не пропускающий воду отсек, находящийся посредине канала и имеющий ворота с двух сторон. Эти ворота, как правило, изготовлены из дуба или вяза. Когда верхние ворота закрыты, а нижние открыты, вода опускается до уровня нижней части канала. И наоборот, когда закрыты нижние ворота, а открыты верхние, вода поднимается к верхней части. Это оригинальное и простое изобретение позволяет и воде, и судам спокойно проходить через холмы и долины. Одно из правил хорошего тона для путешествующих по каналам: все ворота и задвижки за собой нужно закрывать. Кстати, получасовой тренинг, который вас в обязательном порядке заставят пройти, прежде чем отпустят в плавание, прибавит вам уверенности в собственных силах. Управлять автомобилем, ей-богу, намного сложнее! Тем более, что на воде, – в отличие от английских автомобильных дорог, – движение "нормальное", то есть правостороннее. Водник воднику – друг, товарищ и джентльменРощи берез, ив и ольхи – откуда доносится мелодичное пение дроздов и синиц. Высаживаешься где-нибудь на берег, знакомишься с окрестностями (а в окрестностях, кроме деревень – парки, и даже превращенные в музеи помещичьи усадьбы), обедаешь в городке или на лодке – в зависимости от настроения, – и потихоньку себе к следующему объекту. И так – каждое утро: просыпаешься, завтракаешь, не торопясь, заводишь двигатель и плывешь дальше. Все это за несколько дней становится родным и привычным – действительно, к хорошему быстро привыкаешь! Но самое яркое впечатление от путешествия по английским каналам – дружеская атмосфера в так называемой "канальной общине". Хотя, в отличие от передвижения по автомобильным трассам, при плавании по каналам вы можете не встретить ни одного встречного судна до самого Салтерхебла, тем не менее, кажется, что каждый, кто встречается тебе на пути, готов сколь угодно долго оставаться рядом просто, чтобы пообщаться, помочь пришвартоваться или пройти шлюз. Кроме того, английский народ вокруг (а практически все, кого мы встречали, были англичанами) очень любезен, здороваются все с такой радостью, будто уже несколько дней стоят здесь и поджидают вас, чтобы пожелать доброго утра и спросить, как вы себя чувствуете. И причем абсолютно искренне. Вот и верь после этого рассказам об английской холодности и чопорности! Газета по-киевски
|
Просмотров 1047 |