История народов, населявших Гвинею до прихода европейцев, детально не выяснена. Были времена, когда территория на берегу Гвинейского залива входила в древние африканские империи Мали и Гана. Еще известно, что 250 лет назад местное население подчинили пришедшие со стороны Сахары кочевники-фульбе, такие же негры, но верящие в Аллаха, а не в лесных духов. Португальцы грабили прибрежные районы и занимались работорговлей лет триста, но основательно осесть не пытались, только в устьях рек обустраивали поселки с невольничьими рынками, главным из которых был Боффо. Наконец в середине XIX века французы объявили Гвинею своей колонией, сразу начали воевать с местным населением, да так и провоевали вплоть до предоставления независимости в 1958 году. Словом, история любой африканской страны, и Гвинея тут не исключение, – это запутанные племенные разборки, работорговля. А туристам достаются легенды, причем из уст певцов-сказителей касты дьели. Они не знают французского, а своей письменности нет и никогда не было. Дьели всю жизнь поют эпические песни, рассказывают легенды – например, легенду о великом царе племени малинке Сундияте-бегемоте. Долгое время бегемотам в Гвинее приносили жертвы, а когда бегемоты вымерли, подношения стали просто бросать в воду. Одно из таких священных мест находится у водопадов Киндиа, другое – возле города Дубрека. Но теперь там Сундияте-бегемоту жертв не приносят, туда возят туристов, устраивают для них выступления танцоров и – снова рассказывают легенды. А туристы смотрят, слушают и купаются в водопадах. Со времен Сундияты-бегемота малинке в стране – уважаемые люди. Сусу – крестьяне, фульбе – ремесленники и торговцы, африканские богачи, а малинке – гиды, чиновники и правители. Самый знаменитый малинке – первый президент Гвинеи, диктатор Секу Туре, он правил страной почти тридцать лет. Столица Гвинеи Конакри расположена на узком полуострове и на сравнительно небольшой территории, в основном в одноэтажных лачугах умудряются жить почти два миллиона конакрийцев. На главной магистрали города, проспекте имени Фиделя Кастро, в любой день толкутся тысячи горожан. На рыночной площади сразу нескольким десяткам женщин парикмахерши заплетают косички. Кричат торговцы, дети, полицейские. Все машины переполнены, в автобусах занят каждый сантиметр, в грузовиках люди стоят, прижавшись друг к другу, в легковых автомобилях ездят по семеро. Непрерывным строем тянутся дощатые бараки с промасленными рогожами вместо дверей, без окон, но с хвастливыми вывесками на французском: "Фитнес де Пари", "Бутик мадам Росс", "Прет-а-порте Конакри". В "бутиках" могут продавать платья из китайского ситца, а могут – керосин в бутылках, могут резать кур или купать детей в пластмассовых тазах. Повсюду сушат белье, разложив на земле. Больших магазинов в Конакри нет. Зато магазинчики – в каждом доме или возле каждого дома. Магазинчик по продаже обитых дерматином корявых диванов сменяется лавкой, откуда ведрами выносят арахис, за навесом с лужеными кувшинами начинается торговля исламскими товарами. Гвинея – мусульманская страна, но нравы в ней свободные, полностью укротить африканскую чувственность не удается. Еще полвека назад христиане составляли больше половины населения Гвинеи, а сейчас мусульман-суннитов – 90 процентов, христиане и не заметны. Конакрийские резчики по дереву славятся по всей Западной Африке и уступают только мастерам из Бенина. Лучшим материалом для скульптур считается красно-коричневая древесина ироко. У нее удивительные свойства: она упруга и пластична, легка в обработке – и в то же время очень тверда. И еще древесина почти не плесневеет и не гниет. Покупая недорогие скульптуры, опасайтесь подделок: ремесленники могут натереть светлое дешевое дерево гуталином, черным или коричневым, и выдать за ироко. В Национальном музее в Конакри собраны старые маски, фигуры божков и разных бесов, ритуальные барабаны и кувшины. Большая часть датирована серединой или концом XIX века, но есть вещи XVIII, XVII и даже XVI веков. В сувенирных лавках вместе с новыми продают и старые маски, вполне вероятно, что это искусственно состаренные подделки. Но европейцы, которые живут и работают в Гвинее, боятся покупать "настоящие" маски и "настоящих" бесов - мало ли, какая у них энергетика. Самая страшная и кровавая, на зато и самая энергетически сильная - это маска Мамиуаты. Район, где расположен Президентский дворец, когда-то был островом. И на этом острове в старину никто не селился, потому что там рос баобаб – воплощение духа этой самой Мамиуаты. После провозглашения независимости страна решила пойти по некапиталистическому пути, и в период борьбы с колдовскими пережитками баобаб срубили. А колдуны как раньше колдовали, так и теперь колдуют, без них никуда. В Конакри три отеля, где могут жить туристы. Лучший из них – "Ривьера Роял", он находится рядом с президентским дворцом. Купаться в черте города нельзя и туристы ездят на пляжи островов Луус. Ближайший к городу – остров Касса, до него сорок минут езды на моторке. На острове можно и остановиться, здесь расположен курортный комплекс "Магеллан". В Конакри пыльно, шумно, жарко. Но стоит выехать из города – и тотчас появляются зеленые поля, ухоженные сады, чистые реки, водопады, исчезает пыль, становится просторно и чисто. Впрочем, жарко и за пределами города, на то она и Африка, чтобы было жарко. Для туристов, желающих пожить в провинции, у водопада в Саумбе построены комфортабельные бунгало. Традиционная еда гвинейцев – рис с пальмовым или арахисовым маслом, вареная маниока, фасолевые похлебки, соусы из мелкой рыбы или мяса, каша из сорго и очень много жгучего перца пили-пили. В ресторанах отелей подают европейские блюда. ГлавТурБюро
|
Просмотров 782 |