баннерная реклама :)

Статьи по туризму


Главная » Закон» Злостные пассажиры

Злостные пассажиры 

Во сколько обходится дебоширам и авиакомпаниям хулиганство на транспорте в России?

Мелкие шалости

Наиболее распространенным и, наверное, наименее злостным правонарушением на борту самолета можно считать курение табака. До сих пор в подлокотниках кресел как иностранных, так и советских самолетов можно обнаружить пепельницу. То есть понятно, что раньше курить в салоне было можно. На некоторых частных и заказных чартерных рейсах небольших авиакомпаний и сегодня командир воздушного судна может разрешить пассажирам курить в хвосте самолета или даже в салоне, если не возражают окружающие. Однако во всех крупных авиакомпаниях курение на борту воздушного судна запрещено категорически.

К собственному стыду, не так давно корреспонденту "Денег" самому довелось испытать на себе новые правила компании "Аэрофлот", которая, кстати, одна из последних среди российских перевозчиков запретила курение на всех своих рейсах, включая дальние перелеты в США. Туалеты самолетов авиакомпании теперь оборудованы датчиками дыма. Стоило мне затянуться пару раз, как датчик сработал, а опытная стюардесса безошибочно определила источник возможного возгорания, о чем незамедлительно сообщила командиру воздушного судна. Затем по громкой связи записанный на пленку женский голос разбудил тех пассажиров, которые еще не проснулись от суеты в хвосте самолета, и потребовал неукоснительно соблюдать правила поведения на борту. Затем мне вручили документ за подписью командира под названием "предупреждение", в котором подробно описывались всевозможные санкции, применяющиеся в отношении нарушителей. Стюардесса добавила, что капитан корабля настроен очень недружелюбно и, скорее всего, вызовет милицию к трапу. Но после мягкой посадки сердце командира, видимо, оттаяло, и беспокоить милиционеров он не стал, однако конфуз, надо признаться, был для меня, конечно, весьма неприятным.

Впрочем, курильщики далеко не самый главный враг авиакомпаний. Несоизмеримо большую угрозу представляет собой пьянство. Сам факт употребления спиртных напитков на борту в большинстве случаев не является нарушением. В некогда крупной авиакомпании "Красэйр" (с осени 2008 года уже не выполняет полетов и находится в процедуре банкротства) распитие любого алкоголя было разрешено официально. Но, например, на рейсах "Аэрофлота" можно употреблять только те алкогольные напитки, которые предлагаются на борту персоналом. Если стюардесса решит, что вам и разрешенных напитков уже достаточно, она имеет полное право отказать вам в очередной порции. А найденное "чужое" спиртное (например, купленное в аэропорту вылета в магазине duty free) у вас могут конфисковать на время полета. При этом, впрочем, в бизнес-классе любой авиакомпании вам традиционно предложат все самые лучшие сорта вин, коньяков, виски и вряд ли станут в чем-то вас ограничивать.

Похожие правила действуют и у других членов международного альянса Sky Team, в который входит "Аэрофлот". Например, корреспондент "Денег" был свидетелем того, как стюард на рейсе авиакомпании Air France, увидев в руках пассажиров бутылку вина из магазина duty free, вежливо попросил ее не распивать, помог уложить ее в багажный отсек, заметив при этом, что по правилам он ее должен конфисковать. Взамен он пообещал еще лучшего французского вина, которое будет предложено всем пассажирам после набора высоты. По окончании полета француз обнаружил бутылку пустой, чем был не на шутку расстроен, и поспешил заверить русских гостей Парижа в том, что в аэропорту их будут встречать полицейские.

Несмотря на то что в тот раз нарушителям установленного порядка повезло - полиция их не встретила,- обратный рейс в Москву позволил мне убедиться в том, что угрозы бортпроводника вполне могут стать реальностью. На моих глазах шестеро работников аэропорта имени Шарля де Голля в сопровождении полицейского выводили под руки изрядно выпившего человека лет пятидесяти, который, отчаянно размахивая руками, пытался им что-то объяснить. Безуспешно: самолет улетел без него.

Все серьезно

Серьезные возлияния на борту воздушного судна зачастую приводят и к серьезным происшествиям, которые действительно угрожают безопасности полетов и иногда подпадают под действие не только Административного, но и Уголовного кодекса, что называется, "с отягчающими". Пьяные люди зачастую не могут усидеть на одном месте до конца полета, а потому в результате их неуемной активности иногда происходят конфликты, драки и даже дебоши. Известны случаи, когда такие конфликты оборачивались иррациональными попытками захвата самолетов - и по тревоге поднимались антитеррористические подразделения. Возможно, пьяных хулиганов подстегивает еще и то, что у экипажа просто нет физической возможности высадить их из самолета, находящегося в полете. Но безнаказанными хулиганы не остаются.

Пассажира могут ожидать весьма суровые последствия, если он позволяет себе игнорировать требования командира воздушного судна. Как и на любом виде транспорта, авиаперевозчик вправе отказать в перевозке пассажиру, не выполняющему правила, без возмещения затрат на билет. И если начальник поезда и капитан судна могут высадить буяна в любой момент в любом удобном для остановки месте, что и будет весомым материальным наказанием за его поведение, то в случае с авиатранспортом это может быть актуально, когда пассажир уже заплатил за обратный перелет или ему предстоит стыковка с рейсом той же авиакомпании. Конечно, пассажир может противопоставить этому конституционную норму о праве на свободу перемещения, но сделать это он сможет уже только в суде. Кроме того, экипаж самолета всегда вправе передать нарушителя правоохранительным органам в месте приземления, где тот будет отвечать за свои деяния по местным законам. Такое наказание может оказаться тем жестче, чем суровее законы страны назначения: например, в зоне действия шариата за пьянство могут и высечь.

Самые тяжелые материальные потери ожидают авиапассажира, если у командира воздушного судна возникло убеждение, что его дальнейшее присутствие на рейсе может осложнить выполнение полета. Тогда он может посадить самолет в ближайшем к траектории полета аэропорту, а возмутителю спокойствия придется оплачивать все непредвиденные расходы авиакомпании в связи с экстренной посадкой. К этой угрозе не стоит легкомысленно относиться, особенно если вы летите самолетом иностранной авиакомпании, которая вряд ли будет учитывать специфические особенности поведения российского туриста.Характерным примером может служить известный случай с россиянкой Натальей Аксеновой, устроившей 12 марта прошлого года пьяный дебош на рейсе Москва-Нью-Йорк, который выполняла американская авиакомпания Delta Airlines. По данным агентства The Associated Press, сославшегося на судебные документы, во время перелета россиянка напилась, толкнула проводника и отказалась уйти из прохода между креслами, когда другим пассажирам разносили еду. В результате командир корабля принял решение совершить внеплановую посадку в аэропорту города Бангор штата Мэн, обвинив пассажирку в создании помех для работы экипажа самолета и нападении на бортпроводника. Суд приговорил Аксенову к 98 дням тюрьмы, 2 годам полицейского надзора после освобождения (россиянка проживает в США) и выплате компенсации Delta Airlines в размере $17 тыс. за изменение маршрута полета. Возможно, что мы не знаем всех обстоятельств этого дела, которые спровоцировали такие жесткие действия экипажа и решение суда, но сам факт происшествия говорит о том, что желание провести полет навеселе может привести к очень плачевным последствиям.

Бессилие перевозчиков

В российских авиакомпаниях сетуют на то, что государство не наделяет их правом самостоятельно наказывать нарушителей. Это могут сделать только уполномоченные сотрудники милиции и только в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). "Сейчас сложилась практика, когда даже за серьезные правонарушения с применением физической силы виновный пассажир отделывается штрафом по статье "мелкое хулиганство",- рассказывает гендиректор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова.- Размер такого штрафа не превышает 500 руб., и эта сумма никак не может служить сдерживающим фактором для хулигана, как правило находящегося в неадекватном состоянии". По ее мнению, в особо опасных случаях виновные в противоправных действиях должны привлекаться не только к административной, но и к уголовной ответственности. В "Аэрофлоте" ее всецело поддерживают. "Мы уже очень давно говорим о необходимости увеличения ответственности за нарушение правил на борту, а сейчас мы практически бессильны перед угрозой, которую такие случаи представляют для безопасности полетов",- говорит пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг.

Но в "Трансаэро" смотрят значительно дальше. "В России должна быть проведена официальная сертификация специальных средств, которые экипажи воздушных судов имеют право применять при усмирении разбушевавшегося хулигана",- предлагает Ольга Плешакова. По ее мнению, и наказание рублем должно соответствовать издержкам авиакомпании, вытекающим из необходимости задерживать рейс, привлекать милицию и выгружать багаж недисциплинированного пассажира. В результате другие пассажиры теряют стыковки на трансферные рейсы, а восстанавливать их авиакомпании должны за свой счет. "Как показывает практика, наши суды, к сожалению, пока лояльно относятся к хулиганам на воздушном транспорте и стараются избавить их от возмещения материального ущерба перевозчику",- сетует гендиректор "Трансаэро".

Эксперты полагают, что нынешняя редакция КоАП весьма своеобразно понимает различия между видами транспорта и в большинстве случаев совершенно незаслуженно обходит своим вниманием авиацию. Например, санкции за курение в самолете вообще не предусмотрены, хотя "курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта" запрещено и оборачивается для виновных штрафом в размере 100 руб. Ответственность за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна приравнена к отказу подчиниться капитану морского или речного судна и оценивается штрафом в 100 руб. Порча оборудования и имущества перевозчика на железной дороге, угрожающая безопасности движения, карается штрафом 1-1,5 тыс. руб., а на авиационном и водном транспорте - от 500 до 1 тыс. руб. Отдельно КоАП запрещает запускать пиротехнику вблизи аэродромов и строить голубятни ("устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц") - за все это полагается штраф в размере 300-500 руб.

А как там у них на Западе?

Изучая архивы законопроектов, рассматриваемых в российском парламенте, можно найти бесчисленное множество попыток изменения КоАП в части нарушения правил поведения на транспорте, но пока ни одна из таких попыток не увенчалась успехом. В начале этого года появилось еще две инициативы - от главы комитета по транспорту Госдумы Сергея Шишкарева и от Министерства транспорта РФ. Минтранс предлагает такую норму: "Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 5 тыс. руб.". Депутат Шишкарев согласен с суммой, но предлагает дополнить возможные санкции административным арестом на 15 суток, если правонарушение произошло именно в самолете. Оба законопроекта запрещают "распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив". И если в варианте Минтранса штраф составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб., то господин Шишкарев оказался либеральнее, предложив штрафовать авиапассажиров всего на 3 тыс. руб. 26 февраля законопроект Минтранса был одобрен правительством, и эксперты полагают, что это свидетельствует о высокой проходимости проекта в Госдуме.

В то же время если сравнить эти законодательные инициативы с аналогичными нормами в других странах, то придется признать, что Запад опять ушел от нас далеко вперед. В европейских странах сумма штрафа за пьянство и курение на борту самолета составляет от ?3 тыс., а, например, в Австралии - $4,8 тыс. Конечно, финансовыми рычагами не всегда можно повысить уровень культуры в обществе, уважение к законам и правилам. Но если, например, штраф за непослушание на борту будет сопоставим с реальной месячной зарплатой нарушителя, то вполне можно будет и потерпеть с сигаретой до посадки. Да и отношение к экипажу самолета, скорее всего, изменится к лучшему.

Rokfeller.Ru

Просмотров 1369